Философия всеединства В. Соловьева
Одной из характерных черт русской религиозной философии можно считать мистический онтологизм. Сама идея божества, как она развивалась в русской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П. Флоренский находил специфику российского православия в отличие от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта « софийская» философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в конце XIX века русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) указал на « религиозный материализм», «идею святой телесности», что дает возможность утверждать не только вселенское божество, но и максимальную энергию всего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Тем не менее, в глобальной труде М. Трубецкого «Мировоззрения В. С. Соловьева» автор акцентирует внимание на единственно мистической направленности всех периодов творчества B. C. Соловьева. Его многомерная концепция Всеединства как синтеза рационального и мистического стала первой систематической философской концепцией в России. Между Высшей субстанцией и миром устраняется непреодолимая граница и этот метафизический синтез задал акцент дальнейшему развитиию религиозной мысли России.
Владимир Соловьев был первым российским философом, который создал систему, которая охватывает все традиционные разделы философского знания - онтологию и гносеологию, этику и эстетику, антропологию и социальную философию. Именно поэтому Соловьев стал ключевой фигурой в истории философии, все последующие мыслители неизбежно должны были начинать свою творческую деятельность по освоению системы Соловьева и определения своей позиции по отношению к ней.
Понятие всеединства выступает центральным и присутствует во всех частях его учение. Оно обозначает универсальность бытия; целостное знание; соборность человека (то есть его родовую, общественно - историческую и вселенскую сущность). Идея, которая исходит из Божества и оплодотворяет мир, есть Логос. Возникла в результате такого акта созидания единства - София, душа мира, Божественная мудрость, вечная женственность Богоматери.
Учение о Боге у Соловьева связано с принципом троичности. Он продолжает традицию понимания Троицы как высшего духовного символа русской философии. В его учении Троица - это Бог как абсолютное единство, существующее в трех лицах: 1) Дух как субъект свободы и носитель блага, 2) Разум (Логос) - носитель истины, 3) Душа - субъект чувства, носитель красоты. Таким образом, три абсолютные ценности - Истина, Добро и Красота - соответствуют трем ипостасям св. Троицы. Эти три ценности являются различными формами Любви, которая оказывается и главным принципом, что способствует сбору мира воедино.
Всеединство, за Соловьевым, есть идеальный порядок мира, предусматривает Воссоединение, примиренность и гармонизацию всех эмпирически несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. "Я называю истинной или положительным такое Всеединство, - писал Соловьев, - в которой единое существует не за счет или в ущерб ему, а в пользу всех. Ложное, негативное единство подавляет или поглощает входящие в нее элементы, само оказывается таким образом суетой, а настоящая единство сохраняет и усиливает эти элементы, создавалось в них как полнота бытия" [3, с. 83]. Если "положительное всеединство" потенциально обнимает собой человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть редуцирована, возведенная в каких-либо частных ее определениях и т. п. Отсюда истинная суть человека есть живое осуществление такого Всеединства, которое не только созерцается умом, но само действует в мире как вполне конкретная - «новый духовный человек». Осуществление "живого Всеединства", по Соловьеву, произошло в лице Христа. Философской архитектоникой идей Богочеловечества и Всеединства в концепции Соловьева является теургия - мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, Соловьев создает возможность "цельного знания", которое вместе с "целостным творчеством" образует "цельное жизни". Одним из средств достижения этого является магия любви, эстетическое творчество как "общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности".
Как уже говорилось выше, философия. Соловьева антропоцентрична - человек выступает в его учении вершиной творения в системе природы, а личность есть вполне «естественным явлением». Вместе с тем, в каждой личности есть «нечто совсем особенное, совершенно неопределенное внешним образом» [3. с. 83] - сущность человека, его идея. Идеальный мужчина является высшим проявлением Софии, Божественной мудрости, он воплощается в образе Христа, потому Богочеловек - это единство Логоса и Софии. Совершенствование человека, считает Соловьев, - путь до состояния Богочеловечества, который связан моральным развитием.
Учение о Богочеловечестве занимает важное место в религиозной системе Соловьева. Оно направлено на толкование истории человечества и общественной жизни. Для Соловьева Богочеловек - это одновременно и индивидуум, и универсальное существо, что охватывает все человечество с помощью Бога. В нем выражается единство блага, истины и красоты.
Преследуя цель совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека - Иисуса Христа. Богочеловек - это индивидуальный проявление Царства Божьего. Но человечество в целом также стремится к универсальному проявлению Царства Божьего, которое представляет собой его собственное испытание. В мире все стремится к единству, которое является непременным условием абсолютного совершенства . Все это - результат эволюции природы .
Ранее отмечалось, что для Соловьева абсолют - это Всеединство, которое существует в мире, а мир - Всеединство, что находится в состоянии становления. Мир - это Всеединство в потенции, то есть он лишь содержит в себе Всеединство как идею, как божественный элемент. Но мир также содержит в себе материальный элемент, который не является Всеединством, он также не божественный элемент. Этот элемент стремится к Всеединству и становится им, когда объединяет себя с Богом. Становление Всеединства и есть развитие мира. Божественный принцип Всеединства может быть воплощен в истории Богочеловечества. Да и сама история, по мнению мыслителя, есть Богочеловеческий процесс. Окончательным результатом этого процесса развития выступает торжество Царства Божьего.
На этапе эволюции природы формируются предварительные принципы единства мира, которых насчитывается пять: минеральное, растительное, животное, человеческое, Божье. Постепенная эволюция природы - это развитие мирового единства. Самая высшая степень мирового единства достигнута в конечном пункте истории человечества - на стадии Богочеловечества.
Жизнь человека имеет моральный характер потому, что заключается в служении Добру - чистому, всестороннему и всесильному. Тот, кто стремится к совершенству в моральном добрые, тот идет к абсолютному совершенству, так как именно добро непременно есть благо.
Богочеловеческая связь как воплощение божественного Всеединства должна быть установленна во всем, то есть стать началом организации как духовной, так и телесной; достижения этого конечного идеала человечества, которое определяет содержание исторического процесса после первого явления Христа, становится возможным лишь в обществе «свободной теократии» - верного образца Божественной Троицы (общество + государство + церковь). Предпосылкой же общества «свободной теократии» должна стать социально-религиозная реформа действительности.