Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
Специфической формой общественных отношений и особым видом социальной регуляции поведения человека в обществе является право. В трактовке этого понятия в истории права сформировались два подхода: юридический (от лат. jus – право) и легистический (от лат. lex – закон). С точки зрения легистического подхода, право рассматривается как продукт государства, его власти, воли, усмотрения. Право здесь сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам и т.д.). Право в рамках данного подхода производно от государства, оно отождествляется с законом (позитивным правом), не имеет собственной объективно-независимой от власти природы, сущности и специфики, своего собственного принципа. Сущностным признаком права при этом является властная сила, обеспеченность властным принуждением.
Для юридического типа правопонимания, напротив, характерна та или иная версия различения права и закона (позитивного права). Под правом здесь имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения и произвола государственной власти, т.е. специфическое, отличное от других социальное явление, особый социальный регулятор и т.д. со своей сущностью, природой, принципами.
Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства. В силу того, что право имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением, для чего может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.) В силу своей общеобязательности право отличается от других социальных норм (морали, религии и др.). Право выражается в официальной форме, оно имеет свои источники, например, законы. К общим принципам права, которые распространяются на всю систему права, относятся принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма и др. Кроме этого, имеются межотраслевые принципы права, охватывающие две или более отраслей права, а также отраслевые, проявляющиеся в конкретной отрасли права (например, принцип свободы трудового договора в трудовом праве). В праве выражается политика государства, т.к. правовые нормы издаются государством.
Философия права – научная дисциплина, а также философское учение, исследующие проблемы права в его онтологическом, познавательном и аксиологическом измерениях. Философско-правовые исследования имеют глубинную традицию, восходя к учению древнегреческих софистов 5-4 в. до н.э. о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, в отличие от искусственного (позитивного) права полиса (права по человеческому установлению). Все последующие философско-правовые учения основывались на этом подходе. Многие исследователи, начиная с древности (Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Цицерон и т.д.), средневековья (Фома Аквинский, Р. Луллий и др.), рационально-философских интерпретаций И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и заканчивая философско-правовой мыслью 20 в., по существу придерживались различных трактовок и вариантов понимания естественного права и его соотношения с позитивным правом. В находящихся под влиянием естественно-правовых представлений философско-правовых концепциях отсутствует принципиальное отграничение права от морали и нравственности. Вторая разновидность в философии права представлена формально-юридической концепцией права, согласно которой право (в его отличии от закона) – это принцип формального равенства, а не естественное право. Здесь представлено понятие права как более развитая форма юридического правопонимания, преодолевающая понятие естественного права с его смешением права с моралью, нравственностью, религией, игнорированием различий между формальным и фактическим.
Философия права рассматривает право в его различении и соотношении с законом. Предмет философии права, охватывает весь мир права во всех его проявлениях и определениях. Это понимание распространяется не только на закон, но и на основной компонент общественно-политической жизни – государство, которое трактуется как определенный политический институт. Предметное поле философии права при этом включает, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной и иной деятельности, и такие философско-правовые вопросы, как право и государство, человек-общество-государство, правовые формы организации государства, методы и приемы юридической аргументации, природа юридического доказательства, соотношение прав и обязанностей, договор, правоотношение, проблемы преступности, смертной казни и т.д.
Право представляет собой систему норм, установленных или санкционированных государством и выражающих требования принципа формального равенства. Внутреннее сущностное единство и необходимая связь права и государства детерминирована необходимостью того, чтобы объективные требования и объективная значимость права были признаны, нормативно конкретизированы и защищены государством, дополнены его официально-властной обязательностью. С точки зрения юридико-либерального правопонимания, государство выступает как правовая форма организации суверенной публично-политической власти свободных людей, как публично-правовой институт, необходимый для возведения общезначимого права в общеобязательный закон с надлежащей санкцией, для становления и защиты правового закона. Насилие, согласно такому подходу, правомерно лишь в форме государственной санкции правового закона. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой необходимую и до сих пор единственно возможную форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты свободы в виде правосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Право и государство, таким образом, взаимосвязанные, всеобщие и необходимые формы соответственно нормативного и институционального, организационно-властного бытия, признания выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни (В.С. Нерсесянц).
