Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
Материалисты, признавая первичность материи по отношению к сознанию, должны объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая подхода к материи как причины самой себя. Домарксовские материалисты не могли решить эту проблему. Новый подход к ее решению был предложен в марксистской философии. Так, Энгельс, признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте бытия, акцентировал внимание на неизбежности порождения материей сознания. Иными словами, материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие свойства и способности, вершиной которых является «мыслящий дух».Эта концепция развития форм движения материи является предпосылкой для решения вопроса о природе сознания. В.И.Ленин писал, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение об отражении как всеобщем свойстве материи выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей неощущающей. Оно явилось основой для обоснования возникновения сознания как высшей формы отражения. Что же такое отражение?
Отражение есть способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности последних в своей собственной природе. Отражение – это момент, сторона взаимодействия.
Принято различать отражение в неживой и живой природе, а также в человеческом обществе. Простейшим примером отражения в неживой природе является отпечаток следов на снегу или на песке. Песок воспроизводит в своей природе геометрические особенности того предмета, который оставил в нем отпечаток. Это пассивная форма отражения.
Исторически первой формой биологического отражения в живой природе, т.е. активной формой, является раздражимость. Раздражимость – это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Свойство раздражимости имеет для организмов приспособительный характер.Так, растения отражают необходимые условия их существования и развития (поворот подсолнуха для лучшего взаимодействия с солнечными лучами, закрывание цветка с заходом солнца и т.д). Раздражимость – это допсихическая форма отражения.
Психическая форма отражения возникает на основе образования у организмов нервной системы. Основными формами психического отражения, присущие высокоорганизованным животным, являются: а)ощущения, б)восприятия, в)представления.
Вместе с эволюцией форм отражения возрастает и степень его адекватности. Оно дает организму более полную информацию об окружающей среде. Высокий уровень развития психики и высокая степень адекватности отражения создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания, которое является высшей формой отражения действительности.
Научная постановка вопроса о переходе от психики животных к человеческому сознанию стала возможной во 2-ой пол Х1Х века, после того, как Дарвин в книге «Происхождение человека» обосновал с биологических позиций положение о происхождении человека от высокоразвитой породы обезьян в конце третичного периода.
С социальных позиций это сделали Маркс и Энгельс, которые отмечали, что формирование сознания, в первую очередь, связано с возникновением в ходе трудовой деятельности специфически человеческого отношения к внешнему миру, которое опосредствуется новыми мотивами, стимулами к деятельности.
Общественной истории человека и его сознания предшествовала естественная предыстория: эволюция анатомо-физиологического строения, зачатки трудовой деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, эволюция звуковых и двигательных средств сигнализации.
Сознание возникает при переходе от биологической формы отражения к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Собственно трудовая деятельность человека и возникновение у него сознания начинается с процесса изготовления орудий труда. Трудовая деятельность способствовала становлению и логических форм мышления: анализ и синтез, обобщение, умозаключение и т.д.
Совместная трудовая деятельность первобытных людей не могла успешно развиваться без ее координации и обмена информацией. Возникая как средство коммуникации, человеческий язык одновременно начинает выполнять и функции материальной оболочки зарождающегося мышления, Развитие речи способствует развитию абстрактного мышления и совершенствованию трудовой деятельности.
Сознание по самой своей природе имеет социальный характер. Будучи высшей формой отражения, оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Оно является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений.
Непосредственными носителями сознания являются отдельные люди, а не общество вообще. Но мысль, порожденная сознанием отдельного человека и зафиксированная в языке, перестает принадлежать только отдельному индивиду. Она становится достоянием общества. Ее носителем становится общественный субъект. Именно социальная фиксация, хранение и трансформация продуктов деятельности сознания отдельных индивидов и определяет способность человеческого сознания к саморазвитию.
В истории формирования сознания выделяют следующие этапы: 1) элементарный интеллект непосредственного предка человека (предчеловека), 2)стадное сознание древнейшего человека (период дородового общества), 3)подлинно человеческое сознание и самосознание разумного общественного человека.