Логический эмпиризм (Венский кружок) как направление в философии науки

Логический эмпиризм - направление в философии и методологии науки, представители ко­торого считали единственным предметом фи­лософии науки логический анализ структуры и язы­ка конкретных наук с помощью аппарата современ­ной (математической) логики и семантики. Применение методологии логического позитивиз­ма в анализе логических и ма­тематических теорий показало свою ограниченность в естественно-научном познании, историческом и гуманитарном позна­нии. В рамках логического позитивизма, оказалось невозможно адекватно поставить и решить ни пробле­му обоснования научного знания, ни проблему при­роды научных теорий, ни проблему предпочтения и выбора наилучшей среди конкурирующих теорий. Мощная внешняя критика их философских оснований привела к саморазрушению логическо­го позитивизма в 70-х гг. 20в.

Венский кружок был основан в 1922 г. Морицом Шликом. Целью его деятельности стал анализ языка науки, изучение природы аргументации–прообраз фальсификации. Название «Венский кружок» возникло в ходе дискуссий Шлика с Рейхенбахом по поводу теории относительности Эйнштейна. Основной вклад в философскую ориентацию кружка внесло обсуждение трудов Витгенштейна.

На этом этапе развития философии науки сохранился приоритет для познания результатов наблюдения.

Позиция М. Шлика сводилась к тому, что он пришел к утверждению: предшеству­ющая философия просто никогда и не доходила до постановки «подлин­ных» проблем. Не существует других способов проверки и подтверждения истин, кроме на­блюдения и эмпирической науки. Всякая наука есть система истинных утверждений опыта. Философия - такая деятельность, которая позволяет обна­руживать и определять значение предложений. С помощью философии пред­ложения объясняются, с помощью науки они верифицируются. Наука занимается истинностью предложений, а философия тем, что они на самом деле означают. Таким образом, в задачу философии не входит, как считает М. Шлик, формулировка и проверка предложений. Философия — это деяние или деятельность, направленная на обнаружение значения.

Поворот в философии означает решительный отказ от представлений об индуктивном характере философии.

Наука и философия связаны, потому что философия интерпретирует смысл научных утверждений.

В число участников Венского кружка входили Нейрат, Гедель, Рейхенбах, Карнап и др.

В начале второй мировой войны Венский кружок прекращает свое существование в связи с убийством Шлика.

С весомыми теоретическими приращениями в деятельности Венского кружка связаны исследования логика Рудольфа Карнапа. Он считал, что достоверность протокольных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложений, в случае если последние сведены к протокольным. Прото­кольным предложениям приписывались такие особенности: выражают чистый чувственный опыт субъекта; абсолютно достоверны; именно с установления протоколь­ных предложений начинается процесс познания; в их истинности нельзя сомневаться.

Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой нахо­дятся основные понятия, определения и постулаты; ниже располагаются предложения, выводимые из аксиом; вся пирамида опирается на совокуп­ность протокольных предложений, обобщением которых она является.

Позднее эмпирический каркас науки строился на предложениях, ко­торые не считались абсолютно достоверными, однако их истинность ус­танавливалась наблюдением и в ней не следовало сомневаться.

Р. Карнап отводил большое внимание проблеме, определяющей ста­тус и специфику работы философа науки, отмечая, что старая филосо­фия природы была заменена философией науки. Она исследует понятия и методы, которые в ней используются, их возможные результаты, формы суждения и типы логики, которые в ней применяются.

Отто Нейрат был одним из наиболее активных участников Венского кружка. Он считал, что протокольные предложения не обладают никакими преимуществами по сравнению с другими видами предложений. Критери­ем истинности является не достоверность протокольных предложений, а непротиворечивость утверждений науки. И именно такое непротивореча­щее другим предложениям данной науки суждение может быть выбрано ученым по соглашению с другими учеными в качестве исходного, прото­кольного. Само же соглашение есть личное дело ученого. В этих утвержде­ниях фиксируется соединение конвенциализма и логического позитивизма.

Он горячо поддерживал и развивал идею создания унифицированного языка науки, способного обеспечить единство научного знания. Такой язык с необходимостью должен опираться на язык физики и математики. Пос­ле распада Венского кружка все его интересы были сосредоточены в об­ласти экономических исследований.

Деятельность представителей Венского кружка мож­но рассматривать как образец научного сообщества. Вместе с тем этот этап имел свою ярко выраженную специфику-направление аналитической философии.

Наши рекомендации