Натурфилософские концепции эпохи Возрождения (Бруно, Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс и др.)
Культура эпохи Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкование природы. Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
- пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога;
- идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком;
- гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;
- качественная интерпретация природы.
Наибольшую роль в развитие натурфилософии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции Бруно, Кузанского, Телезио, Парацельса, Себестьяна Франка, Беме и др., свидетельствовавшие о божественном единстве всего живущего, крушении схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы. Учение Коперникао шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси привело к разрушению средневекового антропоцентризма и выработке нового взгляда на значение человека во вселенной. Земля и человек перестали быть средоточием вселенной и всех явлений мира. Так, исследователи творчества Николая Кузанского (1401-1464) считают его первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве. Бог – «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Если бог является бесконечностью, т.е. абсолютным максимумом и не страдает ни от каких конечных операций, то, будучи в этом смысле неделимым, он также есть и абсолютный минимум. Это совпадение позволяет заключить, что, во-первых, бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне бога является непоследовательным; во-вторых, бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного; в-третьих, сущность видимых вещей и бога совпадает, а это свидетельствует о единстве мира. Особое внимание в философии Н. Кузанского уделено учению о человеке. Он отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека натуралистический, как своеобразный микрокосм. Если философия средневековья мыслила человека как подобие бога, а античность, прежде всего, интересовала взаимосвязь микрокосма и макрокосма, то Кузанский пытается связать микрокосм с божественной сущностью. Мыслитель приходит к выводу, что малый мир, человек, не только воспроизводит, «стягивает» окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального– бога. Данная точка зрения не столько уподобляет человека богу, сколько приводит к его «обожествлению», называя человека «человеческим богом» или «очеловечившимся богом». Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности человека. Если абсолют, бог, есть творчество, то человек, подобно богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли. Основную задачу познания Кузанский, как и большинство философов эпохи Возрождения и Нового времени, видит в устранении схоластической веры в авторитеты. «Ничей авторитет мной не руководит, даже если побуждает меня к движению» - пишет он в диалоге «Простец об уме», а в диалоге «Простец о мудрости» Кузанский сравнивает схоласта, скованного верой в авторитет, с конем, который по природе свободен, но привязан уздой к кормушке и не может есть ничего другого, кроме того, что ему подали. Кузанский полагает, что человек, как микрокосм, обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посредством ума, уподобляемому божественному, творческому уму. Ум индивидуален, что обусловлено различным, телесным устройством людей. Рассматривая проблему веры и разума, он говорит, «что с веры начинается всякое понимание», «Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом». Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.
И хотя в этих концепциях и отражался переходный характер эпохи Возрождения (увлечение астрологией, магией, алхимией и др. формами ненаучного истолкования мира), однако в общей линии развития натурфилософии всё же, большое место занимало материалистическое понимание мира (учение Бруно, гелиоцентрическая система Коперника). Наиболее важными результатами естественнонаучного направления философии эпохи Возрождения были: методы экспериментально-математического исследования природы, философски обобщённые в произведениях Леонардо Да Винчи и в особенности у Галилея; детерминистское истолкование действительности, противоположное телеологическому истолкованию её схоластами; формулировка подлинно научных, свободных от элементов антропоморфизмазаконов природы (И. Кеплер – в астрономии, Г. Галилей - в механике). Определяющими чертами естественнонаучного направления в философии эпохи Возрождения были: метафизическое понимание последних элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность, сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире (Галилей, отчасти Ф. Бэкон).
