Гуссерль о кризисе европейских наук

Гуссерль – автор ряда фундаментальных философских трудов, последний из которых "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (1936) считается одним из самых замечательных произведений философской мысли уходящего столетия. Гуссерлевская интерпретация новейшей европейской истории поражает своей масштабностью, глубиной, нетрадиционностью.

Над "Кризисом европейских наук..." Гуссерль работал в грозные 1934-1938гг., подвергаемый преследованиям со стороны фашистского режима. У него не было сомнений насчет кризиса европейского человечества. Надо было определиться относительно истоков этого кризиса. Их Гуссерль видел в первую очередь в самом фундаменте техногенной цивилизации, т.е. в науках и технике, а не просто в кознях политических радикалов. Но действительно ли науки находятся в кризисе?

Кризис науки означает, что она отходит от подлинной научности [8.С.137]. Явственным образом это проявляется в утрате наукой своей жизненной значимости. Если она мало что может сказать о подлинных жизненных нуждах, то это и означает, что она находится в кризисном состоянии. В таком случае человек теряет веру в себя, которая может быть возвращена "лишь благодаря прояснению единого смысла истории..." [8,с.143]. Спасти мир может только философия. "В философии мы – функционеры человечества, как бы мы не хотели отречься от этого" [8, с.145].

Замысел Гуссерля требует тщательного анализа идеи Галилея, которого он называет "наиболее выдающимся мыслителем нового времени", о математическом естествознании. Согласно Галилею, книга природы написана математическим языком. Но как это понимать? Решающее обстоятельство состоит в том, чтобы, рассматривая в единстве математические идеи и эмпирию, не допускать их неоправданного смешения. А возможностей на данный счет достаточно много.

Действительно, давайте порассуждаем в русле гуссерлианских представлений. Гуссерль придает основополагающее значение смысловым структурам, в нашем случае математическим идеализациям. Это означает, во-первых, что забвение статуса математических идей недопустимо. Во-вторых, эмпирия должна находить осмысление в идеальных математических сущностях, что и делает науки точными. В-третьих, феноменологический опыт имеет самостоятельное значение, математические идеи выражают известный смысл этого опыта, но не замещают его. Поэтому недопустимо, отрываясь от феноменологической основы, уходить в мир математических сущностей, в том числе тогда, когда их представляют в математической символике и формулах. В-четвертых, нельзя абсолютизировать и эмпирию, в том числе тогда, когда особый упор делается на все более развитые инструментализм и технику. Как видим, даже зрелых исследователей на каждом шагу подстерегают опасности. Галилею, несмотря на все его новаторство, не удалось с ними справиться.

Несомненная заслуга Галилея состоит в придании естествознанию математического статуса. Это уже само по себе научный подвиг. Но "роковое упущение Галилея заключалось в том, что он не обратился к осмыслению изначальной смысловой процедуры, которая, будучи идеализацией всей почвы теоретической и практической жизни, утверждала его в качестве непосредственно чувственного мира (и прежде всего в качестве эмпирически созерцаемого физического мира), из которого и проистекает мир геометрических идеальных фигур. То, что дано непосредственно, не стало предметом размышления..." А это привело к тому, что естествознание не оказалось в полной мере соотнесенным с жизненным миром, математические идеи потеряли свою жизненность [8,с.165]. Иначе говоря, "отсутствовал и до сих пор отсутствует подлинно очевидный самоотчет активно-познающего субъекта..." [8,с.167].

Заблуждается, по Гуссерлю, та наука, которая мир так называемых "объективных" пространственно-временных вещей противопоставляет "субъективному" миру цвета, звука, запаха. Мир цвета, звука, запаха, короче, мир человеческого опыта Гуссерль называет жизненным миром (Lebenswelt). Жизненный мир коррелятивен интенциональности субъекта, благодаря которой и выделяются чистые смысловые структуры, идеальные сущности. Беда современного естествознания как раз и состоит в игнорировании своего собственного смыслового фундамента, жизненного мира [8,с.164]. Это мир, в котором разворачивается вся наша жизнь, разумеется, не лишен эйдетической, смысловой структуры. Абсолютизация символов в математических теориях приводит к замене ими жизненного мира и придания природе "объективной, действительной и истинной природы". В результате имеет место неоправданный дуализм, противопоставление природы и духа, объективного и субъективного.

Итак, расколотость и несогласованности, характерные для европейских наук, имеют своими основаниями отсутствие серьезного, ответственного отношения, поднимающегося с высот тщательно проводимой феноменологической редукции, к таким актам, как идеализация, формализация, символизация, измерение и технизация. Всякое желание увидеть в этих актах в обход феноменологической редукции подлинный смысл бытия неизбежно заканчивается экзистенциальным, жизненным кризисом. Забвение идеала рациональности, отход от ответственного философствования, особенно когда этот отход определяет состояние духовности эпохи, неизбежно приводит к комплексному кризису.

Начав свою философскую деятельность с размышлений над статусом арифметических понятий, Гуссерль доводит ее до этических требований, в которых слышится требовательный зов бескорыстного искателя философской, самой главной, истины. Такова подлинная философия.

Литература

1. Lübcke P. Edmund Hüsserl: Die Philosophie als strenge wissenschaft // A. Hügli, P. Lübcke (Hg.) Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 1.–Hamburg, 1992.– S. 68-110.

2. Калиниченко В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос.– 1992.– № 3.– С. 37-61.

3. Молчанов В.И. Феноменология // Современная западная философия. – М.: ТОН-Остожье, 1998.– С. 426-427.

4. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль,1994.

5. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.– Новочеркасск: Сагуна, 1994.

6. Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос.–1992.– №3.– С.62-80.

7. Гуссерль Э. Собрание сочинений. T.I. Феноменология внутреннего сознания времени.–М.: РИГ "Логос"; Гнозис, 1994.

8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Вопросы философии.– 1992.– № 7.– С. 136-176.

Наши рекомендации