Природа и общество, основные формы их взаимодействия. Глобальные противоречия в системе «природа-общество» и формы их разрешения
Природа – совокупность вещей, процессов и явлений, которые существуют вне и независимо от человека, и подчиняется действию основных законов естествознания.
Общество– совокупность отношений, в которые вступают взаимодействующие друг с другом индивиды, коллективно производящие самих себя и условия своего существования.
Раскрывая взаимоотношения природы с обществом, необходимо обратить внимание на связь, формой осуществления которой является труд.
Труд-единство:
1.деятельности по адаптации человека к определенным природным условиям, и при этом природа оказывает определенное воздействие на человека.
В истории философии данная связь развивало направление(представители: Монтескье, Э.Бокль, Н.Данилевский).Они считали, что природа оказывает определяющее воздействие на развитие общества, но это развитие одностороннее: природа либо замедляет, либо ускоряет развитие человека.
Монтескье подразделял природные условия на 3 сферы:
1)среда с тяжелыми условиями - север
2)среда с оптимальными условиями существования- запад
3)с легкими- юг
Он считал, что эти условия по-разному сказываются на развитии человека из-за того, что
степень необходимого труда либо превышает необходимые значения, либо не достает этого уровня.
Насилие общества отстает от запада, т.к человек абсолютное время своего существования проводит в производстве, обеспечивая самого себя, и свободного времени не остается.
На юге человек обленился, следовательно, утратил навык к стимулу внутреннего развития.
Значимость концепции:
1)Четко указывает на внутреннюю взаимосвязь природы и общества, в которых осуществляется через труд. Они просто подчеркивают связь природы и общества, на основе которого общество просто использует сырьевые ресурсы природного мира.
Марксистское направление
В основе лежит принцип внутренней деятельности.
Маркс считал, что развитие общества определятся внутренними факторами: уровнем развития, производственных сил, в состав которых входит сам человек.
Природа косвенно влияет на общество, предоставляет необходимые ресурсы для развития
В историческом материализме доказывает истинность данной концепции.
Пример: Япония, которая не имеет запасов природного сырья, но является развитой индустриальной державой
Ущербность концепции в том, что она принимала во внешнее саму форму организации труда => производство. Поэтому он не мог объяснить фундаментальные отличия западного общества от восточного (Российского)
Маркс принял данную проблему выделив 2 способа производства: античный (рабовладельческий) и восточный, в основе которого лежит общественная форма собственности.
Во 2 половине 20 века стало очевидным ущербность концепции. Была предложена другая концепция
3) Системная концепция (Ковалев)
Считает, что взаимоотношения природы необходимо рассматривать на основе 3-х основных аспектов:
1.Структурная взаимосвязь природы и общества, которые определяет фундаментальные основания общественного производства
2.Атрибутивный
3.Функциональный
1. в основе лежит деятельность по адаптации человека к окружающим природным условиям. В зависимости от природных условий труд человека неоднозначно влияет на структуру общественного производства, сам же труд необходимо рассматривать с точки зрения по противоречию необходимого прибавочного труда.
Необходимый труд- который создает стоимость покрывающий затраты человека и общества, которая была затрачена на достижение цели выживания человека в данных условиях.
Прибавочный труд- создает стоимость, которая направлена на последнее развитие человека в свободное время ее производства
- в тяжелых условиях существования доля необходимого труда больше необходимой меры, которую мы направляем на развитие человека, и тем самым сама организация общественного производства становится коллективной. => данные природные условия являются основанием возникновения и функционирования обществ форм собственности коллективного труда, что резко повышает уровень прибавочного труда в целом
- в данных условиях существования необходимость концепции материальных ресурсов для поддерживания основных сфер общественного развития, что делает необходимым участие государства в экономической сфере развития общественного производства
- система налогов, в которой эффективно действуют в западных цивилизациях, не способна создавать необходимые материальные ресурсы для развития социальной сферы. Государство вынуждено изымать часть прибавочной стоимости для ее развития
Объективным основанием этого направления является история России, которая определялась доминирующими общественными и государственными формами собственности.
Регион Востока - традиционное общество Китая, Индии, Кореи и Японии. Неблагоприятные условия общественного производства заставили данные цивилизации развиваться на доминирующих общественных формах собственности при избытке населения, которое определяло отношения данной цивилизации и развитии средств производства.
