Предмет, структура и функции философии
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии.
Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, разница психического и физического, идеального и материального и т. д. В обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Т. о., можно говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе исторического развития.
Развернутая система философского знания включает:
· учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации — это онтология (ontos — бытие);
· учение о человеке, его природе и организации его деятельности — это антропология (antropos — человек);
· учение о познании, его основаниях, возможностях и границах — это гносеология;
· учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом — это социальная философия;
· учение о природе ценностей — это аксиология.
К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:
· этика — учение о нравственности;
· эстетика — учение о прекрасном, о художественном творчестве;
· логика — учение о правилах мышления;
· религия.
Особая область — история философии, т. к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.
Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.
Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления — это осознание принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей.
Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции:
1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.
2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.
4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.
У стоиков (IV в. до н. э.) философия включала в себя:
· логику;
· физику, или учение о природе;
· этику, учение о человеке.
Последняя — самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. В XVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания (гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название — онтология.
Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил И. Кант. В «Критике способности суждения» говорится о трех частях философии, соотносимых с тремя «способностями души», под которыми понимали познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическое понимание как только теории или методологии научного знания, которого придерживались сначала просветители, а затем и позитивисты.
Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности:
· логика;
· философия природы;
· философия духа.
К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии.
Сейчас выделяется социальная философия (философия истории) и философия науки, этика и эстетика, философская культурология и история философии.
Философия ставит перед человеком два основных вопроса:
· что первично — мышление или бытие;
· познаваем ли мир.
От решения этих вопросов и начинают возникать основные направления философии — идеализм и материализм, гностицизм и агностицизм.
Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры. Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины, спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.
Философия рассматривает следующие вопросы об истине:
· что такое истина;
· какими способами можно различить истину и заблуждения;
· истина универсальна или у каждого своя;
· могут ли люди постигать истину или только составляют мнения;
· какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они, достаточны ли.
Вопросы о добре:
· каково происхождение добра и зла;
· можно ли утверждать, что одно из них сильнее;
· каким должен быть человек;
· существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все это суета;
· существует ли идеальное состояние общества, государства.
Вопросы о красоте:
· является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше мнение;
· как и почему представления о красоте меняются.
В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому многие определяли ее как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).
Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности индивидуального бытия: свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.