Вопрос 2. Проблема генезиса философии. Философия и мировоззрение
Понятия философия.
Это широкие понятия (категории), которые применимы для всех сфер человеческого опыта, а именно: понятие материи, понятие бытия, понятие пространства, понятие времени, соотносительные понятия: причина и следствие, необходимость и случайность, понятие части и целого.
Предмет философии и ее функции.
Объектом философии является мироздание в целом. Предмет философии – это то, что выделяется в объекте. Предметом философии является всеобщее в системе мир-человек. Философия – знание о всеобщем в системе мир-человек. В этой системе есть две подсистемы: мир и человек. Пример всеобщего: Аристотель сформулировал всеобщий закон бытия (закон мышления, закон противоречия, закон, запрещающий противоречие): невозможно, чтобы в одно и то же время одно и то же было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле.
Система мир-человек.
Между подсистемами мир-человек могут быть следующие отношения:
1)онтологические. Онтология – это учение о бытие, о сущем.
Что первично: мир природы, материя, или человеческое познание?
2)гносеологические. Гносеология – это учение о познании.
Познаваем ли мир? В какой мере, каковы методы познания?
3)аксиологические. Аксиология– это учение о ценностях.
4)праксеологические. Праксеология – это учение о действиях и деятельности.
Структура философского знания.
1. Онтология: 1)материализм (первична материя, природа): а)метафизический (объекты мироздания рассматриваются вне их развития) и б)диалектическая (объекты – в их историческом развитии)
2) идеализм (дух, сознание, мышление): а)объективный (дух, создание, мышление не зависит от человека (субъекта)) и б)субъективный (не тела вызывают ощущение, а комплекс ощущений представляет то, что мы называем телами).
2. Гносеология; 3. Аксиология; 4. Праксиология.
Функции философии
1). Эксплицирующая функция. Экспликация – выявление наиболее общих образов, представлений, понятий, форм деятельности в культуре. Наиболее общие понятия, которые имеют предельный характер (могут быть использованы для всех форм человеческой деятельности) называются категориями.
2). Рационализирующая. Отображение знаний в логической форме с помощью понятий и категорий. Исключения: афористические и иррациональные формы философии.
3). Систематизирующая. Философия, как правило, подвергает систематизации и теоретическому осмыслению проявление любого человеческого опыта во всех его формах.
4). Критически-рефлексивная. Основной представитель – Френсис Бэкон - подверг критическому осмыслению веру в авторитеты и догматы средневековой науки и науки эпохи возрождения, а также предрассудки, которые, по его мнению, мешали достоверному познанию окружающего мира.
5). Мировоззренческая функция (непосредственно следует из того, что философия – один из типов мировоззрения).
6). Методологическая функция.
7). Интегрирующая функция. Философия интегрирует, объединяет различные формы человеческого опыта (прежде всего, гносеологическую, праксеологическую и аксиологическую).
Философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации; специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития.
Характер философский проблем.
Проблема – это вопрос, который органически связан с познавательной поисковой ситуацией, направленной на познание новых явлений, процессов, законов.
1) проблемы носят всеобщий характер, что следует из самого предмета философии.
2) это вечные проблемы – на каждом этапе развития общества они воспроизводятся. Но это не значит, что они не имеют решения. Эти задачи имеют решение в конкретную историческую эпоху в зависимости от уровня развития общества: уровня культуры, производства, науки.
Основные типы проблем философии:
1)онтологические, 2)гносеологические, 3)аксиологические, 4)праксеологические, 5)антропологические (жизневоззренческие)
Философия как самосознание культуры.
В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания: они переплетены здесь и дают единое интегральное целое. Таким образом, философское знание есть комплексный, интегральный вид знания. Вся человеческая культура, если посмотреть на нее как на целостность, оказывается состоящей из частей, или сегментов, соответствующих познавательным способностям человека и специфическим предметным областям действительности. Ее общая структура подобна структуре философского знания. Философия – средоточие культуры, ее ядро. И насколько целостным окажется это ядро, настолько будет целостней и вся духовная культура человечества. От процессов синтезирования и интегрирования, которые происходят и будут в дальнейшем происходить в философии, в немалой степени будет зависеть и развертывание интегративных связей внутри культуры.
Вопрос 2. Проблема генезиса философии. Философия и мировоззрение.
(Билет №2, вопр1)
Философия – это один из типов мировоззрения.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось, своего рода, духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
Определение: под мировоззрением понимается совокупность образов и представлений или системы понятий и категорий, с помощью которых отображается мир в его целостности и единстве основания с точки зрения взаимоотношения между мирозданием и миром людей.
Мировоззрение - результат духовного освоения и осознания мироздания с точки зрения взаимоотношения двух его основных частей – мира природы и мира людей. Мировоззрение – это не просто сумма научных знаний. Основной вопрос: о взаимоотношении части (людьми) и целого (мироздания).
Два основных способа духовного освоения действительности, окружающего мира:
1). Эмоционально-образный и представленческо-ассоциативный.
2). Логический: с помощью системы понятий и категорий.
Существуют также различные типы мировоззрений:
1). Мифологическое. 2). Религиозное. 3). Художественное. 4). Философское.
5). Научное мировоззрение (Некоторые выделяют)
Главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-личностные, 2) социально-классовые, 3) внутринаучные, 4) художественно-эстетические.