Философия как мировоззрение, ее роль и место в культуре
Одновременно с религией возникает философия как новый, высший тип мировоззрения. Главное сходство религии и философии состоит в том, что они ставят на предельно абстрактном уровне метафизические вопросы бытия мира и человека; различие их состоит в том, что религия при решении этих вопросов опирается на веру, а философия — на теоретическое мышление.
Философия возникает в VII — V вв. до н.э. этого процесса — развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Однако в формировании философии участвуют и обыденный опыт, и здравый смысл, и социальные процессы. В частности, атмосфера соревновательности, необходимость доказывать свое мнение в античном полисе оказала значительное влияние на генезис древнегреческой философии как базовой основы западного мышления.
Философия, как было сказано выше, имеет свою специфику. Одна из ее особенностей состоит в плюралистичности философского знания. С древности философы видели в ней и способы достижения истины (Пифагор, Гераклит), и научение мудрости (софисты), и освобождение человека от страха перед будущим и страданий, достижение душевного здоровья (Эпикур). Особенно яркой эта плюралистичность стала в современной философии, начиная со второй половины ХIХ века. Философия оказывается несводимой к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной, философской традиции. Чем философия отличается от других типов мировоззрения, рассмотренных выше? Если основой мифологии является образ, основой религии - вера, то основой философии является мышление, но мышление особого рода. Оно не тождественно научному, хотя имеет с ним точки соприкосновения и общие черты. Обычно подчеркивается рационализированный и систематизированный характер философского мышления, стремление к логической доказательности и аргументированности. Но этимология слова «философия» показывает, что ценностное содержание неотделимо от нее. В переводе с греческого философия - это «любовь к мудрости», а мудрость - это знание, и житейский опыт, и умение предвидеть последствия поступков, и, конечно, моральная ответственность.
Существенной чертой философии, отличающей ее от науки, является плюрализм. В история научного сообщества бывают периоды, когда конкурируют разные гипотезы, но все же постепенно оно приходит к однозначным выводам, общепринятым решениям, доказанным экспериментально. Поэтому наука не подвергает сомнению таблицу умножения, не изобретает велосипедов, она накапливает, аккумулирует свои достижения и, продвигаясь вперед, расширяет свой горизонты. Философия же вращается в кругу одних и тех же, часто «проклятых» вопросов. Она больше спрашивает, чем отвечает. А если отвечает, то ответы бывают разные, чаще всего прямо противоположные, логически не совместимые друг с другом. История философии - это история нескончаемых дискуссий. Парменид, один из первых греческих философов, заявлял, что мир — это лед; его современник Гераклит утверждал, что мир -это огонь. Аристотель, ученик Платона, опровергал основополагающие идеи своего учителя, повторяя, что истина ему дороже дружбы. И сейчас, когда на авансцену общественной жизни выдвигаются религия, державность и нация, именно философия предостерегает об опасности превращения этих ценностей в идолов, требующих человеческой крови. И критикует религию за догматизм, национальную идею - за возможность превращения законной национальной гордости в оголтелый национализм, а идею державы - в тоталитарный беспредел.
Вместе с тем различным философским концепциям присуще нечто общее. Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.
1.Исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается онтология (от греч.ontos — бытие, сущее, logos — учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет гносеология, теория познания (от греч. gnosis — знание, logos- учение).
3.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, производимое философской антропологией.
4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, осуществляемое социальной философией.
5. Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.
Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определение.
Философия — учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.
Философия — теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Среди философских учений существуют самые разные, предполагающие в качестве главного вопроса свой.
Для античных философов физиса это вопрос о первооснове всего существующего, для Сократа — «Познай самого себя», для философии Нового времени — как возможно познание, для логического позитивизма — в чем суть «логики научного открытия» и т.д.
Существуют вопросы, которые претендуют на роль основных для всех философских учений. Это прежде всего вопрос о субстанции, то есть такой основе мира, которая определяет его единство и без которой он не существует. Этот вопрос был сформулирован Ф.Энгельсом как «основной вопрос философии»: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия.
В зависимости от решения этого вопроса философские учения разделяются на такие крупные направления, как материализм и идеализм. Материализм признает в качестве субстанции материю, а идеализм — дух, сознание. Определение материализма и идеализма давалось еще в XVII веке. Вот как определяет эти направления в XIX веке немецкий философ-романтик Ф.Шлегель: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи их духа или же подчиняет ему материю».
Существует достаточно много исторических разновидностей материализма, среди которых можно выделить первоначальный материализм Древнего Востока и Древней Греции, механистический материализм Нового времени, диалектический материализм Маркса и Энгельса, вульгарный и естественнонаучный материализм.