Анализ развития Востока – эффективное использование техники неэффективн.
Неэффективность определяется в густонаселенных районах Индии и Китая.
В условиях средиземноморья (благоприятные) доля прибавочного труда относительно высокая, и тем самым обеспечивается производство трудовой семьи, бригады; стало возможным использование рабского труда при наличии частной формы собственности.
Не было необходимости на разных этапах развития западного общества политических и экономических концепциях материальных ресурсов, т к трудовая семья сама обеспечивает себя =>роль государства в экономической ситуации сведена к минимуму и ограничилась тем, что собирала налоги для функционирования государства и его правящего слоя.
Таким образом, наличие определенных природных условий, в которых функционирует данное сообщество определяет:
- Доминирование определенной формы собственности
- Организацию производственного труда и самого производства
- Эффективность использования средств производства в трудовом процессе, который повышается с уровнем развития производственных сил и культуры в целом
Это обстоятельство говорит в пользу того, что Россия по своим природно-климатическим условиям и условиям организации производства не может существовать в условиях доминирования буржуазной частной собственности (основной принцип-конкуренция- война всех против всех, также традиция существования нашей цивилизации)
Литер идеи: Алекс II, Столыпинская концепция терпела поражение
Россия и Восток- цивилизации, основанные на доминировании общественной формы собственности в общинной форме или государственной
Структурный элемент взаимоотношения природы и общества определяет активное влияние природы на организацию самого общества, на темпы и направленность его развития
II. Отождествление природы и общества на основе этого процесса сохранение общественной структуры и форм и условий существования человека. Этот аспект подчеркивает, что общество является определенной исторической формой существования и организации природного мира. Содержание данного аспекта раскрывается в 2 типах связи между природой и обществом
- единство в природе и общества существует через человека, с одной стороны- он биологический вид и имеет тело, которое подчиняется действию законов жизни, и – личность, индивид выходящий за рамки природного воздействия и активно формирующий свое искусственное тело в содержании своей биологии
Таким образом, биология естественного тела видоизменяется социальным воздействием, на его основе способна сохранять культурные воздействия на самого человека и окружающую среду и активно формировать прошлое самого человека, выделяя из природного мира, т е человек и личность, и биологическая особь.
- все социальные явления и вещи могут существовать только через природный материал, через природную форму организации.
Социальные вещи- предметы и условия существования, которые имеют потребительскую стоимость(стол)
Общество само по себе есть определенная историческая форма организации.
III. Определяет активное воздействие на человека на окружающую среду, которое осуществляется через деятельность, носящую активный преобразующий характер социального воздействия.
Деятельность – процесс воплощения систем наших ценностей, мир нашего физического и природного бытия.
В этом плане деятельность человека является дополнительной формой активности по отношению к природной реальности ее развития ибо природа творит вещи, а человек творит или создает качество, формы, свойства.
Природа взаимодействует с обществом в экономической сфере или производственной сфере, а именно природа является условием и средством существования человека, она входит в состав наших производственных сил, определяет содержание нашего искусственного тела. Кроме того, природа играет роль критерия, который ограничивает и, например, деятельность человека в целом.
Природа является частью наших орудий и средств труда , она составляет общий момент нашей инфраструктуры
Природа, предмет труда (поле, ягоды)
Взаимоотношения раскрываются через социальную сферу:
1. семья – ячейка и природное воспроизводство человека и его культурное оформление
2. разделение человека на расы – это природная дифференциация человеческого рода и культурная форма дифференциации
3. численность населения определяет уровень развития биологического вида, его адаптации к условиям окружающей среды состояние общественного человека.
Взаимосвязь в политической сфере на основе геополитики, когда природные условия (географическое пространство), сырьевые и энергетические ресурсы попадают под политическое действие государств и их блоков. До 1994 года ни одно государство не объявляет Каспийское море ни чьим кроме России
Общество и природа в культурной сфере
1.природа является предметом эстетической деятельности человека
2 культура может быть сокращена через природный субстрат
3 культурная деятельность человека существует или сохраняется через материал природы
Через природную основу функционирует наш язык.
Таким образом, общество является определенной исторической формой организации и развития природы в целом.
Общество не может господствовать и определять направленность развития природы. Единственная цель – достижение выживаемости человека и общественной организации в тех или иных природных условиях.