В философии права, в исторической реконструкции этапов развития философии права (мы опираемся на исследования Чичневой Е.А.) на протяжении всей истории развития, начиная с древности, так или иначе присутствуют две тенденции понимания сущности права: исследование идеи права как априорно данной и выражающей идеально организованное общество; исследование действующего или исторически существующего права. В первом случае речь идет о праве как «праве» или «справедливости», и существующее право рассматривается с точки зрения его соответствия вечному и неизменному идеалу. Во втором случае право лишается своего сверхидеального бытия и понимается как исторически возникшее и, следовательно, имеющее относительное содержание. Как уже отмечалось, философия права начинается с Платона и Аристотеля, заслугой которых явилось определение и всесторонний анализ идеи справедливости, а также обоснование разумной природы закона (права). Справедливость как таковая, так и в отношении права, означает, согласно Платону, «надлежащую меру» или то, что «каждый имеет свое». Закон представляет собой «определение разума», следование которому является основным гарантом устойчивого существования идеального государства. Аристотель обосновывает учение об уравнивающей справедливости (как равное или эквивалентное деление) и распределяющей справедливости (как пропорциональное деление или деление по достоинству). Право, по Аристотелю, есть мерило справедливости, и делится на положительное (созданное людьми) и естественное (не зависящее от воли законодателя и отвечающее природе человека), которые дополняют друг друга. Таким образом, с Платона и Аристотеля берут свое начало как рационалистическая линия в философии права, так и естественноправовая точка зрения. Свое обоснование последняя получила в трудах Цицерона, а в теорию права вошла благодаря римским юристам.
В средние века на смену уже утвердившемуся делению права на естественное и положительное приходит более сложное представление об источниках права (Фома Аквинский): «вечный закон» (божественный замысел, ведомый только самому богу и святым), «естественный закон» (непосредственное проявление права в отношении человека, «человеческий закон» (положительное право, которое в отличие от двух предыдущих, обладает принудительной силой, т.е. устанавливается и охраняется государством) и «божественный закон» (принципы человеческого общежития, изложенные в Библии).
В Новое время философия права объединяет возврат к античному (введенному Аристотелем) делению права на естественное и положительное. Причем, акценты меняются: естественное право понимается как вполне самостоятельное, независимое не только от воли законодателя, но также и от божественной воли. Одним из первых, кто стремился придать юриспруденции форму науки на основании систематизации ее неизменной части – естественного права был Гуго Гроций. Френсис Бэкон различает закон по существу (отвечающий требованиям «всеобщей справедливости») и закон формальный (оправдывающий насилие). К проблемам положительного права и правовой науки Бэкон применил свой эмпирический метод, что определило роль Бэкона в истории философии права как непосредственного предшественника юридического позитивизма. Особенности естественноправовой концепции Томаса Гоббса обусловлены пониманием им естественного состояния как «войны всех против всех». Если у Гоббса целью закона является ограничение свободы, то у Локка закон сохраняет и расширяет свободу.
В эпоху Просвещения философия права представлена главным образом в трудах Шарля Монтексье и Жан-Жака Руссо. Монтексье, в противоположность Гоббсу, понимает естественное право как лишенное какой-либо агрессивности и выделяет следующие свойственные такому состоянию законы: стремление к миру, к жизни в обществе и к добыванию пищи. После образования государства человек создает положительное право, которое Монтексье подразделяет на международное (политические отношения между народами), политическое (определяющее отношения между правителями и управляемыми) и гражданское (определяющее отношения граждан между собой). Положительные законы должны учитывать характер и свойства народа, для которого они создаются. Эта идея получила свое дальнейшее развитие в исторической школе права. У Руссо неотчуждаемый и неделимый суверенитет принадлежит народу, в пользу которого отчуждаются естественные права отдельного индивида. Эквивалентной заменой отчужденных прав Руссо считает права, законодательно установленные сувереном (народом в лице государства). Руссо указывает на первостепенное значение законодательной власти, которая представлена народным собранием и от которой зависит не только принятие, но и отмена или изменение закона.
Новый этап в развитии западноевропейской философии права знаменует разработанные И. Кантом «Метафизические начала учения о праве». Право впервые рассматривается как область метафизики – с точки зрения его нормативности и априорности. Вопрос о соотношении права и морали получает не только ясный ответ, но и подробное философское обоснование. Мораль и право имеют общий источник – практический разум и общую цель – утверждение свободы. Понятие «общественного договора» становится у Канта «идеей разума», регулятивным принципом, позволяющим судить о справедливости конкретных законов. Отличительными свойствами права являются: регулирование только внешних отношений между людьми; формальное определение этих отношений; полномочие на принуждение. Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Верховенство закона (наряду с народным суверенитетом) является единственной основой государства, каким оно должно быть. Государство – соединение множества людей, подчиненным правовым законам. Кант является сторонником абсолютной теории наказанья, которая предполагает равенство между преступлением и наказанием.
