Филосовские и политические идеи эпохи Просвещения
|
|
Французская философия в этот период была разделена на два направления: деизм и материализм. К деистам принадлежали следующие мыслители: Монтескье, Вольтер, Руссо и Кондильяк. К материалистам принадлежали следующие мыслители: Ламетри, Дидро, Гельвеций и систематизатор всего французского материализма Гольбах.
Деизм - философское направление, согласно которому Бог однажды создал мир, придал ему определенные законы и больше после этого не вмешивается в мир – он устраняется.
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
|
Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещенного меньшинства, а не для простонародья.
Возникновение классической английской политической экономики; значение трудов А. Смита.
|
Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Этапы развития:
Первый этап: середина XVII — начало XVIII века. Этот период характеризуется расширением рыночных отношений. Развенчивание теории меркантилизма. Главными представителями этого направления в данный период времени считаются У.Петти и П.Буагильбер.
Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины XVIII века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др. Представители физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств.
Второй этап полностью связан с именем Адама Смита. Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.
Самыми известными и яркими представителями были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.
В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.
Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговля).
В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.
Роль в развитии европейской философии французских философов (Ж. Мелье, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо); значение издания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» под редакцией Д. Дидро и Ж.Л. Даламбера.
|
· роман «Персидские письма»,
· «Размышления о причинах величия и упадка Рима»,
· «О духе законов».
Основной труд Монтескье - «О духе законов». В нем он излагает основные идеи своей социальной философии. Здесь он вводит такие понятия как «законодательство» и «дух закона». Под законодательством он имеет в виду прежде всего социально-юридические нормы. При этом он подчеркивает идею объективной детерминированности законодательства в различных странах, которую он назвал «духом закона». Под духом закона он понимал совокупность отношений, в которых находятся законы определенной страны по отношению к климату, к почве, к рельефу местности, к обычаям, нравам и религиозным верованиям этой страны, к численности населения, к материальной обеспеченности населения, к экономической деятельности населения, а также к целям законодателей. То есть в отличие от всех предшествующих мыслителей в сфере социальной философии он подчеркивает экономический фактор, от которого зависит законодательство и, соответственно, форма правления в данной стране. Но, все-таки, на первое место он ставил не экономический детерминизм, а географический (идея географического детерминизма). Эта идея оказалась очень живучей и используется по сегодняшний день как историками, так и представителями социальной философии. По мнению Монтескье, как социальная психология народа, так и форма правления обусловлены географической средой, причем он выделяет три фактора: климат, почву и рельеф местности (под последним он, прежде всего, имеет в виду размер территории).
Деизм Монтескье. Он учил о некотором мировом зодчем, который однажды в результате разового акта создал вселенную, придал ей законы движения, а после этого не вмешивался в то, что в этой вселенной происходит. Причем он не давал какого-то специального обоснования и аргументации этой идеи.
Вольтер(1694-1778)
Основные сочинения:
· «Философские письма»,
· «Метафизический трактат»,
· «Основания философии Ньютона»,
· «Бог и люди»,
· «Философский словарь»,
· «Философия истории».
Основные идеи сочинения «Философия истории».
|
Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.
Жан Жак Руссо (1712—1778)
Деизм Руссо.
|