Философские идеи развития
Понятие развития является одним из важнейших в диалектической картине мира. Проблема развития – это, прежде всего, проблема развития систем. Поэтому для прояснения категории и сущности развития следует остановиться на понятии системности и связанном с ним понятии системы.
Системность является таким же неотъемлемым свойством материального бытия как пространство, время, движение. Системность означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Хаотичные изменения происходят не самостоятельно, а всегда оказываются включёнными в оформленные образования и подчиняются в конечном счёте действию частных и общих законов. Неоформленность изменений в одном каком-то отношении оказывается упорядоченностью в другом. Организованность присуща материи в любых её пространственно-временных масштабах.
В последние десятилетия в связи с изменением представлений астрофизиков о галактиках стал интенсивно обсуждаться вопрос о крупномасштабной структуре Вселенной. Выдвинуто предположение о том, что в наиболее крупных масштабах Вселенной вообще отсутствует всякая структура. С другой стороны, в более мелких образованиях существует огромное разнообразие структур. Однако такая идея встречает справедливые возражения. Для решения этого вопроса необходимо уточнить понятие структуры.
& Структурностью называют внутреннюю расчлененность
материального бытия.
Развитие науки связано с постоянным обнаружением всё новых и новых структурных образований. Если раньше взгляд на Вселенную замыкался галактикой, затем расширялся до системы галактик, то теперь изучается Метагалактика как особая система со специфическими законами, внутренними и внешними взаимодействиями. Представление о структурности шагнуло до масштабов 20 млрд световых лет (1028см). Речь здесь идёт не о гипотетической структурности, а о системности Вселенной, устанавливаемой средствами современной астрофизики.
Последние научные данные говорят о том, что неорганическая природа – это самоорганизующаяся система, состоящая из развивающихся и взаимосвязанных систем различного уровня сложности. Материальный мир во всех своих масштабах обладает формообразующей активностью. Бесструктурной материи не существует.
Каждый структурный уровень материального бытия образуется из множества объектов какого-либо класса и характеризуется особым типом взаимодействия между составляющими его элементами.
Неорганическая природа имеет следующую последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – атомарный – молекулярный – уровень макроскопических тел различной величины – планеты – звёздно-планетные комплексы – галактики – метагалактики.
Живая природа тоже структурирована. В ней выделяют уровни биологических макромолекул – клеточный – микроорганизменный – органы и ткани организма – популяционный – биоценозный - биосферный. Общей основой жизни является органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой). На каждом уровне метаболизм имеет свою специфику.
Социальная действительность в структурном аспекте представлена индивидами – семьями – коллективами и малыми социальными группами – классами – национальностями и нациями – государствами – обществом в целом.
Таким образом, каждая из трёх областей материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые находятся не в беспорядочном наборе в составе той или иной области действительности, а в определённой связи и упорядоченности. Закономерности новых уровней специфичны, несводимы к закономерностям других уровней. Структурное многообразие, т.е. системность, является способом существования Вселенной.
Исходным понятием в представлении бытия как структурно упорядоченного образования выступает понятие «система».
Можно выделить около сорока определений понятия «система», которые являются наиболее распространёнными в современной литературе. Один из основоположников общей теории систем Берталанфи определил систему как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом при этом называют неразложимый при данном способе рассмотрения компонент системы. Если в качестве примера рассмотреть человеческий организм, то его элементами будут нервная система, сердечно-сосудистая, опорно-двигательная и т.д., но не отдельные органы и ткани. Каждый из элементов живого организма, в свою очередь, будет состоять из каких-то элементов. Внутриклеточные образования, например, являются подсистемами клеток, но не организма в целом. По отношению ко всему организму они будут являться компонентами, но не элементами.
Понятие «подсистема» используется для анализа сложноорганизованных систем. Они объединяют в себе разные части (элементы) системы. Являясь элементом системы, подсистема, в свою очередь, оказывается системой по отношению к составляющим её элементам. Таким образом, понятия «система» и «элемент» могут переходить друг в друга. Поэтому эти понятия относительны. С этой точки зрения весь материальный мир является бесконечной системой систем.
В теории систем важным понятием является также понятие «структура».
& Структурой называют совокупность устойчивых отношений
и связей между элементами.
В структуру включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития.
Качество системы определяется и входящими в систему элементами и её структурой, но определяющая роль принадлежит элементам. Структура – это отношения, а «чистых» отношений, отношений без носителей не существует. Прежде чем возникают отношения, должны существовать элементы, между которыми эти отношения могут сформироваться. Элементы определяют и сам характер связи внутри системы. Природа и количество элементов обусловливают способ их взаимосвязи, то есть структуру. Элементы выступают носителем связей и отношений, которые характеризуют систему. Таким образом, качество системы определяется, во-первых, элементами (их природой, свойствами, количеством) и, во-вторых, структурой, то есть их связью и взаимодействием. Элементы сами по себе вне их взаимоотношений не существуют так же, как не существует «чистых» отношений, структур. Любая система представляет собой единство элементов и структуры.
