Философская мысль эпохи Просвещения. Идея: «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо)
Три исследовательские методологические программы: эмпиризм (Бэкон, Локк, Гоббс), рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц), сенсуализм.
Ф.Бэкон - выступил как сторонник опытного естествознания и научного метода. Классификация наук. Критика схоластической науки. Рост практического могущества человека. "Знание - это сила". Основал идеал исторически нового типа знания – экспериментально-индуктивного естествознания. Задача – дать знания людям, приносящие им пользу. Объект познания Бэкон – вещь сама по себе, субъект познания – ум сам по себе. Высшей задачей познания – познание природы и на его основе совершенствование чел жизни. В работе НОВЫЙ ОРГАНОН поставил задачу фил-фии - завоевание природы и усовершенствование чел-кой жизни.
Поставил вопрос, что препятствует успешному познанию природы. Приверженность к неверным методам познания обусловлена господством в сознании людей так называемых идолов: 1) идолы рода - это смешение нашей собственной природы м природой вещей; 2) идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из нашего индивидуального (и случайного) положения в мире. Выход разносторонний взгляд; 3) Идолы рынка - это заблуждения, проистекающие из необходимости пользовать словами уже готовыми значениями, принимаемые человеком некритически; 4) идолы театра - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Он заложил основу эмпиризма.
Гоббс: внимание на чел-ка и его соц-но-культ-й статус. «Левиафан» - библейское чудовище: абсол-я власть гос-ва. Теория обществ договора - принцип гос-ва - люди заключ-ют компромисс м-у общественными идеями и идеями гос-ва; цель - стабильность общ-го устр-ва.
Локк: империческая гносеология. Разделил власть на: законод, исполнит и судебн. При рождении душа чистая, а потом посредством чувств душа наполняется идеями→ум ими оперирует. Все знания получаются из опыта.
Правительство получает власть при отказе от части прав граждан.
Альтернатива эмпиризму рационалистической традиции была заложена французским философом Рене Декартом (1596-1650). Главная проблема философии проблема достоверности знания. Но в отличии от Бэкона, Декарт искал признаки достоверного познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надёжности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчётливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удаётся разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Специальное учение о методе:
1) не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен (правило очевидности - достижение должностного качества знания);
2) разделять каждую проблему на столько частей, сколько возможно и необх-мо для наилуч-го её разреш-ия (анал-за идущего до посл-их оснований);
3) располагать свои мысли в определенном порядке, познавая от лёгких к сложным (синтеза - осуществляемого во всей полноте);
4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (контроль - избежать ошибок при анализе так и синтезе).
18 век - эпоха просвещения, выделяют французское, английское, немецкое.
Основной девиз: имей мужество пользоваться своим умом.
В каждой стране теоретическая система имеет свой специфический характер – но объединяет вера в человеческий разум, который может обеспечить прогресс общества. Культивирование разума – господствующая тенденция до конца 19 века. Разум – залог прогрессивного развития человечества. Культ разума – защита научного и технического разума, как орудия преобразования мира и условий совершенствования человеческой жизни. Предполагает религиозную и этическую терпимость (формируется светская религиозность), формирование принципов прав человека, отказ от догматических систем, которые нельзя проверить, критика суеверий, предрассудков схоластики, против тирании, монархии, сословных привилегий. Разум выступает не как основа бытия, а как основа концепции действия.
Разум объявлен публичным – разум в массы.
Разум ограничивается рамками опыта. Образец – ньютоновская физика, борьба с суеверными, религиозная и этическая терпимость. Деизм – рациональная и естественная религия, существование Бога допускается как творец мира. Дальнейшее участие в делах отрицается.
Часть философов Просвещения занимала отчётливую атеистическую и материалистическую позицию, но всё же для большинства проблема религиозной веры имела важное значение. Наиболее характерным решением в данной области была позиция деизма, принимавшая творение мира Богом и даже допускавшая его вмешательство в течение земных дел. Английский деист Д. Толанд сформулировал девиз - поместить веру в границы Разума. Всё необходимое и разумное в религии "должно быть усвоено и созвучно нашим знаниям".
