Научная деятельность как предмет наукометрического анализа
Наука как объект исследования интересует учёных еще с 30-40-х годов XX века. Основоположником науковедения считается Дж. Бернал, который в своей книге «Социальная функция науки» впервые предложил сделать объектом научного исследования непосредственно саму науку. Значительную роль в развитие науковедения внесли исследования Д. Прайса, использовавшего для изучения науки количественные методы, многие называют его «отцом наукометрии». Наукометрия - это совокупность количественных методов изучения развития науки как информационного процесса. Цель наукометрических исследований - дать объективную картину развития научного направления, оценить его актуальность, потенциальные возможности, законы формирования информационных потоков и распространения научных идей. Реализация этой цели включает в себя ряд конкретных задач, совокупное решение которых должно дать ответ на большинство поставленных вопросов. Проблема измерения при изучении научной деятельности - центральная проблема наукометрии. Без решения проблемы измерения, без ответа на вопросы «что измерять?» и «как измерять?» невозможно очертить предмет наукометрических исследований.
Известны следующие общие методы, используемые в наукометрии: статистический метод, метод подсчёта числа публикаций, метод «цитат-индекса», метод «контент-анализа», тезаурусный метод, сленговый метод. Наукометрический метод «цитат-индекс» базируется на обязательности ссылок на использованную литературу в научных публикациях. В его основе лежит наукометрический индикатор «число цитат или ссылок». Наукометрический метод «контент-анализ» происходит от социологического контент-анализа средств массовой коммуникации. Процедура контент-анализа заключается в сведении рассматриваемого текста к ограниченному набору определенных элементов (слов, предложений), которые затем подвергаются подсчёту и анализу. В основе тезаурусного метода лежит одноимённый метод, широко применяемый в теории и практике информационного поиска. Акцент в тезаурусном методе делается на содержательный анализ терминов для отбора среди публикаций текстов, релевантных запросу. Недостатком этих двух методов является отсутствие воспроизводимости результатов подсчётов, достаточной для наукометрических исследований. Один из возможных путей увеличения воспроизводимости результатов - использование сленгового метода.
Сленговый метод, как и другие наукометрические методы, основывается на вероятностных представлениях и является статическим. Являясь результатом развития «контент-анализа» и тезаурусного методов, сленговый метод опирается на традиции статистической лингвистики, изучающей частотные распределения слов и создавшей частотные словари. В качестве индикатора в этом методе берётся не число «символов», как в контент-анализе и не число «терминов» (ключевых слов), как в тезаурусном методе, а просто число словарных слов.
Научные сообщества
Понятие «научное сообщество» ввел в обиход Майкл Полани, хотя его аналоги - «республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж» и другие имели давнее происхождение. Есть свидетельства, что еще в XVII в. аббат М. Марсанн был организатором «незримого колледжа». Научное сообщество — это объединение ученых в единую социальную группу на основе специфических признаков. Специфическими признаками научного сообщества являются: 1. Единые стандарты профессионального поведения. Так, в научной среде запрещен плагиат. В научных трудах рекомендуется использовать ссылки, указывать авторство; 2. Общность образования; 3. Наличие научных положений, которые используются группой без разногласия. 4. Общие ценности. Например, ученых естественных и технических наук объединяет ценность, связанная с возможностью экспериментальной проверки результатов научной деятельности. Научное сообщество формируется под воздействием двух групп причин: Во-первых, научные сообщества могут возникать под влиянием формальных причин, в частности, они могут создаваться посредством административных мер, приказов. Административными методами создаются также научные коллективы для выполнения конкретной работы или программы исследований. Например, создаются научные коллективы для проведения космических исследований или выполнения программы исследований в области нанотехнологий. Во-вторых, научные сообщества могут формироваться под влиянием неформальных причин. Здесь объединяющим моментом выступает научная проблема, которая интегрирует ученых в группу единомышленников. На неформальной основе формируются такие виды научных сообществ, как: исследовательская группа, научная традиция, научная школа. Исследовательская группа — это научный коллектив, который демонстрирует высокую степень солидарности для достижения определенной научной цели. Научная традиция — это совокупность навыков, мастерства, методологических предпочтений, которые разделяются учеными и передаются от поколения к поколению. Научная школа — это вид научного сообщества, который предполагает наличие ученого, обладающего ярко выраженными качествами лидера, а также его учеников. Лидер научной школы умеет открывать своим ученикам перспективы научного поиска, он в состоянии увлечь своих подопечных интересными идеями.