Теория материалистического понимания истории
Цель лекции:показать теоретические предпосылки возникновения марксистской философии, раскрыть содержание понятия «практика», сущность материалистического понимания истории.
Ключевые слова: диалектический материализм, практика, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация.
1. Марксистская философия – середина 19 в. Ее авторы Карл Генрих Маркс (1818–1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820–1895 гг.). В 1848 г. была опубликована первая совместная работа К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии». Эта дата считается годом рождения марксизма.
Социальные условия: зрелость капиталистических общественных отношений, концентрация пролетариата, обострение классовых противоречий.
Теоретические предпосылки: немецкая классическая философия (Георг Фридрих Вильгельм Гегель, Людвиг Фейербах), английская политическая экономия (Адам Смит, Давид Рикардо), французский утопический социализм (Шарль Фурье, Анри Сен-Симон).
Непосредственные источники: диалектика Г.В. Гегеля (идеалистическая) и материализм Л. Фейербаха (механистический, метафизический (антидиалектический), созерцательный и односторонний (т.е. не распространенный на общественную жизнь)).
Из этих учений Маркс и Энгельс сохранили рациональное содержание – диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобожденные от идеализма и метафизики.
Маркс и Энгельс создали новую философию –диалектический материализм (или материалистическая диалектика). В ней первичной признается сама материальная действительность, а все понятия и категории философии являются отражением материального мира.
Принципиально новым моментом в марксистской философии является выдвижение на первый план понятия«практика» - материальная, чувственно-предметная деятельность.
Практика – подлинное проявление сущности человека. Домарксовский материализм ограничивался простой констатацией зависимости человека от материального мира, природы. Но подлинной спецификой человека считалось только духовное начало, проявления высших форм творчества и культуры. Практическая жизнь людей трактовалась в духе библейских догм: «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный», т.е. как некое наказание, необходимая, но тяжкая обуза, которая сковывает духовные порывы человека.
Маркс же подчеркивает, что во взаимоотношениях человека с природным миром, природой человек является активной, действующей, наступающей стороной. Поэтому подлинным проявлением сущности человека является практика. Преобразуя практической деятельностью (трудом) природу, человек одновременной изменяет и собственные общественные отношения, а также изменяется сам.
Итак, новация марксизма – практика первична по отношению ко всем формам духовной культуры, а также политики и права. Любые формы сознания всегда связаны с практикой. Именно в практике, в конечном счете, находят окончательное решение все теоретические споры и проблемы.
Роль практики в познании:
· практика есть основа и движущая сила познания (стремление к знанию порождается практическими потребностями: геометрию породило земледелие, астрономию – мореплавание и т.д.);
· практика есть цель познания, знание добывается ведь не ради самого знания, а для его практического использования;
· практика есть критерий истины.
Диалектический характер практики. Другой сильной стороной марксисткой гносеологии было применение диалектики к процессу познания. Так, например, тот же критерий истинности (практика) в соответствии с диалектическими принципами рассматривается как внутренне противоречивый. Ибо он имеет характер абсолютный, но одновременно и относительный. Абсолютен он потому, что другого критерия такой же степени общности и строгости у человека просто нет. А относителен потому, что всей человеческой практики может просто не хватить для окончательно подтверждения или опровержения какой-либо смелой гипотезы. Такой же диалектический характер носит и взаимоотношение теории и практики в целом. При этом категория «практика» понимается в марксизме предельно широко: это и трудовая деятельность, научный эксперимент, политическая борьба.
Выдвижение практики в фундаментальную основу определило, в конечном счете, новое понимание целей и задач самой философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
В чем заключается сущность материалистического понимания истории?Она определяется тезисом: «общественное бытие определяет общественное сознание».
Общественное бытие– вся материальная жизнь общества, т.е. в первую очередь материальное производство и складывающиеся в нем отношения людей, а также материальные стороны жизни семьи, классов, наций, государств и других социальных общностей и институтов.
Общественное сознание – духовная жизнь общества, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, возникающих как отражение общественного бытия.