Вольтер (1684-1772). Прямо апеллировал к безусловности существования человека, так как мировой порядок проникнут разумностью. По Вольтеру религия деиста - самая древняя и самая распространённая. Для него существование Бога не вопрос веры, а результат работы разума, здравого смысла. Поэтому всё, кроме поклонения Всевышнему и соблюдение Его вечным заповедям, является суеверием. А много суеверий - много фанатизма. Отсюда раздаётся боевой клич Вольтера "Раздавите гадину" (церковь). Он выступал против церкви. Первая бомба, брошенная им в "старый порядок" это книга "Философские письма" (1733). Вальтер считал, что не Бог, а природа установила свои правильные "натуральные" законы в форме морали. Под конец жизни Вольтер приступил к разработке антитеологичного понимания истории и получил концепцию "просвещённого управления" - тезис об необходимости разорвать союз монархической власти с церковью и на его место утвердить союз правителей с философами и учителями. Вольтер считал, при определённых условиях и присутствия мудрых правителей можно создать высокоразвитую цивилизацию. А идею национально-религиозной замкнутости, исключительности и антагонистичности одного народа в отношении к другому населению Земли Вольтер считал одним из самых разрушительных для человечества.
Шарль Монтескье (1689-1755) Внимание Монтескье было сосредоточено на задачи объяснения конституциональной формы управления, от деспотического до республиканского. Его "Персидские ведьмы" (1721) и "Рассуждение об причинах величия и падения римлян" (1734) принесли ему славу, а "Дух законов" (1748) поставил его рядом с великими политическими и юридическими разумами всего мира. Он как и Вольтер критиковал феодально-сословную монархию. Философские взгляды Монтескье были выражением деистичной антологии, которая рассматривала Бога в качестве творца, который действовал по объективным законам материального мира.
Декарт не только внес ощутимый вклад в формализацию матем-го знания, но и применил эти методы к осмыслению бытия мира.
Согласно Декарту, в основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция характеризуется протяженностью, а духовная — неделимостью. Отождествив материю с протяженностью, Декарт редуцировал ее до чувственно воспринимаемой предметной реальности.
Традицию отождествления материи с протяженностью продолжают Т. Гоббс и И. Ньютон. Их усилиями складывается механистическая картина мира, где материи отводилась роль инертной субстанции, не связанной в своем существовании с пространством и временем. Время понималось как чистая длительность, а пространство — как пустая емкость для вещества.
В этой картине мира все имеет свое предназначение. Субъектом познания выступает отдельный индивид с присущими ему познав-ми способностями (данными ему от природы или от Бога) — чувствами и разумом. Объектом познания выступает природа. Цель познания — открытие унив-х и вечных законов бытия, кот в основном сводились к законам механики.
Упрощенное понимание мира приводило к тому, что на первый план выступало изучение не качественных, а колич-х характеристик бытия.
10 Материализм французских просветителей (К.Гельвеции, П.Гольбах, Ж.Ламетри).
Французские мыслители также решают онтологические проблемы, но с позиций материализма. Жюльеи Ламетри (1709-1751), Поль Гольбах (1723-1789), Клод Гельвеции (1715-1771), Дени Дидро (1713-1784) провозглашают материю единой субстанцией мира. По их мнению, материя неразрывно связана с движением. Движение рассматривается не как внешнее, а как ее внутреннее свойство. Идея единства материи и движения снимала проблему перводвигателя (первотолчка), отметала концепцию деизма, согласно которой Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, не вмешивается в закономерное развитие его событий.
Что касается движения, то оно понималось преимущественно как механическое. Отсюда взаимосвязь событий и взаимодействия явлений воспринимались на уровне внешних связей (по типу механических), что вело к абсолютизации необходимости и недооценке случайности. Так сложилась концепция механического детерминизма и соответствующая ей методология. Примененная к познанию природы и общества, эта методология грешила известным упрощением и вульгаризацией как явлений природы, так и событий общественной жизни.
