Тема 2.3. Этика и социальная философия
Студент должен:
знать: основные отличия этики от других философских дисциплин; базовые идеи философии науки и религиозной философии; основные отличия друг от друга типов и видов общественного устройства; особенности различных видов и типов общественного устройства.
уметь:дать определение понятиям – этика, свобода, ответственность, религиозная этика,социальная структура общества, социальные институты, типы общества, формы общественного развития, глобальные проблемы современности, класс, страта, сословие; объяснить взаимосвязи глобальных проблем современности.
Содержание учебного материала:
1.Общезначимость этики. Этические проблемы, связанные с достижениями науки. Свобода и ответственность. Религиозная этика.
Методические указания по изучению учебного материала:
Рекомендуется изучать тему «Общезначимость этики. Этические проблемы, связанные с достижениями науки. Свобода и ответственность. Религиозная этика», используя следующий алгоритм работы:
1.Дайте определение понятию «этика» и Этике, как философской дисциплине. Выясните, какие философские вопросы к ней относятся.
2. Выясните, какие этические теории распространились в науке в 19-20 веках. Объясните, как они влияют на развитие научных знаний.
3.Определите понятия «свобода», «ответственность». Выясните, какой смысл вкладывали в эти понятия философы разных эпох – от Античности до 20 века.
4. Перечислите и дайте краткую характеристику основным видам этики.
5. Какие философские проблемы рассматривает религиозная этика? В какую эпоху развития философского знания религиозная этика была наиболее распространена?
6. Перечислите философов разных эпох, в теориях которых прослеживалось влияние религиозной этики.
Вопросы для самоконтроля:
1.На основании, какого критерия этику выделяют как отдельную философскую дисциплину?
2. Какими философскими вопросами занимается этика?
3. В какую эпоху этика науки стала наиболее актуальна? Почему?
4. На каких базовых идеях основывается религиозная этика?
5. Почему в современное время этика науки развивается активнее, чем религиозная этика?
Список литературы:
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник, М.: ИД «Форум», 2012. (с.406-424)
2. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2003 (с.344-353).
3. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с. (с.448-456)
Содержание учебного материала:
2.Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества. Глобальные проблемы современности.
Методические указания по изучению учебного материала:
Рекомендуется изучать тему «Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества. Глобальные проблемы современности», используя следующий алгоритм работы:
1.Дайте определения понятиям: «социальная структура общества», «социальные институты», «типы общества», «формы общественного развития», «глобальные проблемы современности», «класс», «страта», «сословие».
2. Выясните, как взаимосвязаны между собой основные элементы социальной структуры общества: классы, страты, социальные институты и сферы жизни общества.
3. Перечислите и дайте краткую характеристику типам общественного развития (демократия и ее виды; монархия и ее виды). Выясните общие и различные их черты.
4. Перечислите и дайте краткую характеристику форм общественного развития (федерация, конфедерация, унитарное государство). Выясните общие и различные их черты.
5. Составьте перечень наиболее актуальных глобальных проблем современности. Объясните, в чем их взаимосвязь.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие элементы включает в себя социальная структура?
2.Каким образом социальные институты связаны со сферами жизни общества? Приведите примеры.
3.В какие исторические эпохи в обществе главенствовало сословное деление граждан?
4. В какую историческую эпоху и по какой причине сословное (кастовое) деление граждан в обществе заменилось на классовое деление?
5. Перечислите основные виды демократии как формы общественного устройства.
6. Перечислите основные виды монархии как формы общественного устройства.
7. В чем состоит коренное отличие федерации от конфедерации? Приведите примеры.
8. Приведите примеры современных стран, являющихся унитарным государством по форме государственного устройства.
9. Какие глобальные проблемы современности являются наиболее актуальными в последние десятилетия? Приведите примеры решения этих проблем в разных странах.
Список литературы:
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник, М.: ИД «Форум», 2012. (с.424-437; 458-470)
2. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2003 (с.287-292; 233-235; 542-547).
3. Философия: Учебник для вузов, под общ. ред. В. В. Миронова – ООО «Издательство НОРМА» (Раздел VII. Общество, история и культура. Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества. Параграф 5.Социальная сфера)