Т е м а 4. Философская мысль в Беларуси
1. Особенности становления и основные этапы развития философской мысли Беларуси.
2. Гуманистические идеи в философской мысли Беларуси эпохи Возрождения.
3. Философское знание в Беларуси ХYII–ХIХ вв.
4. Советский и постсоветский период в развитии философской мысли Беларуси.
Темы рефератов и докладов
1. Специфика и основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
2. Философские взгляды Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского.
3. Мировоззрение Ф. Скорины как синтез национальной традиции.
4. Национально-освободительное движение и философская мысль Беларуси (К. Калиновский, Ф. Богушевич).
5. Идеи Возрождения и Просвещения в Беларуси (Ф. Скорина, А. Волан, С. Будный, С. Полоцкий, Г. Конисский, К. Нарбут).
6. Философия белорусского национального возрождения: проблемы и перспективы.
7. Проблемы белорусской идентичности в творчестве Я. Купалы и Я. Коласа.
8. Философско-историческая концепция И. Абдираловича: особенности и историческое призвание белорусского народа.
9. Художественная проза В. Быкова: война и экзистенциальный выбор человека в «пограничных ситуациях».
10. Философская мысль Беларуси в советский и постсоветский периоды.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные этапы развития философской мысли Беларуси. Что было характерно для каждого из них (тематика и проблемы, виднейшие представители)?
2. Почему философская мысль в Беларуси имеет ярко выраженный нравственный характер?
3. Что такое «стройный разум» в гносеологии К. Туровского?
4. В чем различие средневековой и ренессанской концепций человека у белорусских мыслителей?
5. Белорусский исследователь Возрождения С. А. Подокшин указывал, что «у рэнесансна-гуманiстычнай фiласофскай думцы Беларусi XVI–XVII ст. ст.…можна выдзелiць тры кiрункi – радыкальны рэфармацыйна-гуманiстычны, умераны рэфармацыйна-гуманiстычны i атэiстычна-гуманiстычны – у залежнасцi ад адносiн да папярэдняй культурна-фiласофскай i рэлiгiйна-тэалагiчнай традыцыi…». Что было характерно для каждого из этих направлений?
6. Ф. Скорина мудрость называл «мати всех добрых речей и учитель всякому доброму умению». Насколько подобная позиция перекликается с «этическим рационализмом» древнегреческого мыслителя Сократа?
7. Какое место отводил С. Полоцкий философии в жизни человека и государства?
8. Известный философ Я. Снядецкий в докладе «О философии», прочитанном в 1819 г. в Виленском университете, так характеризовал взаимоотношение философии и религии: «Религия как божье творение обошлась бы без всякой человеческой помощи, но как практикующаяся людьми требует против их двудушности и фальшивости помощи философии. Философия основывается на использовании разума в познании мира. Как религия, так и разум есть дары неба: поэтому они должны быть вместе и держаться один одного для сохранения общественного порядка, показывая человеку… те дороги, на которых он будет счастлив». Прокомментируйте, сколь рационально оправдана и жизнеспособна такая позиция.
9. Почему в Беларуси в конце XVIII – нач. XIX вв. широкое распространение получило учение физиократов? В чем его особенность?
10. Кто такие филоматы? Какие идеи, содержащиеся в их социально-политической программе, оказали влияние на формирование революционно-демократической идеологии в Беларуси?
11. Какие национальные проблемы были в центре внимания философии в Беларуси в начале ХХ в.? В чем философско-гносеологи-ческая и нравственно-эстетическая сущность воззрений Я. Коласа, Я. Купалы, М. Богдановича?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Объясните, как вы понимаете суждение: «Национальная философия – это относительно самостоятельная мировоззренческая система; вместе с тем она всегда выступает как процесс сложного взаимодействия локальных философских культур, в рамках которых под влиянием определенных факторов философ осуществляет свою творческую деятельность». Как это положение преломляется в истории философской мысли Беларуси?
2. Какие философские проблемы были центральными в творчестве Ф. Скорины? В чем актуальность его размышлений о счастье, свободе, государстве, благе, справедливости, правах человека, языке? Объясните в связи с этим его суждение: «Без мудрости и без добрых обычаев не есть мощно, почтиве жити людем посполитым на земли».
