Практическое занятие№2.(2 часа)

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени

Практическое занятие№1.(2 часа)

Тема: Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

Цель:Получить углубленное знание о философии Древней Греции.

I. Рекомендации студентам по подготовке к занятию:

Для подготовки к занятию изучите:

1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред.проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл. 1. Стр. 5 -15.

2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. - М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20.

3. Философская энциклопедия. ООО «Директ Медиа Паблинг» ЗАО «Новый диск» www. directmedia.ru.

Знать: истоки греческой философии, еѐ периодизацию, основные школы и проблематику разных периодов еѐ развития, имена выдающихся мыслителей античности. Иметь представление: об общих чертах этапов еѐ развития и особенностях проблематики различных школ ранней античной философии, о сути философского учения выдающихся греческих философов Периодизация античной философии. Школы и основная проблематика ранней эллинской философии. Греческая философия периода расцвета. 10 Расширение еѐ проблематики. Софисты и Сократ. Платон. Аристотель. Эллинистический и римский периоды античной философии.

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – …

2) Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире, – …

3) Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определённое время, на заре истории (времени) – …

4) Образ, взятый в аспекте своей знаковости; знак, наделённый всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа, – …

5) Сфера человеческой познавательной деятельности, направленная на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении, – …

З а д а н и е 2. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философское учение об универсальной одушевлённости (оживлённости) материи – …

2) Учение о всеобщей причинной обусловленности, закономерной связи явлений мира – …

3) Термин, служащий для обозначения той части философского наследия Аристотеля, в которой исследуются высшие, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, – …

4) Религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности – …

5) Состояние душевного покоя и невозмутимости, рассматриваемое, по мнению некоторых древнегреческих философов (эпикурейцы, скептики, стоики), в качестве идеального для человека, – …

З а д а н и е 3. Заполните табл.

Функции философского познания

Функция   Определение функции     Примеры вопросов (на которые отвечает философия в рамках данной функции)
     
     
     

З а д а н и е 4. Заполните табл.

Вопрос о первоначале мира в досократовской философии

Философ Годы жизни Родина (полис) Труд (если сохранился) Первоначало
Фалес        
Анаксимандр        
Анаксимен        
Пифагор        
Гераклит        
Парменид        

З а д а н и е 5. Упражнения, комментарии

- Разъясните следующие философские позиции.

Когда Платон вёл речь об «эйдосах» и говорил о «стольности» и «чашности», Диоген заметил: «Что касается меня, Платон, то стол и чашу я вижу, а вот «стольности» и «чашности» нет». На что Платон ему ответил, что для чаши и стола у Диогена есть глаза, а для «чашности» и «стольности» у него нет разума.

- По данным его биографии определите имя мыслителя.

Родился в семье афинского поселенца на Самосе. В 306 г. до н. э. в предместье Афин, в саду, основал свою собственную школу, которая представляла собой круг друзей и единомышленников. Ставил себе в заслугу то, что никогда никого не цитировал. Он презрительно отзывался о Демокрите, Платоне, Аристотеле и других древнегреческих философах. Он считал, что заниматься философией никогда не рано и никогда не поздно, ибо только она поможет избавиться от страха и беспокойств.

Задание. 6 В чём Сократ усматривает человеческую мудрость? Каковы, по Сократу, основания человеческой добродетели? Всегда ли безнравственный поступок человека является следствием незнания им того, что он поступает дурно?

Сократ (469–399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, учитель Платона:

«Мало кто знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

«Этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего дельного и нужного не знаем, но он, не зная, воображает, будто что-то знает, а я, если уж не знаю, то и не воображаю».

«Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным».

«Познай самого себя».

«Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всём пересиливает и удовольствие, и всё прочее».

«Существует лишь один бог – знания, и лишь один дьявол – невежество».

ВЫВОД:

Практическое занятие№2.(2 часа)

Наши рекомендации