Все системы, существующие в природе или обществе, неравнозначны по многим параметрам. Выделяют два больших класса систем: суммативные и целостные.
Суммативными системами является куча камней, песка или поленица дров, толпы людей на улице или пассажиры общественного транспорта. Элементы суммативных систем совершенно самостоятельны и достаточно независимы друг от друга и от системы в целом. Связи между элементами таких систем в основном внешние, несущественные, случайные. Качество такой системы можно определить как сумму качеств (или свойств) составляющих систему элементов.
Но такие образования не являются полностью бессистемными. Между их элементами всё же существуют некоторые связи и взаимодействия, которые объединяют данные элементы именно в конкретную совокупность. Например, пассажиров автобуса объединяет то, что они следуют одним маршрутом, дрова в поленице уложены определённым образом и если вытащить одно - два полена, то вся система разрушится. Однако к элементам таких систем можно добавить новые или исключить из системы некоторую её часть, не изменяя при этом систему качественно. То есть система в таком случае будет меняться только количественно, но не качественно.
Второй класс систем – целостные системы. В целостных системах существование системы зависит от каждого элемента. То есть из неё нельзя убрать ни один элемент, не изменяя при этом качественно всю систему. В таких системах не только система в целом зависит от каждого элемента, но и элементы зависят от системы и её свойств. Внутренние связи между элементами в целостных системах значительно стабильнее внешних. Качество системы в данном случае отличается от качества и свойств входящих в систему элементов. Например, свойства водорода (Н) и кислорода (О2), отличаются от свойств воды (H2O), в состав которой они входят. Водород и кислород, объединяясь в молекулу воды, образуют новое (системное) качество, которого не было у них, когда они существовали по отдельности.
Целостные системы представляют собой большой класс, который можно подразделить на различные типы по различным основаниям:
- по характеру связи между частями и целым выделяют неорганические и органические системы;
- по отношению к движению – статичные и динамические;
- по видам изменений – нефункциональные, функциональные и развивающиеся;
- по характеру обмена со средой – открытые, закрытые, изолированные;
- по степени организации – простые и сложные;
- по характеру происхождения – естественные, искусственные и смешенные (человек – машина; наблюдатель – прибор – объект).
Неорганические и органические системы. Примерами неорганических систем являются: солнечная система, молекулы, атомы, часы, автомобиль или любой механизм.
Неорганические системы могут быть нефункциональными или функциональными. Например, горные системы, кристаллы – это нефункциональные системы, а часы, автомобиль – функциональные.
В функциональных механических системах имеется комплекс самостоятельно существующих элементов. Характер связи между элементами в механической функциональной системе является внешним, так как взаимодействие элементов не вызывает изменение внутреннего состояния частей и их преобразования. Взаимодействие частей происходит под влиянием внешних сил. Любая часть в механизме выполняет определённую функцию и зависит от целого, от других частей и от их взаимодействия. Поломка какой-то одной части может повлечь за собой нарушение функций всей системы в целом.
В органических системах отношение частей и целого несколько иное. Самым характерным примером органических систем являются все живые организмы (в том числе организм человека) и общество. В неорганических и суммативных системах части могут существовать без системы и при этом они сохраняют свою функциональную способность. Любой механизм (часы, автомобиль, станок) можно разобрать на отдельные части, а затем собрать и он будет функционировать как прежде. В органических системах части существуют только в составе целого. Вне органической системы её части разрушаются (срезанные цветы, листок, сорванный с дерева, со временем увядают и засыхают).
Открытые и закрытые системы различаются по характеру взаимосвязи со средой. Между замкнутой системой и средой происходит только обмен энергией, но не веществом. Открытые системы существуют в условиях постоянного обмена веществ и энергией со средой. Они существуют только благодаря своей постоянной взаимосвязи со средой. Вне системы открытые системы существовать не могут, они разрушаются и погибают (например, рыбка, выловленная из воды).
Среди названных типов систем только открытые системы обладают способностью развития.
& Развитие можно определить как процесс изменения,
который характеризуется устойчивыми тенденциями
при сохранении системного качества.
Сущность процесса развития[6] заключается в целенаправленном накоплении информации с последующей её упорядоченностью и структурированием. Информация в систему поступает из внешней среды и приводит систему в активное состояние, что и становится причиной развития системы. Истоки активности системы связаны с целевой функцией системы и отклонением её от нормы. Под воздействием информации, поступившей из внешней среды, в системе возникает отклонение от нормы. Это приводит систему в активное состояние для возвращения её к норме, чтобы сохранить свою целостность. Без отклонения нет развития [6].
