Учение и. канта о познании
Немецкая классическая философия – завершающий этап в развитии европейской классической философии. Классический этап европейской философии (в широком смысле слова - V в до н.э – XIX в.н.э.) при всем многообразии исторических форм и теоретических моделей философствования имеет одну общую фундаментальную черту. Это – полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Традиции рационализма продолжают и представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах.
Кант осуществил переворот в постановке и решении философских проблем. Он делает предметомфилософии специфику познающего субъекта, переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.
В самом субъекте познания Кант различает два уровня: 1) эмпирический (опытный) – это индивидуально-психологические особенности человека; 2) трансцендентальный(находящийся по ту сторону опыта) – надиндивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.
Одна из основных проблем его «Критики чистого разума» – как возможно достоверное научное знание. Достоверное знание – объективное знание. Объективность знанияобусловливается, по Канту, структурой познающего субъекта.
Кант выделяет три познавательных способности человека: чувственность, рассудок, разум. Познающему субъекту по природе присущи некоторые доопытные (априорные) формы, из самой действительности не выводимые: это формы чувственности (пространство и время) и формы рассудка (понятия и категории). Пространство и время, по Канту, – это не формы бытия вещей, существующих не зависимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества.
Пространство и время создают предпосылки для достоверного математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительности осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности – рассудка.Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм чувственности, под единство понятий и категорий. Не предметы являются источником знаний о них в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка – понятия и категории – конструируют предметы. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них (а не наше знание с предметами – в этом, по Канту, и состоит смысл совершенного им коперниканского переворота в теории познания). Таким образом, мы можем познать только то, что создали сами,– считает Кант. Понятия и категории носят всеобщий и необходимый характер, не зависящий от индивидуального сознания. Поэтому знание, основанное на них, приобретает всеобщий характер.
Теорию познания Канта можно представить следующим образом:
Существуют вещи сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, возникает хаос ощущений. Этот хаос ощущений упорядочивается априорными формами чувственности – пространством и временем, так возникает мир явлений, т.е. мир, каким он существует в сознании субъекта, формируются восприятия, которые носят субъективный индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий – придаёт этим восприятиям всеобщий и необходимый характер.
Кант считал, что у человека нет средства сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда – вывод об ограниченности познавательных возможностей форм чувственности и форм рассудка. Им доступен только мир опыта. Всё, что находится за пределами опыта – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта. Разум руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Он оперирует идеями. Идеи для Канта – это представление о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно ставит перед собой. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзию и запутывается в противоречиях. По мнению Канта, все человеческое знание ограничено лишь феноменами, а сущность предметов человеку недоступна. Такая позиция называется агностицизмом.
ЭТИКА КАНТА.
Этическое учение Канта – это сфера не теоретического, а практического разума. Кант ставил перед собой задачу обосновать возможность абсолютно безусловного (совершенно не зависимого от эмпирических обстоятельств) нравственного поведения человека. Человек как свободное существо, по Канту, должен быть автономен (греч.: авто – сам, номос – закон: сам себе дающий закон) в своих решениях. Моральный закон, по Канту, есть закон свободы. Он не должен зависеть ни от внешних авторитетов, ни внешних условий, ни от личных склонностей самого человека. Моральный закон должен быть всеобщим (знаменитый категорический императив Канта – «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Кант утверждает: «Относись к другому только так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе». Человек должен рассматриваться только как цель (и никогда как средство). Кантовская этика есть этика долга («Ты можешь, ибо ты должен»). Единственным основанием поступков, соответствующих достоинству человека как свободного существа, Кант считает требование долга.