Основные ступени процесса познания
Исходным пунктом, основой, движущей силой | ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ (познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания) |
и целью | |
познания, критерием истины является практика | РАЦИОНАЛЬНАЯ (логическая) СТУПЕНЬ (познание посредством мышления, языкового общения) |
■ощущения
Основные восприятия„
чувственного познания
■понятия ^суждения формы ^*умозаключения ,рационного познания
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. С точки зрения психологической, они суть функции нервной системы человека, взаимодействующего с внешним
миром. В гносеологическом отношении к этому миру они выступают как образы предметного мира, включенные во взаимодействие человека с миром (объективной реальностью). Необходимость такого отношения определяется тем, что человек, как и все живое, живет в предметном мире. Поэтому для успешной деятельности в таком мире и отражение должно осуществляться в форме образов, адекватных ему, т. е. образов предметов. Человеческий организм в нормальном состоянии реагирует на воздействия извне, импульсы из внутренней среды организма тормозятся, оставаясь в сфере подсознательного, а «в сознании возникает лишь образ стоящего перед нами предмета».
Результаты различных ощущений (зрительных, звуковых, осязательных и т. д.) дают представление об отдельных сторонах, свойствах предметов.
У человека восприятие мира носит по преимуществу зрительный характер. Зрительный образ организует, объединяет вокруг себя результаты деятельности других органов чувств. Здесь обнаруживается диалектическая природа восприятия. Объективной основой ее является то, что различные ощущения, образующие восприятие, отражают различные свойства одного и того же предмета, а иногда одни и те же свойства. Последнее характерно для зрительных и осязательных ощущений. Поэтому в сознании выступает слитный зрительно-осязательный образ, отражающий единство объективных свойств (форму, величину и т. д.), которое и предстает в познании как некоторый предмет.
Взаимодействуя друг с другом в процессе отражения различных объективных свойств, ощущения образуют восприятия, которые являются образами предметов.
Для человеческого познания, в отличие от восприятий животных, существенное значение имеют две новые связи, принимающие участие в формировании восприятий. Первая — связь со второй сигнальной системой, т. е. с языком, а следовательно, и с мышлением. Благодаря этой связи чувственные восприятия становятся осмысленными и образы превращаются в знания о предметах.
Действительность служит объектом общественных форм человеческого познания (науки, искусства, различных других сфер духовной и материальной культуры), которые требуют абстрактных логических форм мышления. Основные из них — понятие, суждение и умозаключение. Все они в практике человеческого познания используются в неразрывной взаимосвязи.
Все подлинные понятия являются абстрактными, представляющими единство двух противоположных процессов. Отвлечение от беско-
нечного множества свойств изучаемого предмета и выделение наиболее существенных свойств в понятиях отражаются как признаки объекта. Совокупность существенных признаков выступает в понятии как его содержание.
Понятия неразрывно связаны с суждениями, а через них — с умозаключениями. Так, всякое определение понятия представляет собой суждение, выступающее как некоторое высказывание. Логическая структура высказывания состоит из трех основных элементов. Первый элемент — термин, обозначающий объект (познаваемый предмет). Он получил в современной логике название субъекта. Второй элемент — термин, обозначающий существенное свойство объекта, называется предикатом. И, наконец, в высказывание входит логическая связка — логический структурный знак, связывающий субъект и предикат высказывания.
В языке это могут быть глаголы «обладает», «есть», «не известно» и т. д. Иногда связка просто подразумевается. Например, в высказывании «дерево зелено» «дерево» является субъектом, «зелено» — предикатом, а связка между ними подразумевается (дерево является зеленым, обладает данным свойством).
Наконец, в абстрактном мышлении используется третья основная связь — умозаключение, представляющая определенную связь суждений. Умозаключение будет представлять следующую структуру. Первый элемент — посылки — представляет собой суждения-высказывания: 1) «На дальнем севере все медведи белые»; 2) «На Чукотке, которая находится на дальнем севере, водятся медведи». Второй элемент — выводимое из посылок заключение (вывод) будет представлен высказыванием «Медведи на Чукотке белые». Третий элемент — правила умозаключения. Как посылки, так и правила умозаключения могут быть самыми разнообразными в зависимости от специфики познавательной деятельности (обучение в школе, научное исследование, политическая дискуссия и т. д.). Основными формами умозаключений, наиболее часто используемыми в познавательной деятельности, являются дедукция (к ней относится приведенный пример с окраской медведей) и индукция.
С помощью абстрактного мышления субъект получает новые, более глубокие знания, которые недоступны живому созерцанию. Благодаря абстрактному мышлению «схватываются» законы развития природы и общества.
Как в живом созерцании, представляющем единство мышления и чувственного познания, так и в абстрактном мышлении решающую роль
играет практическая деятельность. Органическое единство живого созерцания, абстрактного мышления и практики обеспечивает субъекту безграничные возможности познания мира, включения в сферу познания все новых и новых предметов, становящихся благодаря этому объектами.