Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах
это религия и этика:
а) права; б) государства; в) Абсолюта; г) любви.
15. Что Фейербах говорил о религии:
а) религия делает человека человеком;
б) не Бог создал человека, а человек Бога;
в) если бы Бога не было, то его следовало бы придумать;
г) религия – это форма коллективного психоза.
16. Назовите имя создателя учения «антропологического материализма»:
а) Гегель; б) Кант; в) Сократ; г) Фейербах.
17. Центром мировоззрения К.Маркса считается:
а) материалистическое понимание истории;
б) категорический императив;
в) бессознательная воля;
г) диалектика абсолютного духа.
18. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы.
19. Кто автор следующего высказывания: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы преобразовать его»:
а) Кант; б) Гегель; в) Герцен; г) Маркс.
Западная философия XIX – XX вв.
1. Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами как:
а) Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше;
б) Вольтер, Дидро, Гельвеций;
в) Кант, Гегель, Фихте;
г) Декарт, Спиноза, Лейбниц.
2. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей, все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
а) природы;
б) бога;
в) воли;
г) разума.
3. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:
а) удел радостей и прогресса;
б) цепь тревог, разочарований и мучений;
в) подобие маятнику – от безмятежного счастья
к горечи и страданию и наоборот;
г) серая и безликая «жизнь насекомых».
Психологическое понятие, во многом определившее философскую
антропологию С.Кьеркегора:
а) любовь; б) страх; в) зависть; г) радость.
Согласно учению О.Конта, развитие человечества проходит три стадии
или состояние человеческого духа:
а) мифологическую – философскую – позитивную;
б) теологическую – метафизическую – позитивную;
в) религиозную – позитивную – натуралистическую;
г) философскую – позитивную – религиозную.
6. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова « почем»у словом»:
а) что; б) зачем; в) сколько; г) как.
7. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) берклианство;
в) трансцендентализм;
г) эмпириокритицизм.
8. Предлагая свою классификацию наук, Конт все науки разделил на две группы:
а) точные и гуманитарные;
б) теоретические и прикладные;
в) философские и естественные;
г) позитивные и негативные.
В классификации наук Конт ввел название новой теории, которой он надеялся
заменить политэкономию, правоведение и этику:
а) менеджмент;
б) синергетика;
в) социология;
г) эпистемология.
10. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в:
а) прагматизме;
б) аналитической философии;
в) экзистенциализме;
г) фрейдизме.
11. В философии Ф.Ницше основным понятием является:
а) безосновательная воля;
б) воля к жизни;
в) воля к власти;
г) воля как «жизненный порыв».
12. В области научного познания, по мысли Ницше, истина – это:
а) цель научного познания;
б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение;
г) полезное заблуждение.
В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им
«переоценки ценностей»:
а) «Человек – это звучит гордо!»;
б) «Горе слабому!»;
в) «Человек человеку – бог»
г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».
Согласно психоаналитическому учению З.Фрейда, жизнь в целом и
большинство конкретных поступков человека определяются:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумом;
г) рассудком.
Автором всемирно известного труда «Структура научных революций»
является:
а) Т.Кун; б) К.Поппер; в) Д.Кедров; г) К.Ясперс.
16. В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:
а) агрессии; б) смерти; в) либидо; г) социальности.
17. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить
первичные стремления и инстинкты;
б) уменьшить чувство вины человека;
в) снижении тревожности индивида;
г) сублимации первичных комплексов.
Философское направление, согласно которому человек обречен на
одиночество и бессмысленность существования, есть:
а) экзистенциализм;
б) прагматизм;
в) марксизм;
г) волюнтаризм.
19. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека:
а) А.Камю;
б) З.Фрейд;
в) К.Маркс;
г) М.Хайдеггер.
20. Характерной чертой философии постмодернизма является:
а) исторический оптимизм;
б) рационализм;
в) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира;
г) исследования предельных основ бытия.
Русская философия
1. Где позднее появилась философия:
а) Германия; б) Россия; в) Франция; г) Китай.
2. Автором работы «Слово о законе и благодати» является:
а) Мономах; б) Илларион; в) Никон; г) Филофей.
3. Появление светского типа философствования в России происходит в:
а) XVIII в.; б) XX в.; в) XVI в.; г) XIV в.
4. Начало материалистической традиции в русской философии положил:
а) Десницкий С.Е.; б) Трубецкой Н.С.; в) Сковорода Г.С. г) Ломоносов М.В.
5. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве был:
а) Бакунин М.А.; б) Чернышевский Н.Г.; в) Соловьёв В.С.; г) Герцен А.И.
6. Идеализация русских самобытных начал характерна для:
а) марксистов; б) народников; в) славянофилов; г) западников.
7. Кто из перечисленных философов – представитель западников:
а) Киреевский; б) Аксаков; в) Герцен; г) Хомяков.
8. Кто из русских философов относится к славянофилам:
а) Чаадаев; б) Белинский; в) Герцен; г) Хомяков.