Натурфилософия, религиозная Реформация, социальная философия эпохи Возрождения
Натурфилософия
Натурфилософское направление эпохи Возрождения приходится на период позднего Ренессанса, время религиозных войн и Реформации. Представители натурфилософии пересматривают целый ряд идей, возникших в начале Возрождения. В частности, они серьезно занялись исследовательской работой, возрождая авторитет знания, стремились отделить философию от теологии; освободились от наивного восторга первых возрожденцев относительно мира, человека и Бога; выдвигали новую картину мира; полагали, что человек свободен и может приблизиться к Богу, но он всего лишь маленькая частица бесконечной природы «не выше» и «не ниже» других существ; считали, что мир познаваем, благодаря чувственному познанию и разуму человека. Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Андреас Везалий и др.
Главными чертами натурфилософии Ренессанса следует назвать:
1) пантеизм, согласно которому, как известно, Бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с ней. Дж. Бруно утверждал, что не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. В некоторых натурфилософских концепциях мир виделся не только живым существом, но и наделенным душой. Такая позиция носила название гилозоизма;
2) формирование научного метода исследования, включающего наблюдение, выдвижение гипотез, точных расчетов, проведение экспериментальных проверок; развитие его для разных направлений знания – медицины, астрономии, математики и др.
Так, например, Андреас Везалий (1514-1564) совершил революцию в философии и медицине. Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека, изучению анатомии которого он посвятил свою жизнь. Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека. Работы Везалия опровергли взгляды, господствовавшие в медицине со времен Римской империи, принадлежавшие древнеримскому врачу Галену (130-200), который описал животных;
3) формирование принципиально новой картины мира. Н. Коперник отвергал геоцентризм и обосновал гелеоцентризм – Земля не является центром Вселенной, она вращается вокруг Солнца. Солнце, продолжал эту мысль Дж. Бруно, является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной. Вселенная не имеет центра. Число миров во
Вселенной бесконечно, а звезды – это небесные тела, подобные Солнцу, имеющие свои планетные системы. Идеи натурфилософии не принимались католической церковью. Все
мыслители испытывали жесткие притеснения, а Дж. Бруно был сожжен на костре в 1600 году. Г. Галилей на практике подтвердил правильность идей Н. Коперника и Дж. Бруно. Изобрел телескоп и наблюдал Луну, открыл спутники планет и др.
4) осознание бесконечности природы, Вселенной. Однако, если у Николая Кузанского эта идея обосновывалась бесконечностью Бога и носила полутеологический характер, то в натурфилософии, она приобрела натуралистический смысл и рассматривалась как свойство самой природы;
5) осознание понятий «микрокосма» и «макрокосма», их взаимосвязи. Макрокосм – это Вселенная или природа. Человек – микрокосм, имеющий идентичные свойства с макрокосмосом;
6) наличие элементов диалектики и расширение материалистических тенденций в формировании натурфилософских концепций;
7) натурфилософские идеи разрушали традиции схоластики, формировали теоретические предпосылки для формирования новой онтологии, гносеологии, диалектики, антропологии.
Религиозная Реформация
Важнейшим событием в духовной жизни европейского Возрождения 16 века была Реформация, которая выразила всю остроту противоречий между обществом и католической церковью в европейских странах. Реформация была взращена растущими и крепнувшими капиталистическими отношениями, которые требовали своего духовно-нравственного выражения и оправдания. Католическая церковь оказалась не в состоянии
прислушаться к «зову времени», она была агрессивна к назревающим переменам и новым идеям, стремясь насильственными действиями приостановить распространение новых религиозных идей. Однако условия для них уже сформировались. Значительная часть европейских народов отошла от католической церкви, приняв новое «буржуазное» христианство – протестантизм.
Социальная философия эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.
Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
• не существует частной собственности;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;
• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);
• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;
• мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:
• отсутствует частная собственность;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
• труд совмещается с одновременным обучением;
• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.