Основные периоды развития науки
Доклассический период (Античность, Средневековье, Возрождение) | Классическая наука (XVII — конец XIX в.) | Неклассическая наука (конец XIX — последняя треть XX в.) | Постнеклассическая наука (последняя треть XX в. — по н.в.) |
Рис. 3.1 Периодизация науки
У истоков научных знаний находились те народы, которые первыми совершили поразительный переход от первобытного состояния дикости и варварства к цивилизации. К. Ясперс назвал это великое преобразование человечества «осевым временем истории». Вдоль берегов могучих рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, позже — Ганга, Хуанхэ, Янцзы возникали цивилизации, существование которых было связано с накоплением и использованием многих знаний, необходимых для создания плотин, каналов, водохранилищ, других ирригационных сооружений, развивавших интенсивное земледелие. Существовало искусственное орошение посевов, использовались плуг, повозки на колесах. Животные применялись в качестве тягловой силы, употреблялись медь, бронза, кирпич, строились гребные и парусные суда, имелись весы, измерительные приборы, водяные и солнечные часы. В Китае был изобретен порох.
При рассмотрении процесса зарождения первых научных знаний (преднауки) в древних цивилизациях необходимо обратить внимание на следующие вопросы.
1. Органическую связь возникавших преднаучных знаний с практикой. Практическая необходимость в астрономических знаниях появлялась в земледелии и скотоводстве, связанных с годовым циклом производства, в навигации и мореплавании, составлении календарей. У древних египтян существовал солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев; в Вавилоне использовался лунный календарь, основанный на наблюдениях за спутницей Земли. Появление геометрии (греч. «гео» — земля и «метрия» — измерение) также было вызвано практической задачей, связанной с разделением и измерением земельных участков, вычислением их размеров. Все накопленные в то время знания основывались на практической деятельности людей, создавших первые цивилизации.
2. Элементы математизации астрономических и практических знаний. С астрономией на протяжении всей ее истории неразрывно связана математика. Уже в древних цивилизациях проявлялась такая характерная для математики черта, как универсальность, использование ее в различных областях. Математика пока носила преимущественно прикладной характер. В задачах египетской математики, обнаруженных на древних папирусах Райдна (84 задачи), «речь идет о количестве хлеба, сортов пива, о кормлении животных и хранении зерна, и это указывает на практическое происхождение... арифметики и примитивной алгебры». Однако возникал интерес и к отвлеченным математическим задачам, не связанным с конкретной ситуацией. Часть задач касалась геометрических фигур, измерения площадей треугольника, круга, объемов куба, цилиндра.
3. Значение для развития науки (и культуры в целом) появления возможности накапливать и передавать знания с помощью условно-изобразительных знаков, из которых возникла письменность. Первые образцы письма возникают у шумерийцев и египтян. Шумерийцы изображали наглядную информацию палочками треугольного сечения (клинопись) на глиняных поверхностях, египтяне красками писали на папирусе. Буквенно-звуковая форма письма возникает в XI—X веках до нашей эры у финикийцев, которые придавали отдельным звукам речи форму букв (письменное изображение звука). Финикийский алфавит включал в себя 22 буквы и послужил основой для последующих буквенно-фонетических систем письма, в том числе и греческого, из которого впоследствии образовались латинская и византийская письменность.
Таким образом, в первых древних цивилизациях происходило накопление хозяйственного опыта, возникали первый научные знания, возможности их обобщения, хранения и передачи в письме. Великий поход человечества к знаниям, история науки начинались с жизненной практической необходимости. «Сначала было дело» — утверждал Гёте. Теоретическая необходимость в знаниях — результат более позднего развития духовной культуры человечества.
В целом для античного периода в истории науки характерны следующие процессы, которые необходимо уяснить для его понимания.
· Во-первых, в этот период осуществился переход от мифологии к философии (милетская школа, Пифагор, Демокрит, элеаты, Платон, Аристотель). По своей гносеологической сущности это был переход от вымысла и фантазии к рациональному способу познания мира, который породил не только саму философию, но и сделал возможным появление науки.
· Во-вторых, философия в античном мире возникла с самого начала в форме натурфилософии — философии природы, Натурфилософия первой пыталась овладеть искусством научного познания природы.