У Гегеля также наука о праве есть часть философии, а предметом философии права выступает идея права. Идея права есть свобода, понимание которой достигается через познание понятия права и его осуществление. В свое развитии идея права проходит три ступени:
абстрактное право (формальное и внешнее), которое выражает наличное бытие свободной воли и включает в себя понятия собственности, договора и деликта («неправа»); моральность, которая представляет собой отрицание абстрактного права, поскольку переносит определенные права в сферу субъективной свободы; нравственность, как синтез абстрактного права и моральности и которая есть идея свободы (истина понятия свободы), единство объективной и субъективной свободы. Государство, по Гегелю, является высшим воплощением нравственности, «свободой в ее самом конкретном образе».
В 19 в. наиболее влиятельными течениями были историческая школа права, видящая в праве органический продукт «народного духа» или «национального сознания» и считающая, что право складывается на основе обычаев, является неприкосновенным, не зависящим ни от воли законодателя, ни от воли правительства (Г.Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) и пришедший ей на смену юридический позитивизм. Во второй половине 19 – начале 20 вв. отмечается расцвет русской юридической мысли и русской философии права, где основное развитие получили теория естественного права и юридический позитивизм (Н.М.Коркунов, А.Ф. Шершеневич, А.Д. Градовский, Д.И. Кавелин и др.). Возрождение естественного права на рубеже веков проходило в различных направлениях: на основании идей неокантианства (П.И. Новгородцев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие и др.) с опорой на достижения психологии (Л.И. Петражицкий), социологии (С.А.Муромцев).
Юридический позитивизм собственно юридическое мышление и юридическую практику и в 20 в. (К.Кельзен, Г.Л.А.Харт). В то же время формируются разнообразные философско-правовые учения и школы: феноменологическая философия права (А.Райнах), экзистенциальная философия права (В.Майхофер, Э.Фехнер, Г.Кон), социологическая философия права (М.Вебер, Р. Паунд), юридический реализм (М.Радэн, Ф.С. Коген), философия права неотомизма (Ж.Маритен, Дж. Финнис), концепция естественного права (Г.Райнер, Г. Раймен), критические юридические исследования (Р. Унгер, А. Кац).
Основным институтом политической системы и политической организации общества, создаваемым для организации жизнедеятельности общества в целом, обеспечения правовых форм организации политической власти и возведения общезначимого права в общеобязательный закон. Характерными признаками государства являются: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную государством систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенность, т.е. исключительное право представлять официально все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие. Для государства характерно наличие гражданства и, кроме абсолютных монархий, конституции; только государство может устанавливать и собирать налоги. Государство имеет собственный герб, флаг, гимн.
Рассматривая причины возникновения государства, исследователи выделяют следующие факторы: углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности; возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации; демографические факторы, которые заключаются в изменении воспроизводства самого человека: рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений; атропологические факторы. Государство, подобно семье, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития; психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства.
Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы; регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений; культурно-воспитательная функция; обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда.
Под историческим типом государства, исходя из формационного подхода, понимается совокупность основных, важнейших черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающих его классовую сущность. Каждому способу производства соответствует свой тип государства. Истории известны следующие основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.
В зависимости от основания классификации выстраиваются следующие типологии государства: по классовому признаку – рабовладельческое, феодальное и т. д.; по форме государственного устройства – унитарное, федерация, конфедерация; по виду режима – демократическое, авторитарное, тоталитарное, иногда выделяется либеральное государство.
Важнейшей характеристикой не только государства, но и всей политической и правовой системы является политический режим.
Политический режим представляет собой функциональную характеристику политической жизни, ценностную характеристику той или иной государственности, содержащую позитивное или негативное представление о данном обществе. Он показывает, как взаимодействуют между собой различные элементы политической системы: законодательные и исполнительные, правящая партия и оппозиция, государство и общественные объединения. Иными словами, политический режим – это способы и методы осуществления политической власти в обществе.
Режимы бывают тоталитарные, авторитарные и демократические.
Для тоталитарных режимов характерны тотальный контроль государства над всеми сферами деятельности, особая роль идеологии в обществе, которая обосновывает право этих режимов на существование. Она постулирует необходимость тотального переустройства общества, отмена всех или большинства прежних ценностей и замена их новыми ценностями. В политической сфере этому соответствует монополизация власти.
Следующий тип политического режима – авторитарный. Основными признаками авторитаризма являются элитарность,антидемократизм неподконтрольность власти, сильное централизованное начало, персонализм, т.е. персонифицированный характер принятия решений.
Демократический режим есть государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
Одним из фундаментальных вопросов современной социальной философии, философии политики и права является вопрос о сути тоталитаризма, его признаках и путях преодоления тоталитарной культуры и политики в контексте формирования правового государства.
