Образ науки эпохи Нового времени

Цель изучения темы: Показать сущность научной революции, совершенной в эпоху Нового времени, принципиальные методологические и мировоззренческие черты классической науки.

Основные вопросы темы: Роль Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона в утверждении новой картины мира. Методологические и мировоззренческие принципы классической науки. Становление науки как социального института. Классический тип рациональности.

Античный образ науки включал в себя такие черты, которые оставались и остаются необходимыми характеристиками научного знания (самоценность науки, её дисциплинарность, обоснованность содержания и др.) в его истории.

В то же время необходимо отметить ограниченность античного образа науки. Она описывала мир как замкнутый, в центре которого находилась Земля. Математика считалась наукой об идеальных формах. Применительно к природе сфера её реализации ограничивалась расчетами движения небесных тел в космосе. В познании земных явлений возможны только нематематические, качественные теории. Античным ученым была чужда идея эксперимента, их учения опирались на наблюдение вещей и событий в их естественных условиях с помощью обычных человеческих органов чувств.

Первые «бреши» в античном образе науки стали появляться уже во время его существования. Так, существенной чертой античного образа науки был геоцентризм, который имел не только внутреннее (для астрономии, для науки в целом) значение, но представлял собой определенную мировоззренческую позицию. Геоцентризм – доминирующая позиция в античности. В то же время некоторые мыслители той эпохи (например, Аристарх) высказывали умозрительные догадки о гелиоцентрической картине космоса. Помимо того, следует отметить, что в эллинистический период происходит выход математического знания за свои собственные пределы. Так, у Архимеда математика применяется в физике. Идея гелиоцентризма, первые применения математического знания в других науках не определяли облика античной науки в целом, но явились предвестниками будущего.

Средневековый образ мышления включал в себя идею креационизма, геоцентрический образ мира, аристотелизм. Утверждение новой науки вело к преодолению формулы «Наука – служанка богословия» и становлению принципа «Знание – сила». В то же время разрыв со схоластическими идеями не был абсолютным: сохранялся креационизм, натурфилософские идеи (метафизические допущения) играли существенную роль в науке.

C эпохи Возрождения начинается разработка новой картины мира и нового органона научного познания. Начало этому было положено Н. Коперником (1473-1543), предложившим гелиоцентрическую картину мира. Эта картина мира имела не только научное, но и мировоззренческое значение, ибо опровергала идеи о приоритетном положении человека в мире.

Г. Галилей (1564-1642) дал эмпирическое обоснование учения Коперника. Кроме того, ему принадлежит новое понимание характера науки, разработал и применил метод эксперимента, соединив его с математическим методом, понимавшимся как общенаучный.

Галилей был убежден, что подлинным языком, на котором могут быть выражены законы природы, является язык математики. Ему принадлежат знаменитые слова: «Философия написана в величайшей книге, которая всегда открыта перед нашими глазами (это Вселенная), но её нельзя понять, не научившись сначала понимать её язык и не изучив буквы, которыми она написана. А написана она на математическом языке, и её буквы это – треугольники, дуги и другие геометрические фигуры, без каковых невозможно понять по-человечески её слова; без них тщетное кружение в тёмном лабиринте».

Природа написана на языке математики. Его «буквы» надо увидеть в бесконечно-разнообразном, изменчивом мире, полном ярких красок и качественных определенностей. Для этого необходимо ограничить предмет естествознания только объективными «первичными» качествами вещей. Это форма тел, их величина, масса, положение в пространстве, движение. «Вторичные» качества – цвет, вкус, запах, звук – не являются объективными качествами вещей. Они представляют собой результат воздействия реальных тел и процессов на органы чувств. В том виде, в каком они переживаются человеком, они существуют только в его сознании.

Первичные качества после того, как они выделены, вычленены из всей конкретности бытия объекта, выражаются в математической форме, «переводятся» на язык математики. Происходят две операции – сначала абстрагирование (отвлечение от всего качественного многообразия свойств объекта, выделение только его «первичных» качеств), затем идеализация (представление выделенных качеств в чистом виде, в математической форме). «Математизация» природы влекла за собой математизацию познания природы. Как заметил К. Маркс, у Ф. Бэкона материя дана во всём своём чувственном блеске всему человеку, а затем на смену этому многоцветию и яркости приходит «абстрактная чувственность геометра».

Многоступенчатая идеализация явилась важнейшей методологической характеристикой науки Нового времени. Сложилась новая форма познания природы – математизированное естествознание, которое опиралось на экспериментальный метод (его идеологом был Ф. Бэкон). В отличие от созерцательной установки античной науки, ориентированной на наблюдение явлений в их естественных условиях, новоевропейская наука использует конструирование как прием построения теоретического знания, опирается на эксперимент как метод познания природы. Эксперимент – это своего рода «насилие» над естественным ходом событий, испытание природы, выражение активности субъекта по отношению к объекту познания.

Утверждение математизированного естествознания имело важные последствия. Во-первых, отказ от принципа зеркального отражения мира в научном познании, отказ от созерцательной трактовки классического определения истины (Аристотель), установка на постижение сущности объекта, а не только его явления. Начало этому было положено гелиоцентризмом, отвергавшим самим фактом своего существования позицию очевидности как надёжного базиса науки.

