Особенности тюркского мировоззрения
Цель лекции: раскрыть основные факторы становления и формированияказахской философии; показать специфику тюркского мировоззрения; общетюркские корни казахской культуры и миропонимания казахов.
Ключевые слова:синкретизм, шаманизм, политеизм, «дуние» - мир, бытие; «заман» - время; «жаратушы» - создатель, творец.
1. Истоки казахской философии уходят в глубокую древность (мифологическая предфилософия протоказахов (1-2 тыс. до н.э.)). Известно, что казахский народ формировался в результате взаимодействия множества этносов, наследуя их черты.
Специфика казахской философии.Философия казахов имела много общего с философией всего мира, но вместе с тем в ней отразились особенности казахской народной жизни. Эти особенности обусловлены, главным образом:
- Особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов и традиций, а также влиянием той социокультурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов.
- В течение значительного времени казахская философия и социальная мысль находили свое выражение в лоне вербальных форм культуры. Вплоть до середины 19в. духовный мир казахского народа отражался в основном в поэзии, которая при всем своем богатстве, все-таки была лишена возможности, внести в жизнь понятийные формы освоения окружающей действительности.
- До возникновения письменной культуры, в течение значительного времени после него, казахская общественная мысль развивалась в форме искусства и оперирования образами, а не понятиями.
- Синкретизм казахской философии, особенно ранних этапов ее развития. Это проявляется в том, что философия этого времени сочетала в себе разные направления мысли, идей и принципов.
Казахская философия находила свое выражение в древних верованиях:
- шаманизм;
- анимизм – олицетворение природы, поклонение животным, культ предков – аруах);
- тенгрианство;
- зороастризм;
- ислам.
Божество в представлении казахов не было персонифицировано. Они не знали также антропоморфного бога. В своем основании верования казахов носили политеистический характер.
Полная зависимость скотовода-кочевника от природы определила собой обожествление, олицетворение им ее грозных стихийных сил и явлений. Высшим самым могущественным божеством казахи считали небо (тенгри). Божественная триада: Тенгри, Умай (божество плодородия и хранительница домашнего очага), Жер-Су (божество Земли и воды). Помимо неба олицетворялись и другие силы природы: солнце, луна, звезды и менее могущественные – горы, реки, холмы и прочие. Зороастризм - почитание огня у казахов как священной силы.
Огромное влияние оказал на формирование менталитета казахской философии ислам. На территорию Казахстана ислам стал проникать довольно рано благодаря деятельности арабских проповедников, усилиям царизма.
Философские тексты в Казахстане появились значительно позднее, в отличие от классической западной и восточной философии. У казахов до середины 19 века философия выражалась не в виде собственно философских текстов, а иных своеобразных формах (модельно-изобразительных – наскальные изображения, символико-знаковых – тамги, родовые знаки, в устном народном творчестве). Собственно письменные философские тексты появились лишь со второй половины 19в. в связи с возникновением и развитием просветительского типа мышления (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин).
Основные понятия казахской философии.Самым широким понятием в казахском миропонимании является понятие «дүние» («мир», «бытие»). Оно многозначно употребляется чаще других, близких ему по смыслу терминов (болмыс, элем), обладает значительным потенциалом для употребления в философском контексте.
Слово «дүние» имеет, как известно, арабское происхождение и употребляется в нескольких значениях. Самое широкое из них – обозначение этим словом всего мира, всего существующего, всего, что имеется в наличии, обладает бытием. Иногда в этом смысле понятие употребляется в такой разновидности, как «дін-дүние».
Основным, однако, является тот смысл, когда это понятие обозначает жизнь, земную жизнь, существования живого, а зачастую – и только человеческое бытие. «Мир в этом смысле сопрягается со сходным русским «свет», «белый свет». Отсюда и выражения: «прийти в этот мир», «уйти из этого мира». В такой интерпретации «мир» обычно идентифицируется с «путем», «дорогой» (сравнение с китайским «дао»).
Одна из основных характеристик мира в этом смысле – его временный, непостоянный, релятивный характер. Казахскому менталитету присуще акцентирование внимания на изменчивости, иллюзорности, обманчивости мира. Антропоморфизируя качественные характеристики мира, казахи часто рефлексировали над «лживостью», «тщетностью», «неблагодарностью» мира. Существует много идиом, обозначающих такое миросостояние и эксплицирующих такое мировоззрение (перевод их, конечно, не придаст всех оттенков смысловой нагруженности): «әттен дуние», «шiркiн дүние», «дүние кезек, терме кезек», «опасыз дүние – түлкi құйрық» и другие.
Великий Абай так определяет трагически-релятивный характер мира: «Осы жалган дуниеден шешен де оттi не бұл-бұл, косем де оттi не діл-діл» («Мир этот бренный покинули и поэты, соловьям подобные, и мудрецы»).
Вместе с этим наблюдения природных явлений, их периодичность, цикличность, определенная последовательность в движениях звезд, Солнца, Луны приводили к мысли о наличии в мире порядка, стабильности, неизменности. Такое представление наиболее точно выражено в понятии «дуние түгел», смысловой перевод которого – «полнота бытия» – обозначает упорядоченность, гармоничность мира его завершенность и самодостаточность.
