Общая характеристика философии эпохи Возрождения, вклад в натурфилософию
Началась новая эпоха в развитии европейской философии с Данте Алигьери(1265-1321). Основное произведение А.Данте называется «Божественная комедия». Ренессанс- это эпоха возрождения идеалов Античности, но и выработки новых. Если в центре философской мысли Античности мы видим Космос внешнего или внутреннего миров человека, в центре философии Средневековья был Бог и божественное в человеке, то центральное место философии эпохи Возрождения занято Человеком, поэтому идейное течение, определяющее характер эпохи Возрождения,- гуманизм. Начиная с Данте мы видим в философии уже не природоцентризм Античности, не теоцентризм Средневековья, а антропоцентризм. Антропоцентризм – это воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Ренессансные философы понимали человека не только как творение Бога, но как Творца- помощника Бога в непрерывном акте творения из Вселенной Космоса. Как Боэция называют последним философом Античности и первым философом Средневековья, так Данте называют последним философом Средневековья и первым, открывшим эпоху Возрождения (Ренессанса). Данте настаивал на необходимости давать детям образование не только религиозное, но и научно-философское и математическое. За то, что изображенные им в «Божественной комедии» герои увидели в Аду и Рае чисто земные страсти, Данте обрекли на пожизненное изгнание.
Но его дело подхватил Франческо Петрарка(1304-1374): «Ангелам обсуждать божественное, нам же – земное». В его «Книге песен» требуется получать знания без культов церкви и Аристотеля, авторитет которого мешал видеть его даже явные ошибки. Скептицизм мыслителей Возрождения был направлен против религиозного догматизма. Эпоха Ренессанса стала отрицанием средневековой догматики, доныне всячески препятствующей развитию свободной философской, научной и художественной мысли не только в православном или мусульманском мире, но даже в католической и протестантской Европе.
За Петраркой католический легат Германии Николай Кузанский(1401-1464), прозванный Кребсом, в работе «Об ученом незнании» утверждает, что мир был свернут в Боге, но затем через борьбу противоположностей как источник движения стал разворачиваться в природе, не имея центра мироздания ни на Земле, нигде. Бог – это предел, целое в прошлом и будущем, а плюс и минус бесконечности замыкаются друг в друге. Бога люди познают через науки. Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира Н.Кузанский заложил основы новой натурфилософии.
Термин «натурфилософия» вводит еще в эпоху Античности Сенека с целью изложить космологию, очищенную от мифологических, религиозных и научных фантазий. Умозрительное постижение природы называется натурфилософией. В рамках натурфилософии философы эпохи Возрождения предпринимают попытки объяснить целостность природы и устройство мироздания, создать философско-научную картину мира. В 21 веке натурфилософы, критикуя историческую и цеховую ограниченность естествознания, помогают ему преодолевать кризисы развития. В 14-16 веках, в эпоху Ренессанса, философы только еще закладывали современную естественно-научную картину мира. В основе натурфилософии Возрождения лежит потеснивший религиозный панентеизм Средневековья пантеизм, согласно которому говорить «Бог» или «Природа» – это называть одно и то же двумя словами.
Юный Джованни Мирандола(1463-1494) распространил 900 тезисов, приглашая приехать в Рим на его деньги на диспут. Ватикан запретил, а Мирандолу арестовали и затем убили, ибо в тезисах говорилось, что в Библии чушь для простолюдинов, лишь природа достойна внимания, учиться надо с помощью наук постигая: как природа из хаоса создает все и затем опять обращает в хаос, как формируется мир как гармония? Отцам церкви Мирандола заявил: «Если человек и ошибка Бога, то такая, которая поможет Богу исправить все его ошибки».