2. Материалистическое понимание истории считается философским открытием Маркса. Это значит, что до него, т.е. до середины 19 в., в философии безраздельно господствовала противоположная позиция – идеалистическое понимание истории. Идеализм в понимании истории выражался в том, что все исторические события рассматривались с точки зрения идейных побудительных мотивов людей, участвовавших в этих событиях. Ведь в истории, по сути, нет ничего, кроме деятельности людей. А деятельность эта всегда сознательна! Вот и получается то, что происходит в истории, коренится, в конечном счете, в головах, в сознании. «Мнения правят миром…».
К. Маркс же заостряет внимание на источнике идейных мотивов деятельности людей. Как эти мотивы появляются? Ответ Маркса гласит: их появление обусловлено материальными условиями жизни людей. Иными словами, побуждения и мотивы, которыми руководствуется в своей деятельности человек, вовсе не являются конечной инстанцией, они определяются материальной стороной общественной жизни. Отсюда следует, что исторический процесс объективен, т.е. не зависит от воли и сознания людей.
Но как же сознательная деятельность людей (история) может быть независимой от сознания? Концепция материалистического понимания истории объясняет: откуда в сознательной деятельности людей берутся такие моменты, которые не только не зависимы от сознания, но, более того, - само сознание обуславливают и определяют.
Возникновение в сознательной деятельности людей объективных (не зависимых от сознания) сторон объясняется следующими обстоятельствами:
- существованием у человека определенного набора материальных (объективных) потребностей, необходимо требующих своего удовлетворения;
- детерминацией (причинная обусловленность) деятельности людей историческими условиями жизни определенных поколений (мы не выбираем момент своего рождения, и, появившись на свет, застаем определенный уровень развития общества, который для каждого нового поколения является фактором объективным);
- невозможностью полного охвата общественным сознанием всей общественной жизни людей, значит, в принципе неустранимым элементом стихийного общественного развития. В качестве примера подойдет любая рыночная ситуация: каждый производитель товара сознательно идет на свой страх и риск, а конечный результат деятельности миллионов таких производителей порой получается таким, какого никто не хотел, т.е. не человек контролирует ситуацию, а стихийно складывающаяся ситуация диктует индивиду способ действий.
Таким образом, складывающиеся в историческом процессе формы семьи, производства, классов, наций, государств и других социальных общностей оказываются не зависимыми от общественного сознания. Следует отметить, что слова «независимо» от сознания не означают «без участия» или «помимо сознания». Они означают лишь то, что все эти формы общественной жизни определяются не сознательным выбором или произволом, а жесткой необходимостью, объективной логикой исторического процесса. При этом определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию не является, по Марксу, непосредственной и однозначной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Оно может как опережать, так и отставать от общественного бытия. А в некоторых ситуациях может даже играть главенствующую роль. Однако в итоге, в конечном счете, в длительной перспективе определяющая роль материальной стороны общественной жизни проявится непременно. Можно сознательным усилием воли заставить себя голодать, задавить соответствующую материальную потребность. Но долго ли так можно продержаться? Говорят, около месяца. А потом материальная потребность все равно возьмет верх. То есть, наши воля и сознание свободны от материальной необходимости только в известных, строго определенных пределах.
Новации социальной философии марксизма основываются на главной, основополагающей идее - материалистического понимания истории.Из нее развертывается цельное учение – новое понимание общественного развития.
Ключевые положения социальной философии марксизма:
1. Конечные причины всех исторических событий следует искать в материальной жизни общества, большую часть которой составляет сфера материального производства. Именно эта сфера является основой и определяющим фактором развития общества в целом.
2. Нет общества вообще (как нет человека вообще, а есть ребенок, взрослый и т.п.), а есть конкретные стадии, этапы развития общества – общественно-экономические формации, которые являются ступенями общественного прогресса.
3. В основе каждой формации лежит специфический для нее способ производства, представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений; между ними периодически обостряется диалектическое противоречие, что и составляет источник движения и смены формаций.
4. Политика, право, религия, искусство и т.д. есть лишь надстройка над экономическим базисом и в своем развитии послушно следуют за ним.
5. Главный элемент базиса как совокупности производственных отношений – отношения собственности на средства производства. Именно они определяют характер социальной структуры общества, ведущими элементами которой являются классы.