Идеализм разделяется на объективный, субстанцией в котором является не зависящее от человека сверхъестественное сознание, дух (Платон, Фома Аквинский, Гегель) и субъективный, полагающий в качестве субстанции человеческое сознание (Дж. Беркли, Д.Юм). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Д.Беркли выразил эту его особенность словами «Существовать - значит быть воспринимаемым». Крайняя форма субъективного идеализма — солипсизм (solus —один, единственный, ipse — сам). Он состоит в том , что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.
Материализм и идеализм находились в разных взаимоотношениях. С одной стороны, борьба между направлениями существовала, но с другой — она не была абсолютной и непримиримой. Существовали течения в философии, сочетавшие материализм и идеализм, например, деизм. Познаваемость мира признавалась как материалистами, так и многими идеалистами, в частности, Гегелем.
Философские учения подразделяются также, исходя из количества субстанций, на монизм, дуализм и плюрализм.
Монизм (от греч. monos — один, единственный) — философское направление, в котором признается одно начало мира — материальное или идеальное. Примером материалистического монизма является диалектический материализм К. Маркса, идеалистического монизма — абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.
Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, признающее наличие двух самостоятельных субстанций — материальной и идеальной (Р.Декарт, Аристотель).
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) предполагает несколько или множество субстанций, материальных или идеальных (Демокрит, Г.В. Лейбниц).
К вопросу о субстанции примыкает и вопрос о познаваемости мира. Мыслители, считающие, что мир в целом или его часть принципиально непознаваемы, получили название агностиков, а их учение — агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый). Направление в философии, настаивающее на возможности адекватного познания мира человеком следует называть гносеологическим реализмом или гносеологическим оптимизмом.
Предметом философии является мир в целом, рассматриваемый в самых общих аспектах при особом выделении отношений «человек — мир». В разные эпохи на первый план выходили рассмотрение мира в целом без качественных различений элементов его структуры (античный космоцентризм); Бог и его проявления в мире (средневековый теоцентризм); человек как природное существо (ренессансный антропоцентризм), природа как объект научного исследования (философия Нового времени); отдельное человеческое сознание, язык, культурные структуры и пр. в современной философии.
Философия выступает в качестве всеобщей методологии.
Философский метод — система наиболее общих принципов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им, - теоретическое мышление, отраженное в философских категориях, принципах и законах.
Среди философских методов обычно выделяют диалектику и метафизику. Диалектика — учение о закономерностях развития бытия и познания на основе противоречий. Метафизика — противоположный метод, склонный к созданию однозначной, статичной картины мира. Кроме того, в качестве философского метода выступает сенсуализм, в котором за основу познания берутся данные органов чувств; рационализм, считающий основой познания разум; иррационализм, отрицающий или ограничивающий роль разума в познании.
Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют единую систему, благодаря чему философия выступает как общая методология познания.
Специфика философии проявляется и в ее функциях, среди которых выделяют, как правило, следующие:
1. Мировоззренческая, дающая картину мира и основные формы отношения к миру.
2. Гносеологическая, определяющая основные принципы познания, в частности, решающая вопрос о самой возможности адекватного познания мира.
3. Методологическая, отражающая роль философии как общего учения о методе.
4. Прогностическая, заключающаяся в формулировке гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.
5. Критическая, состоящая в рефлексии над основаниями культуры.
6. Праксеологическая, дающая глубинное базовое обоснование практики.
Все функции философии диалектически взаимосвязаны и дают представление о ее интегрирующей роли в культуре.
Соотношение философии и науки толкуется по-разному. Большинство современных исследователей склоняются к мысли о том что философия не является наукой. Это связано и с тем, что философия решает вопросы, не решаемые конкретными науками в силу недостаточности исходной базы данных, и с включением в нее проблем, связанных с выражением отношения человека к миру. Основная задача философии — ставить проблемы, которые, как правило, не имеют однозначного решения. Философские проблемы часто называют «вечными» в силу того, что каждое новое поколение вынуждено решать их заново, поскольку в ходе развития человечества выделяются все новые аспекты его взаимодействия с миром.
Философия связана и с ненаучными формами познания, а также с верой, которую не следует понимать как только религиозную. Карл Ясперс в своей работе «Философская вера» сказал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самое себя».
Вера - необходимая предпосылка и условие познания. Развитие человеческого знания есть результат веры, наличие веры и ее укрепление есть результат достижений человеческого познания.
Таким образом, философия — сложное явление духовной жизни человечества, позволяющее ему наиболее адекватно осознать себя и обосновать все сферы жизни и деятельности.