Основные черты философии Возрождения
Долгое время в истории и культурологии господствовал стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Средние века считались временем господства церковной догмы и мракобесия. Возрождение, "отбрасывает ночь средневековья", не менее однозначно трактовалось как обращение к светлой античности, к ее свободной философии, к скульптуре обнаженного человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и общественного развития. Однако эта схема уже устарела, исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада.
Античное культурное наследие приобрело в условиях эпохи Ренессанса огромный практический смысл – оно в равной степени было необходимо для формулирования элементов нового права и новой политики, новой натурфилософии, новой этики и эстетики. Но все же ренессансная культура основана на двух источниках – античное классическое наследие и наследие средневековья. Хотя творцы Возрождения ставили пределом духовных стремлений всего лишь максимально близкое подражание античности, свой отпечаток наложила на эпоху и средневековая культура.
В этот исторический период в философствовании на первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии. Гуманизм Возрождения связан с такими именами, как Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор, и разумеется, Лоренцо Валла.
Человек у гуманистов ставится в центр вселенной, выступая, как господин природы. В основу ложится принцип равенства людей, утверждаются антиаскетические ценности. Выражением творческих потенций человека является искусство, творя, человек уподобляется Богу.
С точки зрения учения о бытии (онтологии), средневековая философия была философией теоцентризма и основана на догмате креационизма. Существовала и своеобразная антропология (учение о человеке). Человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна: в нем есть и душа (божественное), и тело (греховное). Для преодоления греховности необходима поддержка религии, церкви.
Так как рационально обосновать онтологию и антропологию средневековой философии было невозможно, была создана и своеобразная теория познания: истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере.
Оценивая роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли, следует подчеркнуть, что это был плодотворный этап в развитии культуры. Религиозная идеология христианства являлась одним из важных факторов, способствующих возникновению и укреплению государств, развитию их духовной жизни (архитектуры, живописи, музыки и т.д.).
Средневековая философия внесла вклад и в разработку ряда важнейших проблем философии (соотношение веры и разума, природы общих понятий). Проповедуя общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом, средневековая философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, что особенно проявилось в философии эпохи Возрождения.
В экономическом и социально-политическом отношениях это был период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, побед буржуазии над феодальной реакцией, крестьянских и религиозных войн, великих географических открытий, развития торговли и городов.
Радикальные социально-экономические изменения обусловили существенные перемены в духовной культуре, мировоззрении, философии той эпохи. Философия Ренессанса, не порывая полностью с наследием средневековой мысли, в то же время противостояла всей системе схоластического знания, пришедшего в состояние упадка в XV–XVI вв. Поэтому термин "ренессанс" (возрождение) в определенной степени отражает антифеодальное содержание этого противоречивого процесса, его направленность против церкви, христианской религии.
В философской мысли эпохи Возрождения можно обнаружить сочетание самых различных традиций, специфические модификации аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философий. Традиции античной и средневековой мысли получали в эпоху Возрождения новый смысл.
Если в средневековой философии центральная проблема соотношения мира и Бога, природы и божественного начала решалась в плане противопоставления природы Богу, тленного земного мира нетленной небесной субстанции, то философия Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, отождествляя Бога и человека.
Бог философии Возрождения – не Бог схоластического богословия, он не творит мир из ничего, а сливается с законом естественной необходимости. В то же время природа из творения Бога превращается в обожествленное, наделенное необходимыми силами первоначало вещей.»»Философию эпохи Возрождения отличает и ярко выраженный антропоцентризм. Человек, являясь главным объектом рассмотрения, оказывается и центральным звеном космического бытия. В определенном смысле антропоцентризм был характерен и для средневековой традиции, но в ней человек рассматривался не сам по себе, а в отношении к Богу, греху и вечному спасению, которое недостижимо собственными силами.»В гуманистической культуре Возрождения рассматривается земное предназначение человека. В противоположность феодальному аскетизму и корпоративной сословности приоритет отдается признанию интересов и прав человеческой личности.»Идеалом и отличительными качествами человека становятся разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого себя. Не случайно эпоху Возрождения также называют эпохой гуманизма. «Мыслителями XIV–XVI вв. была разработана картина мира и человека, отличная от Средневековья. На смену теологической картине мира пришло новое представление о бесконечности и вечности Вселенной, т. е. сформировалась новая онтология. «Новая картина мира исходила из качественного многообразия явлений и вещей, из признания внутренних сил движения и материи, что послужило главной предпосылкой перехода к новому экспериментально-математическому естествознанию, эпохе классической механики и новой философии XVII в.
Философия Возрождения была философией эпохи великих открытий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и философского знания от теологии и схоластики. Но ее интерес к опытному знанию не опирался на научный эксперимент, а произвольные допущения смешивались с подлинными научными открытиями. Не случайно астрологические представления, являясь формой учения о единстве и взаимосвязи земного и небесного миров, были тесно связаны с пантеизмом философии Ренессанса.
5. Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401—1464). Несмотря на то, что он родился в семье рыбака и виноградаря в 1448 г. он стал католическим кардиналом, благодаря своему таланту и способностям. Основные произведения Кузанского: «Об ученом незнании» (1440), «Апология ученого незнания» (1449), «О предположениях» (1450), «О вершине созерцания» (1464).
Как и большинство философов его времени, он ориентировался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо следовал этой традиции, а внес в нее сущecтвeнныe изменения.
Основное положение философии Кузанского — абсолютность Единого. Поскольку это абсолютное Единое не имеет противоположности, он тождественно беспредельному бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум. Эти пределы совпадают, причем максимум, включающий в себя все по своей сути является ни чем иным как Богом. Поскольку Бог это максимум, то есть все, постольку он проявляется во всем, в любом процессе, в каждой мелочи. Следовательно, Бог одновременно выступает и как минимум Вселенной. Поэтому максимум и минимум совпадают — они совпадают в Боге, объемлющем все.
Гносеология Кузанского. В вопросе познания Кузанский опирается на идею врожденности познания у человека. Знание дано человеку Богом, но поскольку Бог непознаваем (бесконечность и беспредельность не могут быть познаны), то он является пределом познания. Следовательно, и тут мы наблюдаем совпадение максимума и минимума — конечное (т.е. минимум) пытается познать бесконечное (максимум). Бог может мыслиться человеком только как предел. До этого предела мы можем знать, а дальше начинается только лишь область веры, т.е. мы можем только лишь верить.
Следующим положением является утверждение о том, что Бог является единственной истиной (ведь он все и он бесконечно абсолютен). Если Бог — истина, а Бог — непознаваем, то и истина — непознаваема. Она не может быть познанной, но она осознается человеком, т.е. он осознает ее наличие.Исходя из этого, путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения божественных предельных истин.
Онтология Кузанского. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Что такое пантеизм?
Пантеизм (от греч. pan «все» и греч. theys «бог») — это философское учение, отождествляющее бога и мир. Николай Кузанский одним из первых подошел к пантеистическому философскому понимаю мира.
Джордано Филиппе Бруно (1548—1600), итальянский философ и поэт, преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) он был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме был сожжен на костре 17 февраля в Риме.
Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало его знакомство с философией Николая Кузанского (у которого Бруно почерпнул и идею «отрицательной теологии», т.е. апофатической, исходящей из невозможности положительного определения бога).
Бруно считал целью философии не познание сверхприродного Бога, а познание природы, являющейся «богом в вещах». Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином» (1584)). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «все во всем».
Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в ее отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады — Г. Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.
Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость — таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца», — писал Д. Бруно в книге «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584).
Философия Бруно явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.