Логический эмпиризм (Венский кружок) как направление в философии науки
Логический эмпиризм - направление в философии и методологии науки, представители которого считали единственным предметом философии науки логический анализ структуры и языка конкретных наук с помощью аппарата современной (математической) логики и семантики. Применение методологии логического позитивизма в анализе логических и математических теорий показало свою ограниченность в естественно-научном познании, историческом и гуманитарном познании. В рамках логического позитивизма, оказалось невозможно адекватно поставить и решить ни проблему обоснования научного знания, ни проблему природы научных теорий, ни проблему предпочтения и выбора наилучшей среди конкурирующих теорий. Мощная внешняя критика их философских оснований привела к саморазрушению логического позитивизма в 70-х гг. 20в.
Венский кружок был основан в 1922 г. Морицом Шликом. Целью его деятельности стал анализ языка науки, изучение природы аргументации–прообраз фальсификации. Название «Венский кружок» возникло в ходе дискуссий Шлика с Рейхенбахом по поводу теории относительности Эйнштейна. Основной вклад в философскую ориентацию кружка внесло обсуждение трудов Витгенштейна.
На этом этапе развития философии науки сохранился приоритет для познания результатов наблюдения.
Позиция М. Шлика сводилась к тому, что он пришел к утверждению: предшествующая философия просто никогда и не доходила до постановки «подлинных» проблем. Не существует других способов проверки и подтверждения истин, кроме наблюдения и эмпирической науки. Всякая наука есть система истинных утверждений опыта. Философия - такая деятельность, которая позволяет обнаруживать и определять значение предложений. С помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируются. Наука занимается истинностью предложений, а философия тем, что они на самом деле означают. Таким образом, в задачу философии не входит, как считает М. Шлик, формулировка и проверка предложений. Философия — это деяние или деятельность, направленная на обнаружение значения.
Поворот в философии означает решительный отказ от представлений об индуктивном характере философии.
Наука и философия связаны, потому что философия интерпретирует смысл научных утверждений.
В число участников Венского кружка входили Нейрат, Гедель, Рейхенбах, Карнап и др.
В начале второй мировой войны Венский кружок прекращает свое существование в связи с убийством Шлика.
С весомыми теоретическими приращениями в деятельности Венского кружка связаны исследования логика Рудольфа Карнапа. Он считал, что достоверность протокольных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложений, в случае если последние сведены к протокольным. Протокольным предложениям приписывались такие особенности: выражают чистый чувственный опыт субъекта; абсолютно достоверны; именно с установления протокольных предложений начинается процесс познания; в их истинности нельзя сомневаться.
Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой находятся основные понятия, определения и постулаты; ниже располагаются предложения, выводимые из аксиом; вся пирамида опирается на совокупность протокольных предложений, обобщением которых она является.
Позднее эмпирический каркас науки строился на предложениях, которые не считались абсолютно достоверными, однако их истинность устанавливалась наблюдением и в ней не следовало сомневаться.
Р. Карнап отводил большое внимание проблеме, определяющей статус и специфику работы философа науки, отмечая, что старая философия природы была заменена философией науки. Она исследует понятия и методы, которые в ней используются, их возможные результаты, формы суждения и типы логики, которые в ней применяются.
Отто Нейрат был одним из наиболее активных участников Венского кружка. Он считал, что протокольные предложения не обладают никакими преимуществами по сравнению с другими видами предложений. Критерием истинности является не достоверность протокольных предложений, а непротиворечивость утверждений науки. И именно такое непротиворечащее другим предложениям данной науки суждение может быть выбрано ученым по соглашению с другими учеными в качестве исходного, протокольного. Само же соглашение есть личное дело ученого. В этих утверждениях фиксируется соединение конвенциализма и логического позитивизма.
Он горячо поддерживал и развивал идею создания унифицированного языка науки, способного обеспечить единство научного знания. Такой язык с необходимостью должен опираться на язык физики и математики. После распада Венского кружка все его интересы были сосредоточены в области экономических исследований.
Деятельность представителей Венского кружка можно рассматривать как образец научного сообщества. Вместе с тем этот этап имел свою ярко выраженную специфику-направление аналитической философии.