Другие понятие, имеющие уже социально окрашенный смысл, - «дуниенiн тұтқасы» (дословно «ручка мира», по смыслу «стержень мира»). Это понятие означает, что у мира есть стержень, скрепляющий его разные части, притом в таком смысле, что имеющий доступ к этому стержню в принципе могут считаться управляющими им. Такой стержень становится доступен человеку, прежде всего посредством познания мира.
Для казахского миропонимая характерно деление бытия, мира на две части: «этот мир», «видимый мир» и «тот мир», «потусторонний мир». В «тот мир» по вере казахов должны отправляться души умерших после смерти человека. Необходимо отметить доминирование в казахском миросозерцании скептической компоненты: и этот мир, и тот мир - оба определяются как иллюзорные.
Понятие «дүние» в качестве более приземленного аналога имеет понятие «әлем». Это понятие обозначает мир только земной, Землю, нашу планету и употребляется в основном в астрономическом, географическом, историческом, политическом контекстах. Последнее время в философской литературе встречается коннотация «әлем–адам» для обозначения противоречивого единства мира и человека во всем многообразии их связей, отношений и отрицаний.
Главным образом в философской литературе употребляется также понятие «болмыс» («бытие»). Оно, согласно философской традиции, обозначает все сущее и сопрягается с такими понятиями, как Дas Sein, Being.
Следующая группа категорий, специфических для казахского миропонимания, обозначает различные грани времени: «заман», «уақыт», «дәуiр», «кезен», «мезгiл». Наиболее философичным является понятие «заман». Это понятие охватывает наиболее существенные грани времени, обозначает кардинальные изменения, описывает особенно значимые этапы существования и человеческой жизни. Именно поэтому понятие «заман» однопорядково с понятием «дүние» («бытие»), служит для обозначения этапов развития бытия. Различаются это время (бұл заман) и то время (бiр заман), как современная эпоха и прошлое время, причем различие это не только чисто количественное, а качественное: это разные явления, такие, как древность и современность.
Подобная качественная «нагруженность» понятия «заман» особенно ярко проявляется в таких понятиях-образах, как «ақыр заман», «зар заман», «кер заман». «Ақыр заман» несет в себе мифологическую нагрузку, обозначая то время, когда настанет конец света, когда Тажал проглотит все существующее. Трагичность бытия, невечность существования, мимолетность жизни проступают в этом понятии.
Другие понятия, обозначающие время, имеют более узкий смысл – либо исторической эпохи, либо времени года, либо любого промежутка времени.
Для традиционного казахского миропонимания характерна своеобразная «троичность», т.е. многие понятия группируются по три. На одном уровне с наиболее общими метафизическими понятиями «дүние» и «заман» стоит такое понятие, как «жаратушы» (создатель, творец). Оно обозначает создателя всего сущего, обладателя великой силы и таинственной мощи. Это одна из характеристик создателя (особенно важная для традиционного казахского менталитета) – поскольку он создал этот мир и человека, он является их «владельцем», «собственником». Поэтому обращение к такой всемогущей силе делается обычно так: «создатель-владелец» (жасаған ие).
Таинственная сила, которой обладает создатель, не отождествляется в казахском миропонимании только с Аллахом. Традиционализм казахов заключается и в том, что они до сих пор приписывают обладание этой силы древнетюркским сакральным символом: Тәңiр, Көк (небо), Күн (солнце), Ай (луна). В «Кутадгу билик» Жусупа Баласагуни это мировоззрение является еще превалирующим, как видно из имен главных героев его поэмы: Айтолды и Кунтуды.
Итак, основание казахского философского миропонимания составляет триада понятий: дуние – заман – жаратушы.
2. Общетюркские корни казахской культуры и миропонимания казахов.Историческими предками казахов были тюркоязычные племена, обитавшие на территории современного Казахстана. Племена эти вели кочевой образ жизни и имели богатую культуру, выраженную, в основном, в их обычаях, традициях, обрядах и в устном творчестве.
В 9–10 вв. на территории Казахстана появилась целая плеяда представителей древней культуры, внесших неоценимый вклад в науку, искусство, литературу. Среди них Аббас Джаухари – астроном и математик, Исмаил Джаухари – составитель наиболее полного, по тем временам, словаря арабских слов, Махмуд Кашгарский – автор знаменитого произведения «Диван лугат ат-турк», Джанах ибн Хакан аль-Кинди – географ и политический писатель, Юсуф Баласагуни. Особое место в ряду этих знаменитостей по праву принадлежит Абу Насру аль-Фараби.
Махмуд Кашгари (1029–1101 гг.) - выходец из караханидской знати. Знаменитая книга «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») – своеобразная тюрская энциклопедия.
Коркыт Ата (7–8 вв.) - казахский шаман, поэт, музыкант, сказитель, изобретатель кобыза.
Ходжа Ахмет Яссави (1166 г.) – глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Произведение «Диван - и- хикмет» («Книга мудрости») написана на тюркском языке.
Юсуф Баласагуни (1017 г.) – средневековый тюркский мыслитель. Главное произведение – поэма «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»).
Асан Кайгы (15 в.) – поэт. Прозвище «горемычный». Его мечта о земле обетованной.