11 Идея «гносеологической революции» и проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта.
Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности человека) 2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового) 2 периода в творчестве Канта: 1) Докритический 2) Критический В (1) занимается проблемами интологии (науки о бытии) 1755 г "всеобщая и естественная история и теория неба": мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы Однажды созданный мир не меняется Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона. (Докритический период на позициях материализма) На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц "> образование солнца и планет Существование других галактик В (2) периоде переходит на позиции дуализма Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком 1781 г Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно Процесс познания проходит 3 ступени 1) Созерцание Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью) 2) Рассудок Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления -единство, реальность, отрицание, качество = создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе 3) Разум имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире), психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге) На основе космологической идеи - ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены
12 Диалектическая философия Г.Гегеля.
Гегель (1770-1831) - исчерпал возможности фил-фии своей эпохи, после - поиск нового стиля. Создал грандиозную систему, в которой показал человека, общество и природу в движении, изменений и развитии. Он разработал диалектику, как учение о развитии и как метод исследования, законы диалектики. Учение об Абсолютной идее.
Его основные труды: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук", "Философия права", "Лекции по истории философии", "Лекции по эстетике", "Лекции по философии истории". Объективный идеалист и диалектик В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они -результаты мышления, лог идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине) 3 основных закона развития 1) переход количества в качество и обратно, 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1 Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество). Сущность, Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращенное в небытие тождественно небытию Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга 2. Природа здесь идея переходит в своё. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему - 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное) Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе 3 Дух: На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности Субъективный дух Развитие человека и его психики Объективный дух (показ Общество, котором существует человек) Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия) Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему У Гегеля вся деятельность остается в прошлом Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание Наступает проблема противоречия между методом системой Гегеля, который должен иметь законченный характер Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи
13 Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Фейербах (1804-1872) - видоизменяет материализм. Основное понятие человек, характеристики которого определяются особенностями его природы, телесного человека. ("Антропологический материализм"). Свою философию называет философией будущего. Рассматривает разум человека, который является продуктом природы Человек единственный универсальный и высший предмет философии Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей Она должна быть антропологией, т е учением о человеке Философия Фейербаха превращает человека и природу в единственный предмет философии Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Сущность человека - в многообразии его переживаний Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов Идеализм по-фейербаху - рациональная теология В начале жизни - сторонник гегельской философии, в дальнейшем критикует ее, но признает некоторые идеи борьбу нового со старым, отрицание отрицания Критикует религию Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека Бог - есть то, чем человек хочет быть Человек обожествляет то, от чего зависит реально Сущность религии - человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка стремится верить, любить Образ бога для Фейербаха - отчуждение сущности человека Ему приписывают самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего существующего Истинная религия по Фейербаху - религия без бога, это любовь человека к человеку Природа -высшая реальность, а человек - высший продукт природы В человеке природа созерцает себя Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее Она бесконечна и вечна, пространство и время - основные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаимно Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому Органическая форма материи - высшая форма
14 Основные характеристики классической и неклассической философии.
Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.
15 Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Социальная философия марксизма и ее эволюция в учениях западного марксизма и неомарксизма.
Каждая философская или научная идея всегда проходит очищение временем. Сегодня к марксизму в целом и к философии марксизма отношение неоднозначное. Можно выделит 3 подхода к наследию марксизма.
1. Догматическое.
2. Практическое отрицание марксизма как научно-практической ценности.
3. Был сформулирован Марксом, учение это не догма и с каждыми новыми открытиями и событиями в обществе происходят изменения.
