Значение философии Аристотеля
1). Определение движения, которое было дано Аристотелем, актуально и на сегодняшний день, поскольку является определением для всех возможных видов движений. (Движение – это осуществление в действительности возможности, поскольку это возможно.)
2). Аристотель оказался более прав, чем Галилей и Ньютон, утверждая, что самое идеальное и совершенное движение – это вращательное движение. В целом, такое движение является наиболее распространенным. Равномерное прямолинейное движение – это идеализированный объект, который нигде никто не видел и не экспериментировал с ним
3). Утверждая, что пространство не является однородным, Аристотель оказался более прав, чем Ньютон, который утверждал, что пространство однородно. Согласно общей теории относительности Эйнштейна, пространство неоднородно.
4). Аристотель утверждал, что пространство и время находятся во Вселенной, а Ньютон – что Вселенная находится в пространстве и во времени. Согласно Эйнштейну, в данном случае Аристотель также оказался более прав.
5). Актуальным на сегодняшний день являются также понятия актуальная бесконечность и потенциальная бесконечность. Эти понятия используются в современной математике. (Понятие возможности вообще, как таковой - это потенциальность и действительности - это актуальность; актуальной бесконечностью - бесконечно воспринимаемое чувствами тело или бесконечную величину, потенциальная бесконечность - какую бы ни установить границу или предел, всегда есть возможность перейти эту границу и преодолеть этот предел.)
7). Доказательства, разработанные Аристотелем, являются актуальными и на сегодняшний день. Это единственные доказательства в подлинном смысле, которые носят дедуктивный характер. В доказательствах Аристотеля из истинности посылок при правильной логической связи предиката и субъекта, при условии, что они выражают существенную связь, с логической необходимостью следует истинность суждения.
8). Определение истины также актуально и на сегодняшний день, хотя в этом определении есть ряд проблем. Большая часть ученых разделяют Аристотелевскую трактовку этого понятия. (Истина носит не онтологический, а гносеологический характер. Истина в суждении – это соответствие того, что соединено или разделено в суждениях, тому, что соединено и разделено в действительности.)
9). Законы мышления: 9.1). Закон достаточного основания используется и сейчас. 9.2). Закон исключенного третьего имеет ограниченное применение, поскольку он неприменим в квантовой механике. Если в рамках Аристотелевской логики любое суждение может оцениваться с точки зрения истинности и неистинности, в квантовой механике появляется нечто среднее, так как суждение может носить неопределенный характер. 9.3). Закон, запрещающий противоречия , актуален и на сегодняшний день. Единственная теория в науке, которая признается в научном сообществе – это теория множеств Кантора, которая является противоречивой. Не изобретена альтернативная теория, которая была бы общепризнанной. Однако если в научной теории обнаружено противоречие, это свидетельствует о том, что к теории следует относиться с недоверием. 9.4). Абсолютно универсальным является закон тождества, который был актуален при Аристотеле, был актуален два дня назад, и будет актуален в будущем. Если игнорировать этот закон, то можно доказать все что угодно.
10). Понятие энтелехии и целевой причины используется и сегодня в науке. Понятие целевой причины используется в биологии, а понятия энтелехия, энтелехиальная причина – в современной синергетике.
11). Учение Аристотеля о том, что любая окружающая нас вещь является единством сущности и материи, является актуальным и на сегодняшний день. В самом деле, любая вещь существует благодаря тому, что существуют ее материальная основа и сущность (качественные признаки, которые являются определяющими по отношению ко всем остальным признакам). Аристотель назвал эту сущность морфе(что впоследствии было названо форма).
12). Философия Аристотеля – это наиболее систематическая философия периода античности, ибо все последующие философские учения были менее систематичны. В эллинистическо-римской эпохе, в эпохе Средневековья и в Эпохе Возрождения не было каких-либо философских течений, которые были бы равны по систематичности философии Аристотеля. Равные по систематичности философии Аристотеля философские учения возникли только в Эпоху Нового времени.