Система вне среды не может быть активной, так как только взаимодействие со средой, возникающее в результате этого отклонения и противоречия создают необходимое условие активности системы, её самодвижение в направлении самосохранения.
Любая упорядоченность возникает в результате какого-то воздействия среды на систему. Приспосабливаясь к изменяющимся условиям, система накапливает полезную для себя информацию и повышает уровень своей организации. Биологи считают, что содержащаяся в организме структурная информация вводится окружающей средой и её изменение (саморазвитие) обусловлено в основном длительным влиянием среды.
Таким образом, развиваться с качественными изменениями, с возрастанием уровня организации способны только открытые системы, в которых каждый процесс является единством самообусловленности и внешней обусловленности.
Однако развитие может осуществляться и в противоположном направлении, когда система не справляется с поступающей извне информацией. В таком случае происходит снижение уровня организации системы.
В понимании развития можно выделить три основных аспекта его изучения.
Первый аспект предполагает рассмотрение уровней организации развивающихся систем. В этом смысле развитие можно определить как повышение степени целостности систем, сменяющих друг друга в процессе развития. Примером могут служить общественно-экономические формации, выделенные Марксом в процессе исторического развития общества. Каждая формация рассматривается как более высокий уровень развития, а сама общественная история как прогрессивное восхождение от более низкого уровня организации (первобытности) к более высокому (феодализму, капитализму и т.д.).
Именно такой подход к пониманию развития представлен в книге Р.Ф. Абдеева «Философия информационной цивилизации» [6], на материал которой мы опирались в изложении механизма и сущности процесса развития.
Второй аспект связан с изменением субстрата развития, то есть того, что развивается. Здесь большую роль играют те скрытые предпосылки и тенденции развития, которые заключены в самой системе. Анализ субстрата развития позволяет выделить внутренние возможности системы к прогрессивному развитию или же какие-то внутренние ограничения для дальнейшего развития.
Третий аспект – это изучение самого процесса развития, его структуры, то есть обнаружение составляющих процесса развития. Под такими элементами понимают:
- отдельные стороны или «русла» процесса;
- последовательные фазы, стадии, этапы, периоды развития;
- элементарные изменения.
Далеко не все изменения можно рассматривать как развитие. Развитием являются только те изменения, в которых существует определённая направленность, тенденции к дальнейшим изменениям, в ходе которых проявляются необратимые состояния.
В общем виде направленность развития проявляет себя в рамках круговорота материального бытия. Круговорот по своей структуре выступает как сочетание направленности и цикличности, как единство прогресса, регресса и круговых движений.
& Под направленностью развития понимают определённую
тенденцию в изменении системы.
Эта тенденция связана, прежде всего, с необратимыми изменениями системы либо в сторону повышения уровня своей организации (прогресс) либо в сторону понижения этого уровня (регресс).
Направленность развития не сводится только к определению его направления: прогрессивного, регрессивного или в рамках одной плоскости. Направленность понимается значительно шире и включает в себя установление причин и определяющих факторов, обусловливающих развитие именно в данном направлении, а также вопрос о целенаправленности или телеономичности развития.
Таким образом, в самом общем смысле направленность понимается как необратимая последовательность чередования состояний развивающейся системы.
В процессе развития большую роль играет преемственность, которая выражается в связи нового со старым, и переносе некоторых сторон, качеств из старого в новое.
Преемственность занимает ведущее место в исторических связях различных этапов развития системы. Она выступает результатом единства взаимодействия необратимости и обратимости, которые неотделимы друг от друга. Чем более сложный и долгий путь развития проходит та или иная система, тем в меньшей степени проявляется вероятность полной обратимости. Но для отдельных элементов системы такая вероятность сохраняется и даже может возрастать. Вероятность повторения и сходства уменьшается по мере прогрессивного усложнения систем. Чем дальше находится ступень развития от исходного состояния, тем меньше вероятность возврата. В этом состоит суть необратимости как атрибутивного свойства процесса развития.
& Необратимость развития – это устойчивость преобразо-
ваний, сохранение качественно нового в объективном
процессе развития.
Необратимость является одной из существенных черт развития. По отношению к направленности необратимость или обратимость выступают предпосылкой. Необратимость представляет собой возникновение и сохранение чего-то нового в существующей системе. Однако возникновение нового неправомерно отождествлять с прогрессом. Результаты развития и достигнутый уровень организации накладывают определённые ограничения на возможности выбора направлений дальнейших изменений, а это, в свою очередь, может привести к регрессу или тупику в развитии. Так, например, сложившаяся структурная организация живого организма (наличие или отсутствие крыльев, плавников, скелета и т.д.) ограничивает возможности дальнейшей эволюции заданными рамками направленности.