Появлении марксизма как социологической концепции обусловлено событиями первой половины 19 века. Это период, когда в Европе произошли крупные события. Быстрое развитие капитализма привело к росту численности рабочего класса и усложнению его положения. Этот своеобразный взрыв привел к тому, что на западе стали частыми выступления пролетариата в защиту своих прав – лудистское движение, чартистское. В этих условиях необходимо выяснить, какова эта новая сила (пролетариат), каково будущее этой массы.
Разрабатывая эту проблему, Маркс и Энгельс в основу положили в основу свои философские мысли и пришли к выводу о том, что в основе функционирования общества лежат экономические причины. Эти причины определяют развитие общества.
Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под влиянием НемКласФил, английской политэкономии и утопического социализма. Огромное влияние оказала гегельская философия, потом переходит на позиции Фейербаха, затем его критикует.
Маркс и немецкая классическая философия:
1 Критика гегелевской концепции абсолютного идеализма.
2 Критика антропологического материализма Фейербаха
Эти 2 пункта не способствовали решению проблем человека, отчуждения его прав и свобод.
Критика Фейербаха за:
1 Созерцательный характер материализма Фейербаха.
2 Сугубо антропологический подход к решению проблем человека.
3 Идеалистическое в целом понимание истории
Критика Гегеля за:
1 Человек находится в руках судьбы, объективного Разума (Маркс считал, что история-результат деятельности человека)
2 Идеалистич подход к объяснению общественно-исторических явлений
3 Игнорирование материальной действительности
Самым большим достижением немецкой фил-фии было учение о развитии. Но в этом учении материя признавалась пассивной, утверждалость, что обществ-е развитие имеет свое завершение (в прусском гос-ве). Такую диалектику нельзя было применять для познания и практики, не очистив ее от идеализма и метафизики.
Кроме соц-х причин к этому времени в науке сделаны ряд открытий, кот-е убедительно показывали, что в природе и общ-ве господствует та самая диалектика о кот-й говорил Гегель (з-н сохран и взаимопревр энергий, учение Дарвина, открытие клеточного строения).
На основе всего сказанного и было сформировано новое МВЗР - взгляд на мир - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙЙ МАТЕРИАЛИЗМ.
Диалектическим он наз-ся, т.к. к созданию мира подходит иначе, с позиции диалектики рассматривает все в мире на основе связей и взаимосвязей в мире всего. В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе категорий и законов.
Диалект материализм как фил-я концепция явился основой всех последующих разделов марксизма:
-философия
- экономика
- учение о социализме и коммунизме.
Опираясь на диалектику марксизм по-новому определил:
- бытие, выделил его формы - природное, социума, чел-ка, духовное
- понимание истины - принципы и законы диалектики сущ-ют независимо от нас→объективная диалектика - мир - нечто единое, состоящее из подсистем, постоянно развивающееся, т.к. в мире все меняется - всё требует проверки, т.е требование практической проверки знаний.
Практика людей явл-ся основой и источником нашего познания, критерием истины
В философии Маркса диалектика рассматривается и как теория познания и как логика. Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому не могут противоречить друг другу в своих результатах. Диалектика как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой применение диалектики к процессу и развитию познания. Она изучает такие проблемы, как познавательность мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности. Предмет исследования диалектика как логики - творчески познающее мышление, его логическая структура и соотношение их элементов - понятий, суждений, теорий. диалектика. как логика изучает принципы и закономерности формирования изменений и развития знания, средства и методы их получения и проверки. У Маркса единая диалектика выступает в 2 различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а также отражений и аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.
Открытие решающей роли практики составило основу новой фил-фии.
Овладение диалектикой позволило не только объяснить процессы, протекающие в природе, но и дать оценку нового понимания истории. До марксизма - историю творят выдающиеся личности. Новый подход выделяет эк-кие факторы появления такой личности. Анализ таких факторов привел к учению об эк-ких формациях (первоб, рабовл, феод, капит, коммун).
Т.о. Маркс впервые показал, что в основе функц-я и развития общ-ва лежит развитие матер-х благ
Т.о. история понимается как взаимосвязанный и поступательный процесс.