Во-вторых, идея математизации естествознания влекла за собой идею всеобщей математизации науки. Математика в ряде философских учений представала как наука, имеющая особый статус, какого не имеет никакая другая область научного знания. Более того, вдохновленные успехами реальной математики, некоторые мыслители полагали, что должна быть создана принципиально новая наука (Декарт – «всеобщая математика», Лейбниц – «универсальная характеристика»), которая единым подходом охватит все области научного познания, обеспечит его развитие и построение единой науки о мире.

Апогеем развития науки эпохи Нового времени является научная программа И. Ньютона (1642-1727). Она представлена в ряде его сочинений, в том числе в знаменитом труде «Математические начала натуральной философии», где в развитом виде выражен комплекс идей методологического и мировоззренческого (по отношению к науке) характера. Даже название основного сочинения Ньютона говорит о многом: натуральная философия – это физика, сопряженная с философией; исключительный статус математики по отношению к естествознанию (начала физики - в математике).

Круг методологических идей, выраженных в работах Ньютона, многообразен: единство эмпирического базиса и его теоретического осмысления; структура научной теории; гипотетико-дедуктивное построение теории, основанное на сочетании опыта, его индуктивного обобщения и дедукции как способа движения от эмпирического базиса; основания научного исследования; место и роль гипотез в познании, их природа; отношение философии и науки и др. Некоторые методологические идеи Ньютона имеют хрестоматийный характер, хотя их подлинный смысл часто затемняется принятым позднее употреблением терминов, лаконичностью и кажущейся очевидностью (например: «физика, бойся метафизики», «гипотез я не измышляю», «маленький мальчик, сидящий на берегу океана», «плечи гигантов»).

Символично то, что значительный период своей научной биографии Ньютон был президентом образованного в середине XVII века Лондонского королевского общества (аналог российской Академии наук). Именно в это время в Англии и Франции (позднее в России и других странах) происходят изменения в социальном статусе науки и ученого, знаменующие превращение науки в социальный институт. Наука обретает общественное признание, становится в один ряд с другими социальными институтами (церковь, образование, вооруженные силы и др.). Все признаки социального института присущи науке: единая общая цель деятельности, профессиональное сообщество, организационная структура. Тем самым наука в эпоху Нового времени обрела новую (третью) грань своего бытия. Стала выступать как единство знаний, деятельности по их достижению и социальной структуры, ее обеспечивающей.

В сочинении Ньютона содержатся законы классической механики и закон всемирного тяготения, которые позволяют объединить единым подходом и объяснить с единой точки зрения природу. На этой основе сложилась т.н. механическая картина мира. Её основное содержание:

1) Мир - совокупность неделимых и неизменных частиц (атомов), которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени, будучи взаимосвязанными силами тяготения, мгновенно передающимися от предмета к предмету через пустоту (принцип дальнодействия).

2) Любое событие в мире жёстко предопределено законами классической механики.

3) Мир состоит из вещества, пределом деления которого являются атомы.

4) Движение атомов и предметов – это их перемещение в абсолютном пространстве и абсолютном времени, свойства которых неизменны и независимы от материи.

5) Природа - механический агрегат, машина, все части которой взаимосвязаны, выполняют свои функции по строго определенным правилам. Движение планет и мельчайших пылинок на Земле подчинено одним и тем же законам.

Механическая картина мира охватывала, казалось, все явления природы, была полной и абсолютной. На её основе сложился подход, ориентированный на эту картину мира как единственно возможную. Механика трактовалась как образец науки (механицизм как частный случай редукционизма).

Сочинения Ньютона завершили становление классического естествознания, классической науки. Для неё характерна идея, согласно которой объективность научного знания достигается тогда, когда из описания и объяснения объекта познания исключается всё, что относится к субъекту познания, процедурам его познавательной деятельности. Субъект познания трактовался как дистанцированной от вещей, как бы со стороны наблюдающий за ними, исследующий их, ни от чего не зависящий, кроме свойств изучаемого объекта. Методологический инструментарий принимался как раз и навсегда данный, абсолютный. Характерны в этом отношении поиски, «идеального» метода познания. Ф. Бэкон писал: «Наш путь открытия наук таков, что он немного оставляет силе дарования… Подобно тому, как для проведения прямой линии и описания совершенного круга много значит твёрдость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - мало или совсем ничего не значит, если пользоваться циркулем или линейкой». Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы, лишенной какой бы то ни было субъективности.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сила и в чем ограниченность античного образа науки?

2. Какова роль Н. Коперника в утверждении новой картины мира?

3. Каковы основные методологические идеи Г. Галилея?

4. Какова научная программа И. Ньютона?

5. Что собой представляет механическая картина мира? Каковы её принципы?

6. Что такое механицизм, редукционизм?

7. Социальный институт науки – дайте его характеристику.

8. Дайте характеристику научной рациональности, отражающую классическую науку.

9. В чем заключаются основные отличия классического образа науки от аристотелевского?

Тема 6

Наши рекомендации