Тоталитаризм представляет собой специфическое явление первой половины XX века, пройти через которое пришлось главным образом тем странам, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивыми — России, Германии, Италии, Испании. Португалии. Демократические режимы во Франции, Великобритании, США позволили этим странам избежать тоталитаризма.
Понятие тоталитаризма (от латинского totus — весь и totaliter — целиком) используется для обозначения такого политического режима, в котором государственная власть сосредотачивается узкой группой лиц на основе свертывания демократии, базируясь на однопартийной системе, всеобъемлющем проникновении государственной власти в экономику, ликвидации конституционных гарантий и прав, посредством насилия, духовного порабощения людей, поглощения всех форм и сфер самоуправления личности. Бессмысленное подчинение личности целям общества, давящий кошмар необходимости, насилие и надругательство над проявлениями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, вера в возможность окончательного социального устройства человечества — вое это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом с заманчивой идеей прогресса и грядущего влияния прогресса земного рая (Н. Бердяев).
Системообразующими признаками тоталитаризма являются такие, как единоличная власть вождя (харизматического лидера), демонстрирующего собой и своими поступками неизбежность и правильность избранной цели и способов ее достижения, строгая иерархическая вертикальная система управления, однопартийность, широкая пропаганда, открыто террористический политический отрой с репрессивным аппаратом, устраняющим любое проявление инакомыслия и инакодействия, жесткая структурированность и одновременная консолидация общества на основе укрепления в сознании масс убежденности в возможности реализации социальной справедливости, братства, национального согласия и блага грядущих поколений.
Имея глубокие корни, тоталитаризм обладает способностью не только сохраняться в структурах властвования, но и влиять на формирование особого типа поведения человека и его отношения к другим людям.
Чтобы прошлое не вернулось ни сомнительным поиском «всеобщего счастья и благоденствия», ни кошмаром Гулага, ни безличной машиной власти над всеми сферами жизни общества, необходимо исходить из принципа самоценности каждого человека в обществе, покончив со всякого рода монополизмом, придерживаясь принципа коллегиальной и легитимной власти с регламентом выборности, сменяемости и подотчетности властного корпуса, разделения законодательной и исполнительной власти, следовать принципу гуманизма и моральности в политике, многообразия форм собственности в экономике, интеллектуальной свободы в науке, плюрализма в идеологии и терпимости к политической оппозиции, становления правового государства в области прав человека. Как отмечал К. Поппер, «чтобы разум продолжал развиваться, а человеческая рациональность выжила, никогда не следует покушаться на разнообразие индивидов и их мнений, целей и дел (кроме крайних случаев, когда в опасности политические свободы)».
Прагматический урок нашего прошлого и современных международно-правовых требований в данной области нашли отражение в принципиальной ориентации новой Конституции (как Российской Федерации, так и Республики Беларусь) на права и свободы человека как на исходное правовое начало, поскольку права человека – необходимый компонент и критерий реальности всякого права. Своеобразие состоит в том, что исходное правовое начало, согласно Конституции, представлено в правах и свободах человека. Причем в конституционном правопонимании сочетаются два компонента: юридико-аксиологический (права и свободы человека как высшая ценность) и естественно-правовой (прирожденный характер и неотчуждаемость основных прав и свобод человека). Оба компонента такого гуманистического правопонимания исходят именно из индивидуальных (а не коллективистских, классовых, групповых и т.д.) прав и свобод. Разумеется, права и свободы человека как определенный правовой принцип и реальное правовое содержание – явление социально-историческое, общественное, а не непосредственно природное. Это, казалось бы, плохо согласуется с естественно-правовым положением Конституции о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Но данное положение вовсе не отрицает социально-исторический смысл и характер прав и свобод человека и права в целом. С юридической точки зрения ясно, что с рождением человека, как естественным явлением (событием) Конституция связывает момент принадлежности, а не происхождения прав и свобод человека (В.С. Нерсесянц).
Использование в Конституции новой для нас естественно правовой конструкции прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека по существу направлено против ранее господствовавших в нашей теории и практике представлений об октроированном (дарованном сверху официальными властями) характере прав людей. Определенная стилизация под естественное право носит здесь подчеркнуто антиэтатичестский (этатизм – от фр. e’tat – государство; идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь) характер и призвана продемонстрировать исходную и безусловную свободу, правомочность и правосубъектность любого человека (человека как человека) в его отношениях со всеми остальными – государством, обществом, другими людьми. Эти положения значимы не только в плане проблем индивидуальной правоспособности и правосубъектности, но они – в качестве исходных правовых начал, имеют одновременно и общеправовое значение и выступает как общеобязательный правовой стандарт и конституционное требование к правовому качеству официальных нормативных актов (т.е. позитивного права в целом), к организации и деятельности всего государства, всех ветвей государственной власти и должностных лиц. В этом один из критериев правового характера государства.