Джордано Бруно (1548-1600 гг.) – итальянский философ, проповедовал материалистические идеи. После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Как пантеист он решительнее, чем Кузанский, утверждал бесконечность самой природы. Продолжив учение Коперника, приходит к выводу о бесчисленности миров и об их населенности. Причем множественность солнечных систем представлялся им не механическим соединением, а органическим целым. Это космологическое учение дополнялось и уравновешивалось взглядом о космической природе человеческих сил. Человек познает вселенную, ибо сам есть, как бы вселенная. Человек принадлежит к материальному миру и в тончайшей эссенции соединяет в себе сущность всех явлений. Поэтому он может понимать материальный мир как интеллектуальное существо, «божья искра», он может сознавать и само божество. Как и Н. Кузанский он полагал, что в каждой вещи присутствует вечно живое неразрушимое существо, монада, являющаяся индивидуальной формой божественного бытия. Всякая вещь в своем жизненном движении следует как закону своего особого существа, так и общему божественному закону. Отсюда не только человек, но и каждая отдельная вещь является своеобразным зеркалом мировой субстанции. Тем самым, слившееся воедино с материальным миром божество дано в индивидуальной монаде и познается через нее. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция (находиться во всех вещах, составляет их движущее начало). Это у него гилозоизм, как и у всех античных материалистов. Бруно развил ряд и других диалектических позиций: 1) понятие о единстве, связности и универсальном движении в природе; 2) понятие о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Основные соч.: философские диалоги о «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». Телезио Бернардино(1509-1588 гг.), итальянский философ – материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значимость сенсорного познания и выступал против умозрительно-силлогистических методов схоластики. Сравнивал пространство, заполненное материей с извечным началом Бога, придерживался гилозоизма. В космологии утверждал, что холод и тепло, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, борются за материю. Тепло сконцентрировано на солнце, а холод – на земле. Гл. соч. – «О природе вещей согласно их собственным принципам». Парацельс (1493-1541) – швейцарский врач и естествоиспытатель. Мир, основанный с помощью божественной первоматерии, есть саморазвивающаяся целостность. Человек (микрокосм) способен познать природу (макрокосм). Он одним из первых провозгласил идею опытного знания, как основания всякого научного знания. Веря в разум, призывал врачей и ученых изучать не «священные книги», а природу, резко критиковал средневековые авторитеты, схоластику и религию. Находясь во власти антинаучной концепции, Парацельс. в объяснений мира стоял на позиций антропоцентризма и панпсихизма, полагал, что все в мире проникнуто таинственным духом «археем». Одновременно он верил в силу алхимии и магии. Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) – продолжает и фактический завершает натурфилософию Возрождения. В 4 вопросе будут представлены его социально-политические взгляды. Концепция «о двух книгах»: о природе и Священном писаний. Первую познаем с помощью разума и ощущений. Библия не имеет целью излагать законы природы, она учить людей как спасти свои души. Это, по сути, отказ согласовывать научные выводы с церковью. Выступает против аристотелевской концепции «материя-форма». Формы умирают, а материя пребывает такой же. Следовательно, она едина и бессмертна, а формы многочисленны и тленны, подвержены гибели. Материя, больше чем форма обладает действительным бытием. И хотя она есть бесформенная телесная масса, но благодаря двум активным началам – теплу и холоду (Телезио), она превращается в многообразный мир вещей. Роль бога ограничивается только созданием материи и этих начал. Принципу Аристотеля движущееся тело получает движение от другого, выдвигает принцип самодвижения. В основе самодвижения лежит тепло, оно и есть «истинная причина возникновения, изменения и гибели вещей». Он стоит на позициях органицизма. «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве». Всем природным вещам и явлениям присуще стремление к самосохранению. Оно реализуется через способность к ощущению. «Все вещи чувствуют». Но также есть и прималитеты – это три первоначала бытия – мощи, мудрости и любви, являющиеся разумными началами в природе.
Галилео Галилей завершает натурфилософию эпохи Возрождения и вместе с Леонардо да Винчи являются основоположниками естествознания Нового времени. Леонардо да Винчи (1452-1519) – активно выступает против умозрительно-словесного «выяснения» истины, подчеркивает, что те науки, которые не порождаются опытом, они не достоверны. Считал, что «Мудрость есть дочь опыта». Он признавал знание, полученное только посредством ощущений, отвергал знания, полученные из Священного писания и мистики. Но любой опыт нужно обосновать, и задачу науки видел в выявлений причинных связей. Природа начинается с причины и кончается опытом, а мы должны посредством опыта понять причину. Природа у него творческое и деятельное начало, сливающееся с богом, который и является гарантом необходимости природных явлений.Природа создаеттело и душу человека. Познанию реального мира служит и наука и искусство. Первый раскрывает количественную сторону мира, а искусство – качественную сторону, конкретность и индивидуальность вещей. Галилео Галилей(1546-1642 гг.) – итальянский физик, астроном и мыслитель. Он критикует слепое преклонение перед Аристотелем, догматическую схоластику, и первым начал применять эксперимент в виде математического и геометрического моделирования явлений природы. Считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. В механике установил закон инерций, принцип относительности. Одним из первых сконструировал подзорную трубу, увидел пятна на солнце , «горы и моря » на луне, миллиарды звезд в галактике «Млечный путь» и т. д. Его спор с иезуитским профессором о пятнах на солнце: на доводы Галилея. он ответил – я несколько раз прочитал Аристотеля, где ни слова об этом не сказано. Его астрономические открытия имели огромное значение в борьбе с религиозными догмами и подтверждения истинности учения Коперника. Он, как и Кампанелла признавал концепцию «двух книгах», считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. Галилей заменил органистически-гилозоистическую трактовку природы геометрически-механической. Сущность природы раскрывается не на путях «скрытых качеств», «внутренних форм», «симпатий и антипатий», а она проста и упорядочена, все его явления регулярны и необходимы, и совершаются незыблемыми математическими законами. Однако Галилей не избавился от религиозных предрассудков, признавал божественный первотолчок. Основ. соч.: «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».
4.Социально-политическая философия