Неоплатонизм (Neoplatonism)
Основоположником неоплатонизма считается Плотинили его учитель Аммоний.
Таблица 30. Основные представители неоплатонизма
Основные представители | Биографические сведения | Основные труды |
Аммоний | Преподавал в Александрии. | Ничего не писал |
Саккас | Крещен родителями, но сам | |
ок. 175—242 гг. | был язычником | |
Плотин | Родился в г. Ликополе (Египет). | Эннеады (Девятки) |
205—270 гг. | В 28 лет начал изучать философию и 11 лет учился у Аммония в Александрии; в возрасте около 40лет переехал в Рим, где основал школу и 25 лет вел в ней занятия | |
Порфирий | Родился в г. Тире, ученик Плотина | «Жизнь Плотина», |
232 — после | «Против христиан», | |
301 гг. | Комментарии на работы Платона и Аристотеля | |
Ямвлих | Жил и работал в Сирии | «Жизнь Пифагора», |
ок. 280 — | «0 богах», | |
ок. 330 гг. | «Платонова теология», | |
«0 символах» | ||
Прокл | Родился в Константинополе, | «Первоосновы |
410—485 гг. | учился в Александрии и Афинах; | теологии», |
схоларх платоновской Академии. | «О теологии Платона», | |
Комментарии |
Философские воззрения. Внеоплатонизме до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало — это Единое = = Благо. Ононе постижимо для разума, а постижимо только в состоя-
нии сверхразумного экстаза1.О нем нельзя сказать, чем оно является, можно только утверждать, чем оно не является, т.е. к нему применимы только отрицательные определения2.
Единое = Благо, как говорит Плотин, «не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому себе, ни в чем не нуждается». Единое вневременно, ни к чему не стремится, находится в состоянии вечного покоя. Оно знает само себя, но без процесса познания, так как для него нет перехода от незнания к знанию.
Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, излучение), порождающая Бытие= Ум(Нус), содержащий идеи (понятия). Таким образом, Ум, с одной стороны, множественен, так как содержит множество всех идей, а с другой стороны, един. Ум существует вне времени. Он познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым творит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей (бытие, движение и покой, тождество и различие), от них происходят все другие.
Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души.Она порождает время, и сама существует во времени. Мировая душа — связующее звено между сверхчувственным и чувственным миром, хотя сама она бестелесна. Душа является источником движения для всех телесных объектов. Мировая душа дробится на составляющие, т.е. существует душа неба, души звезд и планет, душа Земли, души животных, растений, человека и т.п.
Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя,образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании (т.е. существует всегда, когда есть время).
Схема 34. Плотин: космогония
Единое = Благо
↓
Бытие = Ум (Нус)
↓
Мировая душа
↓
Телесный космос
1 В переводе с древнегреческого «экстаз» — это «смещение», «перемещение», «исступление», «восторг». Философы заимствовали этот термин из религиозных мистерий, и в дальнейшем в философских работах термин приобрел также значения: «выход за пределы житейской реальности», «выход за пределы себя».
2 Тем самым в неоплатонизме закладываются основы апофатического (отрицательного) богословия.
У Ямвлиха и Прокла эта схема значительно усложняется, например у Прокла промежуточное положение между Единым и Умом занимают числа.
Судьба учения. Неоплатонизм более, нежели какое-то иное течение античной философии, оказал влияние на христианство и средневековую христианскую философию как восточную (Афанасий Александрийский, Псевдо-Дионисий, великие капподокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и т.д.), так и западную (Аврелий Августин, Боэций, Эриугена и т.д.). Оказал он влияние и на мусульманских средневековых философов мистического толка, в первую очередь такого течения, как суфизм, и на еврейских философов той же эпохи.
Новая волна интереса к неоплатонизму возникла в эпоху Возрождения (Плифон, Фичино, Бруно и др.). В Новое время можно отметить влияние неоплатонизма на Беркли, а в XIX в. — на романтиков, таких как Шеллинг и Гегель, в XX в. — на Бергсона. Многие идеи неоплатонизма повлияли на русских философов: Вл. Соловьева, Флоренского, Франка, Булгакова, Лосева.
Схема 35. Влияние античной философии на христианскую