Представления о бытии в философии Аристотеля( 4 в.д.н.э.)
Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима), ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля.
Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего. Не может, так же, увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Но сама по себе материя(источник вещ-ва) инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения, бытия. Чтобы эту возможность превратить в действительность надо придать материи соответствующую форму(действительност бытия, духовное начало). Под формой- А. подразумевал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма и Материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. ,Таким образом, А. подходит к идее единства материи и формы. С понятием первоматерии А. связывает понятие возможность, а с формой – действительность бытия.т.е она делает возможность действительной первоматерия и форма соединяются с помощью движения. В связи с этим он вводит понятия «причина» и «следствие». Причина – толчок для движения,в тоже время следствие – причина движения.В мире работает постоянная причинно-следственная связь. перед Аристотелем встает вопрос, как происходит соединение материи и формы. Отвечая на этот вопрос он создает учение о четырех причинах существования вещи: 1) материальная (то, из чего состоит вещь);2) формальная (качественная определенность вещи);3)движущая (то, что соединяет материю и форму);4) целевая(для чего создается данная вещь).
(форма и материя соединяются с помощью движении)Движение –это мера пепрерывного времени, бытия,любого процесса. Движение миру задает Бог-он Основной двигатель мира, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Он неподвижен, иначе мир был бы конечен, на нем не срабатывает закон детерминизма. Бог – вне материального мира, он не материя, тогда он – чистый дух, а дух по А. – форма, значит Бог – абсолютная форма, следовательно, наше мышление – поток чистой формы, именно поэтому мышление принимает форму этого предмета, и для него познавать – постигать форму вне меня.Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: 1) вегетативный - душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), 2) чувственный, преобладающий в душах животных, 3) разумный или разум присущий лишь человеку. Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Процесс познания начинается с восприятия, в результате ощущений мы воспринимаем, а ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела (или телесности), но разум, разумная душа не связана с телесностью, она вечна.
Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта т.е все предметы существуют объективно, независимо от того вижу я или нет, чувствую или нет, тот или иной предмет все равно существует. Основным первым уровнем познания он считает чувственное познание, т.е через ощущение(индивидуальное восприятие,знание) и восприятие, затем при помощи разума мы перерабатываем информацию- это есть работа с образами.
У чел-ка сложное отношение со средой. Мы живем в мире вещей и идей, котор сами себе создаем. Кроме того идеи нужны для самого человека. А язык – это способ мышления, развитие мышления, то с помощью чего мы образуем понятия. Мир человека создан самим человеком, только движущая сила духа дана Богом, все остальное это выбор развития себя. Человек либо разумное сущ-во либо нет.
Учение об идеях Платона.( 4в.д.н.э.)
Суть теории Платона это вопрос о бытии. По его убеждению этот мир существует в 3х мирах:1)высший – мир чистых идей –Эйдосов, там нет тела, материи, это мир чистого духа. Мир Эйдосов –мир вечного существования.
Пограничный мир- мир человека, где соединяется смертное тело человека и его бессмертная душа. Наш мир конечный, смертный, мир временного бытия.
Низший – мир воплощенных идей, мир материи, где все вещи конечны. Смертны,все временное. Мир вещей неповторим это значит что и каждая идея неповторима.
Платон считает, что чувственного восприятия недостаточно для познания истины, оно представляет нам вещи не такими, какими они есть “на самом деле”, а такими, какими они кажутся нам (или нашим органам чувств).
Платон приходит к выводу, что, кроме самого материального предмета, существует нематериальная сущность данного предмета – «идея», которую человек и познает своим разумом, а не чувствами, ведь только разум может дать нам знание об объективной истине, иначе познание было бы просто невозможно.
Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей (Мир эйдосов, который существует вне времени и пространства) т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего!!.Идеи, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона.
Идея, или эйдос, - это та сущность предмета, которую мы познаем непосредственно, без помощи органов чувств, т.е. умом. Например: Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола.
У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. По Платону, души существуют вечно (и в ту, и в другую сторону), души существовали до рождения, и будут жить после смерти. Души до рождения обитали в мире идей, видели эти идеи и познавали их сразу, непосредственно, целиком. При рождении человека души, попадая в тела, забывают все те знания, которые они имели до рождения, но идеи в себе все же хранят и, встречаясь с предметами, души начинают припоминать то знание, которое имели до рождения, т.е. до воплощения в тело.
Поэтому и возникает в нас знание о мире. Когда человек видит незнакомый ему предмет, то он сразу вспоминает идею этого предмета и сразу делает вывод о том, что это за предмет - что это стул, а не стол, что это дерево, а не камень, что это человек, а не животное.
Предмет существует потому, что он причастен своей идее. Весь чувственный мир, по Платону, состоит из материи и идей. Материя без идеи есть небытие. Реальным, истинным, подлинным бытием обладает лишь идея.И мир идей, в котором существуют идеи всех предметов, понятий и явлений, т.е. и того, что не относится к предметам (идея любви, движения, покоя и т.д.), гораздо более многообразен, чем мир материальный. Этот мир идей является истинным бытием, и предметы существуют потому, что они причастны к миру идей. ,