Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»?
1) М. Вебер;
2) Г. Гегель;
3) К. Маркс;
4) П. Сорокин.
Вопрос 37
Философское учение о всеобщей связи и причинной обусловленности всех явлений:
1) акмеизм;
2) функционализм;
3) детерминизм;
4) структурализм.
Вопрос 38
Объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития, включая человека и его сознание:
1) природа;
2) материя;
3) субстанция;
4) космос.
Вопрос 39
Высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной деятельности:
1) информатика;
2) сознание;
3) созерцание;
4) практика.
Вопрос 40
Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в человеческой деятельности:
1) мышление;
2) язык;
3) идеология;
4) практика.
Вопрос 41
Мысленное отвлечение от ряда свойств предмета:
1) анализ;
2) идеализация;
3) абстракция;
4) синтез.
Вопрос 42
Качественное изменение материальных и идеальных объектов:
1) существование;
2) развитие;
3) функционирование;
4) движение.
Вопрос 43
Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразовательной деятельности:
1) герменевтика;
2) гносеология;
3) методология;
4) эпистемология.
Вопрос 44
Предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия:
1) метод;
2) гипотеза;
3) технология;
4) цель.
Вопрос 45
Философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определённости предмета или явления:
1) свойство;
2) сущность;
3) мера;
4) содержание.
Вопрос 46
Философские категории, выражающие отношение между совокупностью элементов и связью, которая их объединяет:
1) форма и содержание;
2) сущность и явление;
3) часть и целое;
4) возможность и действительность.
Вопрос 47
Учение, отрицающее познаваемость мира:
1) эмпиризм;
2) модернизм;
3) агностицизм;
4) сенсуализм.
Вопрос 48
Направление в теории познания, признающее чувственный опыт основой познания:
1) рационализм;
2) материализм;
3) эмпиризм;
4) позитивизм.
Вопрос 49
Представителям какого философского направления принадлежит учение о том, что все знания человек получает из опыта?
1) рационализм;
2) дуализм;
3) сенсуализм;
4) номинализм.
Вопрос 50
Знание, предшествующее опыту и независимое от него, называется:
1) диалектическим;
2) априорным;
3) идеальным;
4) апостериорным.
Вопрос 51
Специфически человеческая, целесообразная, чувственно – предметная деятельность:
1) практика;
2) преобразование;
3) бытие;
4) познание.
Вопрос 52
Наука, изучающая творческую деятельность и методы открытия нового:
1) синергетика;
2) диалектика;
3) софистика;
4) эвристика.
Вопрос 53
С точки зрения диалектики процесс развития
имеет следующий характер:
1) циклический;
2) спиралевидный;
3) линейный;
4) ломаный.
Вопрос 54
Адекватное отражение действительности субъектом:
1) теория;
2) истина;
3) правило;
4) закон.
Вопрос 55
Раздел философии, изучающий универсальные основания и принципы познавательной деятельности:
1) логика;
2) гносеология;
3) онтология;
4) антропология.
Вопрос 56
Философская концепция, утверждающая относительность и субъективность человеческого познания:
1) релятивизм;
2) идеализм;
3) априоризм;
4) сенсуализм.
Вопрос 57
Исторически определённая ступень развития общества, сущность которой составляет совокупность сложившихся производственных отношений:
1) эпоха;
2) общественно–экономическая формация;
3) цивилизация;
4) социальная система.
Вопрос 58
Конкретно–историческое единство производительных сил и производственных отношений, образующее основу общественно-экономической формации:
1) социальная структура;
2) социальная система;
3) способ материального производства;
4) социальное взаимодействие;
Вопрос 59
Один из ведущих методологических принципов социальной философии, ориентирующий на изучение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития:
1) догматизм;
2) идеологизация;
3) релятивизм;
4) историзм.
Вопрос 60
Какие отношения являются основой производственных отношений?
1) отношения обмена;
2) отношения распределения;
3) отношения собственности;
4) отношения потребления.
Вопрос 61
Качественно новый тип общества, движущей силой которого является производство не материальных ценностей, а знаний, - это:
1) «постиндустриальное» общество;
2) «технотронное»;
3) «постсовременное»;
4) открытое.
Вопрос 62
Трансформация социальных институтов общества с помощью новых законодательных актов:
1) прогресс;
2) революция;
3) институализация;
4) реформа.
Вопрос 63
Коренной, качественный переворот во всей социально– экономической и политической структуре общества:
1) реформа;
2) война;
3) революция;
4) референдум.
Вопрос 64
Функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели.
1) справедливость;
2) управление;
3) существование;
4) социализация.
Вопрос 65
Система идей, выражающая интересы и идеалы какой–либо социальной группы или класса:
1) теория;
2) идеология;
3) истина;
4) мировоззрение.
Вопрос 66