Леонардо да Винчи(1452-1519) продолжил: «Человек не только наполнитель туалетов, а великолепное орудие Природы, земной Бог». Леонардо делом доказал, на что способен человек, став великим философом и художником, архитектором и геологом, ботаником и анатомом, палеонтологом и математиком, космологом и оптиком, механиком и инженером, впервые применившим чертежи. Студенты УГАТУ по его чертежам построили дирижабль и вертолет, обнаружив, что люди уже 5 веков могли бы летать! Но как мелиоратор и гидротехник, градо- и кораблестроитель Леонардо оказался востребован и в его время. Он искал всюду причины событий, открывал законы природы, опираясь на философское открытие: «Наука – полководец, а практика – солдаты. Практика должна исходить из хорошей теории, а теория прежде всего из практики» - приходится доныне цитировать Леонардо многим, особенно политическим деятелям. Леонардо был изгнан и умер на чужбине.
В то же время врачи Парацельс, Везалий открывали круги кровообращения, законы деятельности органов, рискуя быть сожженными как Сервет в 1553 г. Рамус разработал новую после Аристотеля логику и убит в Варфоломеевскую ночь 1572 г. И все равно, даже мэр Бордо Мишель Монтень пишет «Опыты», где требует избавляться от преклонения перед догмами Античности и Средневековья, все проверять скептическим разумом, ибо всякая истина относительна, любые знания историчны, ограничены опытом человека и человечества. Не случайно свое сразу ставшее известным лучшим умам Европы творение Мишель Монтень назвал "Опыты"! Этот мэр крупного порта стал не только автором нового литературного жанра философского эссе, но и настольной книги свободолюбцев. Автор работы «Похвала глупости», обосновавший известный тезис «От великого до смешного один только шаг» Эразм Роттердамский тоже приобрел массу врагов не только среди священников, но и светских своекорыстных чиновников, но и Монтеню, и Эразму не пришлось за смелость взглядов своих взойти на костер, как в эпоху зарождающегося христианства Гипатия а теперь Сервет или Бруно.
Джордано Бруно в годы вынужденных скитаний учил, что Вселенная несотворима и неуничтожима, не имеет верха и низа, бесконечна, а Земля в ней – пылинка. Творческие способности человека не от Бога, а от природы. Бог и есть Природа и служение Богу в познании Природы и жизни по ее законам в согласии с ней. Философское учение, отождествляющее Бога с природой или природу с Богом – это два варианта пантеизма.
Инквизиторы после 8 лет пыток приговорили сжечь на площади Цветов в Риме в 1600 г. Последними словами Бруно были: «Сжечь то можете, а доказать ошибочность моих суждений не смогли». Польский пастор, врач и астроном Николай Коперник назвал свой труд «О вращении небесных сфер» философским по праву. Его точное доказательство космологической ошибки Аристотеля и Птолемея о геоцентризме мира, ошибки, следовательно, и Библии с Кораном, сыграло роль мировоззренческого переворота. И.В.Гете в 18 веке писал, что доныне книжечка Коперника важнее Библии. Ошибку Коперника исправил Тихо Браге, доказав, что планеты движутся вокруг Солнца по эллипсам, а не кругам.
Но завершил мировоззренческий переворот в натурфилософии и гносеологии Возрождения Галилео Галилей(1564-1642). Он утвердил демокритовский атомизм как основу механистического материализма эпохи Нового времени, дал научные понятия скорости, ускорения, инерции, открыл закон падения тел, обосновал принцип относительности и т.д. В письме Т.Кампанелле Галилей отметил, что «я предпочитаю найти одну истину хотя бы о незначительных вещах, чем долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины». Галилей создал экспериментально-математическое естествознание, подтвердив догадки философов Античности, что «книга природы написана на языке математики» и что «природе безразлично, понимают ли ее люди, или нет», а вот людям надо знать законы природы. Физик и астроном, поэт и художник Галилей дал философии и науке современную эпистемологию. Для него истина – это бесконечный процесс перехода от менее полного ко все более точному знанию. Тот же инквизитор Роберто Беллармино, что 40 лет назад сжег Бруно, требовал от старика Галилея отречения от учения Коперника. Галилей, что завершить научную работу, публично покаялся, но уже под видом критики продолжал пропагандировать новую натурфилософскую картину мира. «И все таки она вертится!», говорят, сказал Галилей, умирая в год рождения И.Ньютона.