Критичность, творческий характер философии
Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI веке до н.э. по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Сама мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания.
Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Так, древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего (таковым он считал «мир идей»). Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности – стоики, эпикурейцы – видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского Средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость – необходимую ступень к достижению божественной мудрости. Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. «Квинтэссенцией культуры» называл философию Карл Маркс; она не должна оставаться отвлеченным теоретизированием, ее основное предназначение – изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал, что философия призвана дать человеку ответ на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек, в чем смысл и назначение его бытия? Это означает, что философия на основе рационального познания мира должна:1) сформировать теоретическую модель мира, выявить его предпосылки, формы и способы существования; 2) осмыслить природу человека и на этой основе показать ему пути и способы деятельности, которые обеспечивают достижение поставленных целей; 3) обосновать возможности человека в преобразовании природной и социальной среды, определить ценность и смысл такой творчески-преобразовательной деятельности. Это значит, что философия является наукой о фундаментальных основах и универсальных законах бытия мира и человека как взаимосвязанных и взаимозависимых элементах единой реальности.
В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны: научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.
В ходе исторического развития западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:
1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);
2) средневековый теоцентризм (в центре философии – Бог);
3) антропоцентризм эпохи Возрождения (в центре – сам человек);
4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);
5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).
В чем же состоит своеобразие философии как системы знания и познания? Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания, философия, как правило, стремилась зафиксировать в своих категориях интегральные представления о культуре как целостности.
Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она является сложным духовным образованием, через которое утверждаются гуманистические идеалы Истины, Добра и Справедливости.
Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности.Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Философия переосмысливает саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являясь предельным основанием духовной культуры.
Четвертая особенность – творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах творческого осмысления будущего и обоснования потенциально возможных трансформаций культуры.