Эллинистический период (IV вв. до н. э.
После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений ранне-эллинистического периода (IV-I вв. до н. э.) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.
Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Антисфен Диоген
Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Основные положения эпикурейской философии: реальность поддается осмыслению человеческим разумом; в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства; для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; для этого также излишни государство, богатство и даже боги.
Главным принципом эпикурейства выступает следующий: то, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. hegone — удовольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти. Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непреклонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов.
Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что направлено на его уничтожение.
Еще одним направлением раннего эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями были Пиррон (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) и Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до и. э.). Скептики сознательно проводят общий принцип раннего эллинизма — принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий — и приходят к выводу о невозможности познания космоса.
Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.
Содержание отчета
1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.
2. Цель работы
3. Задание
4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
5. Ответы на контрольные вопросы
6. В
Контрольные вопросы
1. Основной проблемой древнегреческой философии является:
а) доказательство бытия Божия; б) метод познания;
в) устройство космоса и место в нем человека; г) развитие мировой цивилизации и её типов.
2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:
а) вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);
б) монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);
в) гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);
г) варианты а и в верны.
3. Наиболее известным из софистов был Протагориз Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула «… есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:
а) универсум; б) человек; в) Бог; г) природа.
4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»:
а) знать всё и невозможно; б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно; г) другие не знают и этого.
5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
а) первоматерии; б) эйдосов;
в) множества конкретных предметов и вещей; г) представлений.
6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:
а) традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;
б) связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);
в) не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);
г) достижение общего блага, т.е. справедливости.
7. Философская система стоицизма построена на:
а) признании множественности факторов, определяющих развитие мира;
б) признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;
в) признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;
г) отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».
8. В эпикуреизме философия рассматривается как:
а) компетентное мнение; в) искусство жить счастливо;
б) любовь к мудрости; г) процесс познания мира