Вопрос 1. Понятие метода. Мировоззренческие методы
Учебник Даниельян или Пермяков
МЕТОДОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ ПРАВА
Вопрос 1. Понятие метода. Мировоззренческие методы
Метод переводятся как путь. Метод – это путь к познанию какого-либо предмета или явления.
Значение метода в науке настолько велико, что при одинаковых исходных данных могут получатся совершенно различные научные выводы.
Проблемам метода занимались еще в древности (Платон, Аристотель, Пифагор), а в средние века проблема метода стала очень острой. Н: метод познания Бога (Августин Блаженный, познавая Бога, говорил о некоем схватывании Бога чувствами; это тот момент, когда присутствует острое ощущение реальности Бога, т.е. интуитивно). С другой стороны Фома Аквинский использовал другой метод – логически-рациональные методы познания Бога. В частности, он утверждал, что поскольку в мире все целенаправленно, то существует некая сила, которая эту цель поставила.
В настоящее время существует 2 позиции по поводу методологии:
1. Консервативные философы - они считают, что учение о методах явл-ся частью философии.
2. Считают, что философия – это и есть методология, что нет такой дисциплины как философия, вся она – наука о познании.
Сорокина считает, что они обе верны.
В настоящее время методология (философия) пытает классифицировать методы. Сейчас выделены такие мировоззренческие методы, как:
- креационизм – присутствует в различных философских системах и включает в себя такие положения, как то что мир сотворен. Также он полагает, что мир был сотворен с определенной целью и, следовательно, в мировоззрении креационизма большое значение имеет эсхатология (т.е. наука о конце мира). Если человек предполагает мир сотворенным, то он предвидит конец. Личность может изменить мир, смотря какая личность.
- материализм – предполагает, что в мире действует слепые силы природы. Эти же силы создает общество, гос-во и право. Если креационизм оставлял большое поле для свободы человека, то материализм фактически эту свободу отрицает. Материалисты утверждают, что действует безликая закономерность. Он оставляет очень малое пространство свободы и считает, что личность что-то может сделать самостоятельно только тогда, когда созрели общественные условия.
- агностицизм – самостоятельно. Суть в отказе познания. Люди считают, что познать мир невозможно и нужно просто жить.
Также можно выделить еще одну пару мировоззренческих методов: синергетика и диалектика. Эти типы мировоззрения не противоречат друг другу в большей части. Однако диалектика, как правило, признает линейное развитие и четкие причинно-следственные связи. Кроме того, диалектика настаивает на целесообразности мира и его закономерности. Т.е. диалектика видит мир постоянно развивающимся, она настаивает на том, что человек может предвидеть следующий этап развития или изменения. Н: если человек много злоупотребляет и умирает от цирроза печени, то есть смерть предвидится.
Синергетика также как и диалектика оценивает развитие. Они признают, что на системы, например, общество могут влиять как внутренние факторы, так и внешние, и они могут провоцировать какие-то изменения. Диалектика делает ставку на внутренние факторы, а синергетика – на внешние. Синергетика предполагает, что даже малейшее воздействие на систему (Н: воздействие личности на общество) может спровоцировать распад системы. При малейшем колебании общество (государство) теряет свое равновесие, и начинает хаос который нарастает. В определенный момент хаос достигает высшей точки (энтропия) и тогда вырисовывается несколько сценариев развития и избрание какого-либо сценария явл-ся случайностью. Т.е. предвидеть какой-либо сценарий невозможно. Следовательно, в синергетике огромную роль играет случайность. С точки зрения синергетики хаос всегда сменяется порядком, однако любой порядок всегда сменяется хаосом.
Еще выделяется естественно-правовой метод историзма.
Естественно-правовой взгляд на мир предполагает существование некоей константы, чего-то неизменного, в частности, метод предполагает, что природа человека остается неизменной несмотря на изменения времени и условий жизни. Кроме того, естественно-правовой метод предполагает наличие абсолютных и постоянны ценностей (это естественные права – свобода, собственность). Был впервые описан Аристотелем и Платоном.
Метод историзма возник во второй половине 19 века и впервые был описан немецким ученым - Дильтей. Метод историзма утверждает, что познать какие-то мысли, действия человека можно только познав поднаготную его эпохи. Историзм отрицает любые закономерности, считает что каждое гос-во имеет свой крайне индивидуальный путь развития. В частности, Дильтей объяснял свое теорию на примере гражданской войны. Он считал, что не существует общего понятия гражданская война, т.к. в каждом гос-ве и в каждую эпоху они носят абсолютно различный характер. Гражданской войной можно назвать войну различных кланов, но также гражданской войной явл-ся классовая борьба. Он отрицал существование чего-то неизменного в обществе и гос-ве.
Вопрос 2. Методы в юриспруденции – в учебнике ТГП