16 Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Философия жизни (посл треть 19 в. в Герм и Фр) выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления. Понятие "жизнь" заменяет понятие "бытие".
И. выступает против установки Р. , что природа и различные сферы общ. деятельности рациональны в своей основе И. отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира.
У Шопенгауэра основополагающим началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная Мировая Воля.
У Бергсона – "жизненный порыв" - хаотичный поток инстинктов. Теоретико-познават. и реально-преобразовательному отношению к миру характерному для Р. , И. противопоставляет нравственно-практический.
17 Философия позитивизма, ее исторические формы.
П. прошёл 3 этапа в своём развитии:
1)30-40е гг 20в. А.Конт, Милль,Спенсер—осмысление противоречия м-ду наукой и философией.Конт утверждал, что наука не нуждается в стоящей над ней ф-ей.
2)Связан с разв. науки на рубеже19-20вв. Вопрос о месте ф-ии в системе знаний. Представит. Мах и Авенариус. Махизм поставил в центр внимания те проблемы, кот. пыт. изгнать из ф-ии Кант: природа позн., соотн субъекта и объекта, взаимоотн. физ. и психич.
3)Неопозитивизм (20-е гг 20в)
а)Логич. поз-зм. Осн. Полож-ия:
1)Философия не имеет своего предмета
2)Научн. знания имеют эмпирич. происхожд. (кроме логики и математики)
3)Законы логики и мат-ки носят конвенциальный хар-р (рез-т соглашения учёных)
4)Фил-ия—это не наука, а род деят-ти, кот сводится к анализу естеств и искусств. Языков
Логич поз-зм обратился к реальным проблемам: осмысл-ть научных утверждений, возможность опытной проверки научных теорий
Осн. программа выраж. в принципе верификации (каждое истинно научное знание способно к проверке на практике). К.Поппер считал важной проблему демаркации, т.е. отделения научного от ненаучного. Методом демарк. была фальсификация, т.е. опровержимость любого научн. утвержд.
б)Философия науки (Кун, Лакатос). Осн.черты: ослабл. внимания к пробл. форм. логики, переключ. усилий с анализа готового знания на изуч. развития и получения этого знания
в) Философия лингв. анализа
Задача – лингв. анализ фил. и повседневного языка
г)Герменевтика – искусство истолкования и объяснения – наука о понимании
д)Структурализм Задача – выявление неких глубинных психологич. стр-р и найти их проявл. В стр-ре социума
е)Постмодернизм Не претендуют на создание всеобщей фил. теории. Для них главное – игра частностями. Черты: плюрализм мнений, отсутствие иерархии теоретич. положений. Они ставили задачу созд. синтетич. гуманит. науку, включ. в себя искусство, фил-ию, религию и т.д.
18 Философия постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос)
В 60 - 70 гг. нашего века развивается постпозитивизм. Его вдохновитель, английский философ К. Поппер отошел в ряде вопросов от логического позитивизма и рассматривал научное знание как способное к росту, к наполнению и изменению путем смены одной теории другой. Постпозитивисты, к числу которых принадлежат такие широко известные ученые и философы, как Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922 - 1974), П. Фейерабенд (1924), С. Тулмин (1922) и др., поставили перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть развивающееся содержание научного знания. В методологии и философии науки они создали «историческую шкалу» и сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. Кроме того, они обратили особое внимание на исследование социокультурных и личностно-мировоззренческих факторов в научном познании; в отличие от лозунга позитивистов «Наука сама себе философия!» считали, что философские утверждения органически входят в «тело» науки. Лакатос, например, рассматривал метафизику как существенную часть науки.
Историческая динамика развивающегося знания получила разработку в фундаментальной работе Т. Куна «Структура научных революций», изданной в 1963 г. и затрагивающей наиболее актуальные проблемы методологии и истории науки.
История науки представлена в работе Т. Куна как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами (понятие «научное сообщество» введено в научный оборот одним из основателей постпозитивизма английским философом и ученым М. Полани).