Тоталитаризму во всех его измерениях противостоит политический плюрализм. Плюрализм политический (от лат. pluralis – множественный, многообразный) – нормативная модель политической системы, вид демократии, концепция, согласно которой политико-властные процессы в обществе рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различных организованных интересов, а также динамического баланса социально-политических институтов и сил. Политический плюрализм базируется на признании многообразия независимых друг от друга идей, взглядов, интересов, не сводимых к чему- то единому противоречий как источника социального и политического развития, из неизбежности таких явлений в обществе, как политический конфликт, оппозиция, конкуренция политических сил. Политический плюрализм отвергает монополию на власть, тоталитарные и авторитарные режимы и предполагает то, что властные структуры должны избираться народом, придерживаться принципа разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, их взаимного контроля и балансирования по принципу сдержек и противовесов.
Обсуждая вопрос о путях преодоления бесконтрольной авторитарной власти, следует назвать:
1) развитие полной и подлинной гласности, подразумевающей конструктивность решений в сочетании с гарантией как от преследования за критику, так и от использования имитации критики в своекорыстных целях;
2) подотчетность лидера своему коллективу или избирателям, которые обладают правом выражения вотума недоверия, наличие механизма выхода в отставку;
3) обязательная ротация руководящих кадров;
4) регламентация отношений между руководящими и руководимыми, исключение администрирования и авторитаризма;
5) соблюдение принципа разделения властей, верховенства закона;
6) формирование идеалов гражданского общества и правового государства.
Гражданское общество объединяет в себя несколько характеристик:1) человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; 2) совокупность негосударственных – экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и др. отношений; 3) сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Гражданское общество формируется раньше государства. После создания государства достаточно развитое гражданское общество становится основой стабильности политических режимов.
Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Оно функционирует и развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные внутренние и внешние условия. В значительной мере их создает само общество через государство, а нередко – вопреки ему. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к государству. В развитом гражданском обществе функции государства сосредотачиваются на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов; стимулировании общественно полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа, защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти.
Отличительными признаками правового государства являются:
1. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.
2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его же само нарушать.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин или отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.
4. Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма.
5. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства.
6. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.
Для становления гражданского общества и правового государства важно гармоничное взаимоотношение политики, морали и права, хорошо развитая система политической культуры.
Что общего в морали и праве и что отличает их друг от друга? Общие черты проявляются в том, что право и мораль входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Мораль и право имеют также отличительные черты и особенности. Нормы морали складываются в общественном мнении и хранятся в нем. Нормы права устанавливаются государством и находят закрепление в официальном акте. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом. В правовых нормах выражается государственный подход к оценке общественных отношений, они более конкретны, формально определены в своем содержании по сравнению с нормами морали, которые отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения.
Отличие норм права от норм морали проявляется также и в характере гарантий выполнения этих норм. Требования права выполняются большинством граждан добровольно, в силу сознания их справедливости. Нормы нравственности исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом нравственного поведения человека выступает его совесть, а внешним – общественное мнение.
Моральные нормы не регламентируют конкретные меры наказания за тот или иной проступок. Правовые нормы, в отличие от моральных, предусматривают определенные санкции за их нарушение; при вынесении приговора суд руководствуется статьями Уголовного кодекса.
Различие между моралью и правом проявляется и в оценке мотивов поведения человека. С точки зрения права безразлично, какими мотивами руководствовался человек, если его поведение было правомерным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного варианта поведения, являющегося правомерным, отношение к справедливости как общей основе морали и права. Справедливость – категория морально-правового и социально-политического сознания. Понятие справедливости содержит в себе требование соответствия между практической ролью людей или социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих представлениях оценивается как несправедливость.
Роль нравственной ответственности значительна во все времена, но особый смысл она приобретает в условиях кризисов в обществе, существенных его трансформаций. От того, насколько люди способны принимать на себя груз моральной ответственности за свою деятельность, зависит судьба общества.
Правовая ответственность представляет собой реализацию установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителей. Основными целями правовой ответственности являются охрана правопорядка, воспитание граждан в духе уважительного отношения к законам, предупреждение правонарушений. Достижению этих целей служат основные принципы осуществления правовой ответственности: ответственность только за поведение, но не за мысли; ответственность лишь за деяния; законность, справедливость, неотвратимость, целесообразность и быстрота ответственности.
Особенность правовой ответственности состоит в том, что применение юридических санкций осуществляется специальными государственными органами (органами следствия, дознания, судом и т.д.).