3. В чем смысл деизма К. Нарбута? Как им трактуется концепция вечного, неземного естественного права и как она согласуется с его представлениями о счастье, справедливости, свободе и воле человека? Исходите при этом из следующих его высказываний: 1) «Наш разум имеет определенные, присущие ему законы, в соответствии с которыми и поступает он в своих действиях»; 2) «…когда рассматриваем природу человека, мы не должны рассматривать его вне общества, а наоборот, как члена общества, и только тогда исследовать естественное право, только тогда применять его к обществу и ко всякому коллективу в частности»; 3) «Представления о всех предметах, которые только может иметь человек, приобретаются им благодаря обучению или применению этих предметов; ничего врожденного нет».
4. К. Лыщинский, написавший трактат «О несуществовании Бога», вследствие доноса был арестован, обвинен Варшавским сеймом в атеизме и приговорен к смертной казни. Можно ли, судя по содержанию сохранившихся фрагментов этой работы, считать его атеистом? В чем проявился, по Вашему мнению, гуманизм в его взглядах?
5. Что было характерно для философских взглядов ученых-естест-воиспытателей Горы-Горецкого земледельческого института (А. Советов, И. Стебут, А. Людоговский, А. Бажанов, М. Рытов), изложенных в их научных трудах? Какое влияние на их мировоззренческие установки оказывала их научная деятельность?
6. Какие темы исследовались белорусскими философами во второй половине ХХ в.? Каковы перспективы развития философии в Республике Беларусь с учетом национально-философских традиций, связей с философскими культурами других народов и разнородных процессов в современной философии?
Глоссарий
Антитринитаризм – рационалистическое течение в эпоху белорусского Возрождения (С. Будный и др.), отрицавшее догмат обожественной Троице.
Гуманизм (от лат. человечность) – мировоззрение, которое основано на принципах равенства, справедливости, человеколюбия в отношениях между людьми. В отличие от западноевропейских у белорусских мыслителей эпохи Возрождения гуманизм сочетался с патриотизмом, не получил широкого развития принцип индивидуальной свободы, доминировали идеи права.
Идеология революционного демократизма получила развитие в Беларуси во второй пол. XIX – нач. ХХ вв.; разрабатывалась преимущественно в литературно-художественных произведениях и публицистике (Ф. Богушевич, М. Богданович, Тётка, Я. Купала, Я. Колас); ее существенная особенность – сфокусированность на вопросах освобождения народа (экономического, политического, национального и духовного), которые рассматривались в философском и нравственно-эстетическом контекстах проблем бытия (жизни) народа в целом и каждого человека в отдельности.
Западнорусизм – идеологическое течение в общественно-поли-тической мысли Беларуси XIX в., представители которого (И. Семашко, К. Говорский, М. Коялович) рассматривали Беларусь как западную часть России, а белорусов – как органично входящих в единый русский народ, хотя и имеющих самобытную историю и культуру.
«Променистые» – организация учащейся молодежи (1820 г.), которая своей главной целью считала «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию».
Физиократы – представители направления в философской мысли Беларуси конца XVIII – нач. XIX вв. (И. Хрептович, И. Стройновский и др.), считавшие землю и труд на ней единственным источником богатства, а человека с его моралью – венцом и основой природы; рассматривали общество как естественный организм, разумное природное продолжение. Естественный порядок понимался как единство законов природы и общества.
Филареты (с греч. друзья добродетелей) – тайное общество 20-х гг. XIX в. в Вильно. Ставили задачи: дать «патриотически научное» образование молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Находились под влиянием филоматов.
Филоматы (от греч. любители знания) – студенческоеобщество Виленского университета (О. Ежовский, Я. Чечет, А. Мицкевич и др.), члены которого выступали за национальное просвещение и воспитание молодежи в духе польской культуры. Изучали западноевропейских философов, ставили вопрос об отмене крепостного права.
Философия Беларуси – комплекс философских идей и представлений, сложившихся в Беларуси со Средневековья до настоящего времени.
Эклектика (от греч. выбираю, отбираю) – беспринципное, механическое соединение разных, часто не совместимых точек зрения и философских взглядов.
Эклектическая философия в Беларуси оформилась во второй половине XIX в. в лекционных курсах, читавшихся в Виленской академии (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич); представляла собой попытку совмещения философии и науки Нового времени с основными постулатами схоластики.