Русская философия в эпоху Просвещения (XVIII в.)

Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, освобождения от церковного влияния и становления светской философии. Их зарождению способствовали:

§ интенсивное воздействие западных идей. Началось интенсивное усвоение потенциала западноевропейской философии благодаря открытию Московского университета, преподаватели которого проявляли глубокий интерес к французскому и немецкому Просвещению, немецкой рационалистической философии. Многие увлекались идеализмом И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля;

§ преобразования Петра Первого, которые придали развитию российского общества особый динамизм (начало развиваться промышленное производство, наука, образование, кардинально изменился государственный аппарат, церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее идейная монополия).

Эпоха русского Просвещения создала светскую философскую культуру, которая добилась существенного прогресса в XVIII века. В этот период философия освобождается от богословия, опираясь на деистические представления о том, что Бог творит мир, но не вмешивается в ход развития. Принципиальным положением философских взглядов Феофана Прокоповича (1681 – 1736) явилось утверждение о двойственном характере источников активности мира: как результат проявления в мире Бога и следствие саморазвития природы. Иными словами, традиционно находящаяся вне всяческих законов творческая энергия, которая в богословии сохранялась за Божеством, в системе Ф. Прокоповича присуща и природе. Он также обосновал идею приоритета государства над церковью, инициировав процесс секуляризации общественного сознания.

Философия постепенно приобретает самостоятельность исследования. Основоположником «вольного философствования», то есть нерелигиозной трактовки философии, имеющей особый предмет исследования, стал великий русский мыслитель, ученый‑энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Он отстаивал деизм, считал, что мир материален, развивается по внутренним законам, но его сотворил Бог, и придал ему первотолчок. В гносеологии М.В. Ломоносов следовал теории двух истин, полагая, что мир веры и мир знаний имеют собственные сферы и не должны противоречить друг другу. «Вольное философствование» ученого выражалось в том, что он опирался на опытное знание, логику, здравый смысл, неутолимую любознательность, восприятие природы в ее цельности и единстве. Значение философии как науки наук в деле просвещения и борьбы с предрассудками отстаивал Василий Никитич Татищев (1686 – 1750). Сподвижник Петра I считал, что под воздействием логики и диалектики рушатся крепостные стены невежества и застоя.

В русском просветительском движении наибольшее распространение получили социально-философские идеи, рассматривающие вопросы «совершенствования общества» и «разумного устройства государства». Этой проблеме уделял значительное внимание Яков Павлович Козельский (ок. 1728 – 1794) – философ, ученый-энциклопедист. Я.П. Козельский был озабочен растущей несправедливостью общественного устройства, при котором «одна часть народа едят, пьют, веселятся, другая часть народа работают и работают без отдыху…». Мыслитель был сторонником просвещенного абсолютизма, не выступая в целом против крепостного права. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Я.П. Козельский полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.

Традицию русской философской антропологии заложил Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Человек, его сущность, место и роль в мире – основная тема его главного философского сочинения «О человеке, его смертности и бессмертии», которое было написано в ссылке. Созданное Радищевым философское учение о человеке отличается самобытностью и оригинальностью трактовки духовной сущности человека, взаимосвязи в нем физических и нравственных начал:

§ он высказал ряд замечательных естественнонаучных представлений о единстве человека с окружающей средой. А.Н. Радищев различал «в природе два рода возможных существ»: материальные и духовные. При всех различиях материальная и духовная сущности составляют единство. «Возможно, - писал он, - что жизнь, чувствование, мысль суть действование единого вещества, разнообразного в разнообразных сложениях». Исходя из этого, он полагал, что нет оснований резко разделять тело и душу человека. Иными словами, человек выступает как «венец сложений вещественных», «брат не только всему живущему, но и растению, грибу, мху, плесни, металлу, стеклу, камню, земле». И потому чрезмерное подавление в человеке естественного, природного начала, по мнению А.Н. Радищева, недопустимо. Данные представления лишь в ХХ веке доказал В.И. Вернадский в своих биохимических исследованиях, утверждая, что человек есть частичка и творение биосферы;

§ А.Н. Радищев высоко ставил специфические качества человека: обладание «умственной силой», способность к вертикальной походке, к речевому общению, орудийный характер трудовой деятельности, стремление к совершенствованию условий и самого себя. Однако А.Н. Радищев не склонен был к традиционному антропоцентризму, отмечая, что «заблуждение ему почти сродно, прежде нежели истины досягнуть может, бродит во тьме и заблуждениях». И поэтому цель жизни заключается в стремлении к совершенству. Для этого у каждого есть возможность, ибо человек «рожден с чувствованием, устремляющим его к великому и к совершенствованию себя».

§ А.Н. Радищев сформулировал идею бессмертия души. В отношении души мыслитель рассуждал так: человека слагают «силы вещественные», которые прежде находились вне его; когда человек умирает, они не исчезают, а переходят в другие формы; душа также имеет возможность соединяться «с другими стихиями по свойству смежности», поскольку душа есть «существо само по себе от телесности отличное». Но Радищев не решил вопрос о форме существования души. Таким образом, бессмертие души А.Н. Радищев понимал как цель, «мечту жизни», которая необходима человеку для его непрерывного нравственного совершенствования.

Творчество А.Н. Радищева явилось связующим звеном дворянского просветительства с эпохой политического радикализма в русской философии, носителями которого выступали революционный демократизм, народничество и русский марксизм.

Таким образом, эпоха русского Просвещения не только способствовала становлению светской философии, проникнутой наукоцентризмом, но и отразила направленность общества к реформации, обновлению, что обеспечило быстрый взлет ее в XIX – ХХ веках.

Наши рекомендации