Процесс развития различных систем можно классифицировать по типам и формам.
Понятием «типы развития» обозначают различные процессы развития как изменений вообще. Такими типами являются:
- индивидуальное развитие;
- исторические изменения;
- круговороты как моменты исторического развития.
Понятием «формы развития» обозначают различные виды и формы исторического развития. Формами развития являются:
- прогресс;
- регресс;
- необратимые изменения в рамках одного уровня организации;
- поли- и изоморфизмы исторического развития.
Более всего к настоящему времени изучены типы, формы и направления (тенденции) развития в живой природе.
Индивидуальное и историческое развитие или онтогенез и эволюция. Индивидуальное развитие – это процесс воспроизведения некоторых качеств и свойств живой системой, который отличается жёсткой запрограммированностью. Особенностью таких систем является высшая степень целостности. Это ограничивает их возможности в развитии за счёт обновления элементарного состава и других свойств. Носителем исторического развития (эволюции) являются системы популяционного типа, которые обладают возможностью к существованию в течение неопределённо длительного времени. Организация таких систем достаточно мобильна и допускает изъятие отдельных элементов из её состава или замену на новые элементы.
Эти два типа развития принципиально отличаются друг от друга. Эволюция представляет собой процесс стохастический (вероятностный), а онтогенез (индивидуальное развитие) запрограммирован в генетическом коде, передаваемом по наследству. Индивидуальное развитие – это воспроизведение видового качества, а историческое развитие предполагает изменение этого качества.
Основные направления исторического развития живых систем. Этими направлениями являются: прогресс, регресс и стагнация (необратимые изменения в рамках одного и того же уровня сложности). Все эти направления равнозначны. Они имеют естественные причины и обеспечивают выживание системы. Однако по своей значимости для дальнейшего развития они далеко не одинаковы. Прогрессивное развитие живых систем предполагает их усовершенствование, усложнение организации и расширение возможностей дальнейшего развития. Весь процесс развития неправомерно отождествлять с прогрессом. Регресс и стагнация тоже являются самостоятельными направлениями. Они обладают всеми необходимыми чертами развития: необратимые преобразования, образование нового качества и др.
Поли- и изоморфизмы в историческом процессе. Формы исторических изменений возможно выделять не только в соответствии с уровнем организации, но и по структуре самих путей развития: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм.
Дивергенция – это расхождение признаков организмов в процессе эволюции, основой которого является естественный или искусственный отбор.
Конвергенция – обратный дивергенции процесс приобретения живыми организмами схожих структур в строении неродственных организмов.
Параллелизм проявляется в структурно-функциональном сходстве некоторых живых организмов (например, строении глаза головоногих моллюсков и высших позвоночных). Существует определенный изоморфизм в развитии сложных систем не только на биологическом уровне, но и в обществе, науке, технике. По всей видимости, в реальном процессе развития есть некоторые структурные принципы, которые ограничивают разнообразие возможных путей развития.
Самыми распространёнными формами направленных исторических изменений являются прогресс, регресс и необратимые качественные изменения в одной плоскости (без изменения уровня организации).
Прогресс представляет собой такое направление развития, которое характеризуется накоплением структур и функций системы, увеличивающих относительную независимость системы от окружающей среды, повышающих уровень её организации и расширяющих перспективы развития в будущем.
Развитие в одной плоскости означает такое направление, которое является частичным усовершенствованием системы, не изменяет уровень её развития и сохраняет возможности развития, равноценные исходным. Частным случаем такой формы развития является специализация. Однако специализация противоречива по своему характеру. С одной стороны, она означает усовершенствование какой-либо функции или элемента системы, с другой стороны, она является приспособлением к узкой среде. В этом смысле она противоречит прогрессу и означает ограничение перспектив дальнейшего развития. В первом случае специализация выступает как фаза усовершенствования, а во втором – как самостоятельное направление развития, означающее сужение адаптивных возможностей.
Регресс – это направление развития в сторону уменьшения некоторых элементов системы или понижение уровня организации системы в целом. Регресс может проявляться как частный и как общий. Частный означает утрату системой некоторых свойств, качеств, структур, функций с сохранением общей прогрессивной тенденции развития. Общий регресс означает такие изменения системы, которые приводят к снижению уровня её организации.
Для сохранения общей прогрессивной тенденции развития необходимо постоянное преодоление односторонности. Это относится не только к биологическим системам, но и ко всем развивающимся системам в целом. Например, когда человек не допускает плюрализма мнений, его мышление характеризуется односторонностью, останавливается в своём развитии, а затем начинает регрессировать.
В процессе развития, как правило, прогрессивное направление не осуществляется в «чистом виде». Оно обычно переплетается с другими направлениями. Причем тенденции развития, его направление могут меняться, переходить друг в друга.