Пантеизм, гилозоизм и деизм

Пантеизм, гилозоизм и деизм. В философии существует также и ряд важных направлений, которые, оставаясь в рамках монизма, занима­ют промежуточное положение между идеализмом и материализмом.

Гилозоизм

Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древ­ности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Пантеизм

Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Нико­лай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.1

Деизм

Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается твор­цом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеа­лизма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объек­тивного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнес­ти Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Говоря об онтологии, необходимо знать еще несколько следующих терминов и связанных с ними понятий.

Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок».

Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок». Кос­мос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению.

1 Подробнее о пантеизме и истории его формирования см. на с. 255.

Космология

Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.

Космогония

Космогония — учение о происхождении мира, о процессе его ста­новления, который привел к его современному состоянию.

Космогенез

Космогенез — сам процесс образования и становления мира.

Диалектика и метафизика

Диалектика и метафизика. Кроме выше выделенных течений для онтологии существенны еще представления о сути бытия: является ли бытие неизменным, постоянным, неподвижным или же изменчивым и подвижным? На основании решения этого вопроса выделяют метафи­зику и диалектику. Но использование этих терминов затрудняется тем, что каждый из них имеет, по крайней мере, два смысла: древнегрече­ский и современный. Поэтому при их использовании необходимо ого­варивать, какой из смыслов имеется в виду.

Диалектика.

• В буквальном пер. с др. греч. — «искусство вести беседу, спор»; в этом смысле термин употреблялся с древности и вплоть до Нового времени.

• В немецкой классической философии и особенно в философии марксизма термин приобретает второе значение, а именно: учение о наиболее общих закономерных связях бытия, его развития и становле­ния; две центральные идеи диалектики:

а) взаимосвязь всех явлений;

б) непрерывное, бесконечное, основанное на присущих самому бы­тию противоречиях, развитие мира.

В этом смысле диалектика противоположна метафизике. Крупней­шие представители: Шеллинг, Гегель, Маркс, Бергсон.

Однако и само развитие может трактоваться по разному: как разви­тие «по замкнутому кругу» (Шеллинг, Гегель) и как бесконечное по­ступательное движение (Маркс, Бергсон).

Метафизика.

• В буквальном пер. с др. греч. — «после физики» (о происхожде­нии данного термина см. на с. 97). Первоначально метафизикой назы­валась философия Аристотеля, а начиная с эпохи Средневековья и фи­лософия вообще. В этом же смысле данный термин часто употребля­ется и в настоящее время, т.е.

метафизика = философия.

• В Новое время термин «метафизика» приобрел еще и значение философского учения, в котором отрицается развитие мира как беско­нечное саморазвитие, т.е. учения, противоположного диалектике (во втором смысле последнего термина), т.е.

метафизика = антидиалектика.

Если не провести этого различия между смыслами, может возникнуть путаница. Так, например, Парменида и Зенона можно назвать основопо­ложниками метафизики в современном смысле слова (так как они первы­ми начали утверждать, что истинное бытие абсолютно неподвижно и не-

изменно), но их же можно назвать и основоположниками диалектики — в древнегреческом смысле последней (они первыми начали обосновывать, доказывать свои философские идеи). Метафизиками в современном по­нятии слова можно считать большинство философов до XIX в.

Агностицизм

Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается в принципе не познаваемым.

К древнейшим европейским формам агностицизма можно отнести софистику и скептицизм, в Новое время агностицизм развивал Беркли, Юм, Кант. Агностиками чаще всего были субъективные идеалисты, тог­да как материалисты и объективные идеалисты обычно признают по­знаваемость мира.

Релятивизм (от лат. «relativus» — относительный)

Релятивизм (от лат. «relativus» — относительный) — направле­ние в философии, возводящее в принцип относительность всякого зна­ния, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее ка­кую-либо возможность достижения объективной истины. Основы ре­лятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.

Рационализм (от латинского «ratio» — разум)

Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием по­знания, а также критерием истины.

Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рациона­лизм сформировался в Новое время; его крупнейшие представите­ли — Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз­нательный)

Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз­нательный) — направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалис­тические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бер­гсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.

Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство)

Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

Сенсуализм стремится показать, что все знание выводится из дан­ных органов чувств («в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах»). Основы сенсуализма были заложены еще в античнос­ти (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформи­ровался в Новое время (материалистический сенсуализм — Гоббс, Локк, Дидро и т.д., идеалистический сенсуализм — Беркли, Юм и др.). В эпоху Просвещения противостояние рационализма и сенсуализма играло важнейшую роль в философии.

Схема 6. Проблема познаваемости мира

Агностицизм Мир в принципе не познаваем Релятивизм Мир познаваем только частично и всегда субъективно (истина всегда относительная) Мир в принципе познаваем    
Эпоха Древнего мира    
Буддизм   Высшая сущность мира (идеи) познаваемы благодаря их припоминанию — Платон.
Античный скептицизм — Софистика  
Пиррон, Секст Эмпирик    
    Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию — Аристотель.
Эпоха Средневековья    
  Природа (сотворенный мир) познаваема, но Творец полностью не познаваем
Эпоха Возрождения    
Ренессансный скептицизм Монтень   И Творец, и его творение познава­емы благодаря интеллектуальной интуиции — Николай Кузанский.
Эпоха Нового времени    
Юм Позитивизм В мире нет ничего в принципе не познаваемого, есть только то, что пока еще не познано — Ленин.
Кант Прагматизм

Наши рекомендации