6. Вся прежняя история (за исключением первобытности) была историей борьбы классов, которая есть движущая сила исторического развития.
7. Государство как политическая организация возникает и существует для того, чтобы господствующий класс мог держать в повиновении огромную массу эксплуатируемых, оно есть машина подавления, угнетения.
8. Основным противоречием современного капиталистического общества является противоречие между общественным характером производительных сил и частной формой производственных отношений; объективно неумолимая логика развития материального производства требует разрешения этого противоречия, т.е. обобществления производительных сил или установления общественной собственности на средства производства.
9. В недрах капитализма уже созрела соответствующая социальная сила, которая призвана разрешить это противоречие – пролетариат, являющийся наиболее революционным и прогрессивным классом.
10. Всемирно-историческая миссия пролетариатазаключается в том, чтобы свергнуть политическое и экономическое господство буржуазии путем социалистической революции, установить диктатуру пролетариата и приступить к строительству бесклассового коммунистического общества.
Эта система идей, рожденная социальными условиями 19в. оказала мощное влияние на ход исторического процесса. К. Маркс добился реализации провозглашенной цели философии: его идеи и в самом деле практически изменили мир в 20в., а не только его объясняли. Правда, изменения эти оказались не совсем такими, каких, по-видимому, ожидал сам Маркс. Так что вопрос о практической проверке истинности самой марксистской философии по-прежнему остается открытым.
Какие идеи К. Маркса не подтвердились на практике?Влияние марксисткой философии на ход исторического процесса в 19–20вв. неоспоримо. На основе марксистских идей было осуществлено колоссальное по своим масштабам социалистическое переустройство значительной части мира.
Однако к концу 20в. стало ясно, что значительная часть исторических прогнозов Маркса не подтвердились:
1. абсолютное и относительное обнищание рабочего класса;
2. рост поляризации капиталистической социальной структуры (все классы, кроме буржуазии и пролетариата, приходят в упадок);
3. мировая социалистическая революция, долженствующая начаться в наиболее развитых странах;
4. постепенное ослабление функций государства и его последующее отмирание;
5. небывалая эффективность экономики, основанной на общественной собственности на средства производства и пр.
Многие современные критики марксистских идей убеждены также, чток тяжким последствиям практического применения марксизма привели и некоторые особенности способа мышления Марксаи его последователей:
1. чрезмерная идеологизация философского знания (они сразу заявили, что выражают интересы не всего общества, а только одного класса – пролетариата);
2. догматизация исходных идей, закрытость для критики, претензии на непогрешимость;
3. чрезмерная апологетика (защита, оправдание) революционного, насильственного решения социальных проблем;
4. растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах класса, общества, и, соответственно, «потеря» философией своей главной проблемы – проблемы человека; стремление насильственно осчастливить все человечество.
Марксизм утверждал, что развитие общества – это линейный процесс, движение и смена общественно-экономических формаций однозначны и заданы изначально, т.е. подчинены жесткой неименной схеме. Согласно современным социальным теориям, развитие сложных систем (и общества, конечно) протекает нелинейно. То есть в каждый переломный период развития сложной системы, когда она приходит в сильно неравновесное состояние, существует несколько вариантов развития, и какой будет выбран, принципиально непредсказуемо.
Вместе с тем, многие новации марксизма актуальны и по сей день: введение категории практики в гносеологию, трудовая теория антропогенеза и др.
Вопросы для самоконтроля:
- В чем заключается сущность формационного подхода к истории человечества?
- На чем основывается материалистическое понимание истории у Маркса?
- Какое противоречие капитализма Маркс считал главным?
- Что такое способ производства?
- В чем заключается всемирно-историческая миссия пролетариата?
- Как в марксизме трактуется понятие «практики»?
- Что является основой и целью познания?
Рекомендуемая литература:
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд.Т.42.
- Маркс К.Тезисы о Фейербахе. Соч. 2-е изд. Т.5.
- Маркс К., Энгельс Ф.Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т.3.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Соч. 2-е изд. Т.1.
2.6 Русская философия