Религиозная реформация и ее значение для развития Европейского капитализма
В эпоху Возрождения произошли значительные изменения и в духовной жизни Европы. В ХУ1 веке происходит второй крупнейший по своим последствиям раскол в христианстве, и связан он был с начавшейся антифеодальным социально-политическим движением. А так как католицизм был идеологической опорой феодализма, то первый удар был нанесен против этой церкви. Само же движение получило название Реформации ( от лат.- reformation – преобразование, исправление). Они связаны с процессами реформаций христианской церкви, появлением новых течений. В таких условиях одним из первых за обновление духовной жизни выступает немецкий религиозный деятель Мартин Лютер (1483-1546). Это был очень талантливый человек, профессор богословия, крупнейший знаток немецкого языка (он первым перевел Библию на этот язык), композитор, теоретик музыки и т.д. 31 октября 1517 г. он выступил с открытым протестом, заперев храм, в котором был священником, и прибив на дверь знаменитые 95 тезисов. Это, по образному выражению ф.Энгельса, был «удар молнии в бочку пороха». Поводом послужил приезд в г.Виттенберг, где жил и служил М.Лютер, посланника Рима для массовой распродажи индульгенций. Первоначально считавшаяся осязаемой наградой за послушание, индульгенция к тому времени превратилась в ходовой товар. Вот и на этот раз ее продавали, чтобы собранные деньги направить на строительство Собора св.Петра в Риме. Лютер подверг критике посредническую роль римско-католической церкви в спасении и считал, что для этого достаточно одной веры человека во Всевышнего.Богу должны служить не только духовенство, но и каждый верующий. Протестантизм учил, что важны не столько обряды, сколько джобросовестное выполнение всеми своих обязанностей, поэтому из семи таинств он оставил только крещение и причастие. Из молитвенных помещений были убраны все иконы. Окончательный разрыв с официальным Римом произошел в 1521 г. Он был офолрмлен в виде документа «Аугсбургское исповедание», который был составлен другом и систематизатором учения Лютера – Ф.Меланхтоном. С самого начала своего возникновения реформаторское движение не могло быть социально-однородным, ибо слишком разные интересы были у различных слоев немецкого общества. Поэтиому в нем образовалось два течения: умеренное (бюргерско-княжеское), возглавляемое самим Лютером, и радикальное (крестьянско-плебейское), во главе которого стоял Томас Мюнцер (1490-1525), казненный после поражения организованного им ополчения, один из вождей Крестьянской войны 1524-1526г.г. в Германии. Реформаторские идеи Лютера нашли своих более радикальных последователей в Швейцарии – Ульриха Цвингли (1484-1531) и Жана Кальвина (1509-1564). Судьба У.Цвингли трагична: он погиб в сражении с католиками, сопровождая войско в капчестве священника. Кальвин же сумел создать свое учение, которое он изложил в труде «Наставление в христианской вере», окончательный вариант которого был издан в 1559 г. В кальвинизме последовательно выражена буржуазная сущность реформации. Он сверг институт духовенства и утвердил полную независимость каждой религиозной общины (конгрегации), управляемой консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины). По Кальвину, жизнь каждого верующего заранее предопределена Богом, поэтому он выступает против фортуны (случай) высоко ставя понятие фатума (судьба). Но главная заслуга этого мыслителя – в разработке т.н. протестантской этики, которая сыграла большую роль в эпоху первоначального накопления капитала. При этом он использует известное положение Библии о том, что «званых много, но избранных мало». Суть нового толкования заключается в том, что «никто не знает, кого избрал Бог», поэтому в душе каждого теплится надежда на богоизбранность. И если человеку везет в хозяйственных делах, если идут «деньги к деньгам», то это является символом благорасположения Бога. В ответ на это человек также должен делать блага, т.е. открывать новые рабочие места, помогать страждущим, быть скромным в быту, не выделять себя от окружающих и т.д.Без сомнения, такая этика сыграла большую роль в становлении европейского капитализма, в сохранении его «человеческого лица». В процессе модернизации Казахстанского общества после обретения независимости, к сожалению, мы не смогли разработать такую этику. Да и история не дала нам времени для этого. Поэтому общество в первые годы модернизации захлестнул крайний индивидуализм, не совместимый с духовным опытом народа. Сейчас положение выправляется. Но до сих пор общество не уделяет должного внимания формированию этики предпринимательства, увязанной с богатым духовно-нравственным опытом народа. Реформаторское движение в Англии явилось началом создания англиканской церкви – наименее радикальной модификации протестантизма. Это движение возглавил король Генрих У111 (1491-1547). В 1554 г. английский парламент объявил церковь Англии независимой от Рима. С этого времени и по сей день англиканскую церковь возглавляет или король, или королева, они же назначают архиепископов Кентерберийского и Иоркского. Последователями Кальвина во Франции стали знаменитые гугеноты, в Англии и Шотландии – пресвитериане. Протестантизм сыграл огромную созидательную роль в развитии не только науки, окончательно разорвав путы средневековой схоластики и дав возможность научной мысли выйти на свободу творческого поиска, но и перевернул весь социально-экономический уклад феодальной Европы.