· В-третьих, в античный период сформировалась неразрывная взаимосвязь философии с конкретными научными знаниями; при этом философия придавала этим знаниям теоретический характер. Показательна в этом отношении взаимосвязь философии, астрономии и математики во многих древнегреческих школах от Фалеса до Птолемея.
Ключевую роль в формировании античной культуры и науки сыграл Аристотель, чьи труды положили начало многим наукам. Аристотель разрабатывал различные области философского знания от онтологии до этики и риторики. Особое место в его учении занимала гносеология. Он был одним из первых философов, кто стремился соединить в теории познания философские и конкретно-научные аспекты. В этой связи следует рассмотреть выделенные Стагиритом следующие основные этапы в познавательной деятельности человека (рис. 3.2).
Опыт (empeiria) — первая ступень познания. С этой ступени с помощью чувств начинается постижение отдельных, единичных сторон, свойств реального объекта, фактов, которые создают первичный эмпирический материал. Но в опыте, с точки зрения Аристотеля, содержится гносеологическое противоречие: с одной стороны, он является необходимым условием каждого знания, с другой — он недостаточен, так как содержит только представления (а не понятия) о единичных, фрагментарных свойствах и явлениях. Это противоречие лежит в основе движения познания к новой, более высокой ступени — мышлению, рациональному знанию.
Искусство (tehne) — вторая ступень познания. Его Аристотель рассматривал как умение делать обобщения из конкретных опытных данных. Это — первая, непосредственная ступень разума; ею, по мнению древнегреческого философа, обладает любой наблюдательный, склонный к синтезу и выводам ум. Такое знание общего также несовершенно, поскольку еще не содержит в себе необходимости. Люди, жившие у моря, испокон веков наблюдали его приливы и отливы. Понимали общий, неизменно повторяющийся характер этого процесса, но не могли объяснить его причину.
Знание (episteme) (точнее подлинное знание, поскольку предыдущие ступени — также виды знаний) — третья ступень познания. Оно, по Аристотелю, характеризуется тем уровнем рефлексии, на котором разум способен осмысливать причинно-следственные связи, понимать, почему конкретные события происходят именно так, а не иначе, почему эти вещи с обладают данными качествами, а не другими, почему развитие происходит в этом направлении, а не в другом и т.д. То есть эпистемологическое знание — это знание причин, сущностей и закономерностей конкретных явлений. Это знание, считает Стагирит, и составляет содержание отдельных, конкретных наук. При этом он подчеркивает, что только человек, имеющий эпистемологические знания, способен обучать.
Мудрость (sophia) — высшая ступень познания мира, — «первая философия». Она, с точки зрения Аристотеля, осмысливает универсальные основы бытия, первопричины, принципы, исследует общие проблемы материи, движения, пространства, времени и т.д., их проявления в мире единичных вещей. Мудрость, знание всеобщего не опускается с «вершин» духовной субстанции человека, а последовательно возникает «снизу», на основе предыдущих ступеней познания. Гегель писал, что с появлением учений Платона и Аристотеля «...философией стали называть всякое знание, предметом которого является познание... всеобщего в море эмпирических единичностей, изучение необходимости, закона в кажущемся беспорядке бесконечного множества случайностей...».
Таким образом, в гносеологии Аристотеля человек, познающий мир, выступал сначала как наблюдатель, обнаруживающий с помощью чувств окружающее его многообразие бытия. Затем он становился homo sapiens: раскрывал себя как разумное существо, постигающее с помощью своего интеллекта общее — единство в многообразии (ближайшей формой выражения общего является понятие). Идя дальше дорогой познания, человек становился ученым, обладателем episteme — «подлинного» знания, способным исследовать, концептуализировать, доказывать, постигать причины и закономерности, сущность реальных процессов и объектов. И только пройдя все эти три ступени, он может достигнуть «софии» (мудрости), познавать высшие принципы бытия, его основы и универсальные понятия. В этой достаточно стройной и оригинальной для своего времени гносеологической концепции содержалась попытка «развести» конкретно-научное и философское знание и вместе с тем интегрировать их в общий познавательный процесс. Здесь намечались определенные контуры понимания взаимоотношения философии и науки, а также и философских проблем науки.