Билет 20. 1. Философские взгляды Гегеля (система и диалектический метод, основные законы диалектики)
2.Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества (классов, групп, страт…).
1. Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831).
Диалектика Гегеля представляет собой учение о всеобщей связи и развитии, это взгляд на мир в целом, философия мироздания. Она основана на двух принципах:
1) на принципе взаимосвязи (мир является единым в своей основе);
2) принцип всеобщего движения, сформулированный еще Гераклитом – противоположные переходы друг в друга, все в мире непрерывно развивается.
Гегель говорил, что наш мир находится в постоянном процессе становления и обновления (если что-то уничтожается, то что-то новое возникает, развитие идет по спирали и все возвращается, но движется вперед по спирали.
Он сформулировал 3 закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей (в борьбе противоположностей заключается источник развития).
2. Закон преобразования количественных отношений в качественные (из-за неразрушения меры при изменении количественных отношений и при достижении определенной стадии происходит качественное изменение).
3. Закон отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия). Иллюстрацией закона отрицания отрицания является спираль.
Первоосновой всего сущего, считал Гегель, является абсолютная идея (мировой разум, мировой дух), творческое духовное начало, которое проявляет себя в сознании, природе, истории. Своей конечной целью абсолютная идея имеет познание самое себя и, как следствие, восстановление своей целостности, нарушенной своим же развитием. Целью существования человека есть познание абсолютной идеи.
Гегель подверг пересмотру принципы логики, идущие от Аристотеля. Он является автором самого смелого за всю историю философии принципа: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения».
Философская система делится Гегелем на три части: логика философия природы философия духа Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития. Логика : Наука идеи - всеобщее постижение. Великий мыслитель, в первую очередь, определяет сверх чувственность некоторой науки, а не ее рациональность. Наука полагается идеей и включается в науку логики, является ее образующей составляющей.
Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Тождество и различие -- единство противоположностей. Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Восхождение от абстрактного к конкретному -- общий принцип развития. Высшая ступень развития -- «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления самое себя. Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. существующее, полагал Гегель, разумно лишь в определенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Бытие не обладает извечным существованием и должно возникнуть из небытия, из ничто. Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным. тезис -- антитезис -- синтез: триада.
Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.
Качество, количество, мера -- все это категории бытия, это формы, в которые мы воспринимаем действительность, и воспринимаем эмпирически, опытным путем. Тождество, единство противоположностей -- ключевое Понятие логики Гегеля. Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. вскрытые противоречия свидетельствуют не о бессилии разума, а о его мощи. Учение о понятии -- третья, завершающая часть логики Гегеля. Понятие есть то, что живет в вещах, понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие. реальные вещи в своей сути -- это понятия, суждения и умозаключения.
Философия природы: Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идея мирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата о сотворении мира. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Лишь в изменениях, которые происходят в духовной сфере, проявляется новое.
2. Социальные связи –это связи индивидов друг с другом, а также их связи с являющимися процессами окружающего мира. Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека. Идеалистическое понимание социальных связей и отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает по сути дела его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств, любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающих именно в процессе деятельности в обществе. Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и в конечном итоге потере им своей идентичности, своего Я. Исторически первой появилась система личной зависимости людей в связи с переходом от охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь усилий многих людей. Образуется система социальных связей, характеризующихся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального производства. Вторым этапом было общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем.
Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни. Виды социальных общностей:
1) по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.
2) По времени продолжительности существования
3) По плотности связи между индивидами
4) делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы. К массовым социальным общностям относятся:
- этнические общности (расы, нации, народности, племена);
- социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе - социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
- социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе - общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.
Билет 21. 1. Возникновение философии марксизма, её отличия от предшествующих учений (Гегеля, Фейербаха) и особенности. Идеи марксистской философии в России (В.Г. Плеханов, В.И. Ленин и др.) Кризис марксизма в ХХ в. и его причины.