Члены научных сообществ принимают определенные модели научной деятельности - совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок. В рамках такой модели (парадигмы или «дисциплинарной матрицы») решаются «задачи-головоломки»; господство такой модели есть период «нормальной науки». Этот период заканчивается, если парадигма взрывается под влиянием противоречий между теориями и фактами («аномалий»), назревших в ее рамках. Наступает кризис или «революционный переход», когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство; они должны хотя бы частично разрешить противоречия и дать истолкование аномалий. Когда одна из них побеждает, начинается новый «нормальный» период в развитии науки. Переход к новой парадигме позволяет фиксировать изменение научного знания, преодолевать кризис и перестраивать фундаментальные теоретические представления. Т. Кун выступает против абсолютных и неизменных критериев научности у логических позитивистов и настаивает на их исторической относительности.
Историческую модель развития научного знания отстаивают также другие представители этого направления - С. Тулмин и И. Лакатос. Так, Лакатос считает, что «догмы логического позитивизма гибельны для истории и философии математики», ибо «в соответствии с логическим позитивизмом исключительной задачей философии является построение «формализованных» языков, в которых искусственно замораживаются состояния науки».1
Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. По его мнению, процесс изменения в развитии исторического знания представляет непрерывную смену научно-исследовательских программ. В самом деле, специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты из различных областей. Таким образом сращиваются в единой системе деятельности теоретические и экспериментальные, прикладные и фундаментальные знания.
Методология Лакатоса включает в себя противоположные процессы; негативную эвристику, которая учит, как следует сохранять основные предположения и постулаты программы при столкновении с противоречащими ей фактами. В классической механике, рассматриваемой как исследовательская программа, такими основными положениями являются известные законы Ньютона. Противоположным процессом, входящим в методологию исследовательских программ, является позитивная эвристика, которая учит, как совершенствовать и конкретизировать теории, формируемые на основе данной программы, каким испытаниям следует подвергать принятые положения. Как видим, в этих утверждениях объективно имеются диалектические моменты, поскольку движущей слой развития научного знания признаются противоречия.
Вместе с тем у представителей «исторической школы» имеются определенные уязвимые стороны. Так, Т. Кун отрицает преемственность в развитии науки, утверждая, что научные теории независимы друг от друга, несопоставимы, так как парадигмы представляют собой замкнутое образование. Знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества вытесняют друг друга. Подобный вывод порожден тем, что Т. Кун, так же, как и Фейерабенд, в отличие от логических позитивистов, отрицает теоретически нейтральный язык наблюдателя. Научный факт - это некоторый чувственный образ, а видение ученого происходит с позиции определенной теории и принятой парадигмы.
Следует отметить, что, по мнению постпозитивистов, цель изменения научного знания - не достижение объективной истины, а реализация одной из задач, например, построение простых и компактных теорий. Понятие истины заменяется понятием веры, интереса и т. п. П. Фейерабенд утверждает, что наука иррациональна, ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии; общество надо освободить от «диктата науки», а последнюю - отделить от государства и предоставить ей одинаковые права с магией. Фейерабенд выдвинул точку зрения «методологического анархизма». Он считает, что в науке «все подходит», надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются. Нужно создавать множество теорий, несовместимых с существующими и признанными, и это будет способствовать их взаимной критике и ускорению развития науки, причем каждая теория воздает свой собственный язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.
Таким образом, постпозитивисты, выступая с ревизией неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки, тем не менее сохраняют общую связь с установками логического позитивизма. Из него заимствуются процедуры анализа; традиционные философские проблемы переводят в сферу языка. Реалистические тенденции во взглядах представителей постпозитивизма, ряд ценных методологических идей и резкая критика позитивизма эклектически сочетаются с элементами релятивизма, конвенционализма, прагматизма и инструментализма, а также с отрицанием принципа отражения мира в науке.
19 Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.