Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник
Элементами духовной жизни общества принято считать также:
Ø духовные потребности;
Ø духовная деятельность и производство;
Ø духовные ценности;
Ø духовное потребление;
Ø духовные отношения;
Ø проявления межличностного духовного общения.
Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. Духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.
Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.
Духовные потребности, или потребности в самореализации, - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312]. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.
А.Г. Здравомыслов выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:
1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;
2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;
3) гармоническое развитие личности.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров. Среди них он выделил следующие потребности:
· потребности трудовой деятельности;
· потребности общения;
· нравственные потребности;
· эстетические потребности;
· научно-познавательные потребности;
· потребности в укреплении здоровья;
· потребности воинского долга.
Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.
Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.
Духовная деятельность обладает огромной внутренней притягательной силой. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, поскольку сам процесс творчества доставляет им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность во многом напоминает игру, когда удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение - в духовной деятельности продуктивно-творческое начало доминирует над репродуктивно-ремесленным.
Следовательно, духовная деятельность самоценна, обладает нередко значимостью безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства - нелепость. Кроме того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их обладатель, нежели производитель, то в сфере духовной интересен производитель ценностей, идей, произведений, а не их владелец.
Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.
Ценность, по Шелеру, это феномен, самообнаруживающийся в акте эмоциональной интуиции, феномен, которого нет вне направленности на него сознания. Философ решительно отвергает взгляд, будто ценность — это только общее понятие, значение или смысл. Напротив, ценность всегда дана в эмоциональном созерцании, ее невозможно вывести путем абстрагирования из общих свойств предметов и явлений и выразить в Формах логического мышления. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в феномено логической философии Макса Шелера
Ценности и соответствующие им не-ценности существуют в объективно упорядоченных рангах: (по М.Шелеру)
Ø ценности святого против не-ценностей порочного;
Ø ценности разума (истина, красота, правосудие) против не-ценностей лжи, безобразия, неправосудия;
Ø ценности жизни и чести против не-ценностей бесчестия;
Ø ценности удовольствия против не-ценностей неудовольствия;
Ø ценности полезности против не-ценностей бесполезного.
Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.
Духовные отношения - категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.
Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
Духовное общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Список использованной литературы:
1. Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник
2. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-4.
3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
4. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.
5. Митрошенков О.А. Философия 2002
6. Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 66.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — 816с.
8. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
9. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.
10. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера
11. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.