Антропоцентризм эпохи Возрождения
Антропоцентризм означает, что на первое место в философии Возрождения выдвигается человек, а уже во вторую очередь говорится о боге. Поэзия Петрарки - это восторженные гимны земной любви. Д. Боккаччо прославлял полнокровную жизнь горожанина нового типа. Н. Макиавелли возвышал роль политической реальности, человеческой активности вообще.
Мыслитель-гуманист ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА в своих трудах высоко оценивал человека. Человек ставится в центр мира. На Земле нет ничего более великого, чем человек, а в человеке нет ничего более великого, чем его разум. Бог создал человека, но создал его как ценителя божественных деяний. Человек должен быть свободным, и быть тем, чем хочет: может опуститься до животного состояния, а может подняться до ангельского совершенства. Человек - творец собственной жизни и судьбы.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится главным видов искусства.
5.Философия Нового времени
17 век открывает следующий этап в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Важнейшим фактором, порождающим изменения в экономике и социальных отношениях, стало естествознание. Развитие науки вызвало к жизни новую ориентацию философии, теперь она опирается на естествознание и, прежде всего, на механику, математику.
В 17 веке особенно быстро развивается экспериментально-математическое естествознание, а в философии на первый план выходят проблемы теории познания (гносеология) .
В теории познания выделились два противоположных направления: эмпиризм и рационализм.
Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. БЭКОН. В своих исследованиях он опирался на опыт (эксперимент) и обратил внимание на исключительную значимость наблюдения и опытов для установления истины. Ученый и философ должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. До этого пользовались преимущественно дедуктивным методом, суть которого состоит в том, что мысль движется от общих положений к частным выводам.
Призыв Бэкона обратиться к эксперименту (эмпиризму) стал лозунгом для ученых того времени.
Однако следует отметить, что Бэкон слишком абсолютизировал эмпирические методы исследования, недооценивая при этом роль разума, т.е. рационального начала в сознании. Эта проблема составила предмет исследований Р. ДЕКАРТА, представителя рационализма. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые и определяют результаты познания.
ДЖ. ЛОКК, английский философ, был противником рационализма и отвергал точку зрения о врожденных идеях. Локк полагал, что все наши знания мы берем из опыта через ощущения, т.е. через данные наших органов чувств. «В разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через органы чувств». Критикуя воззрения Декарта, Локк остается приверженцем эмпиризма.
Представитель классической немецкой философии И. КАНТ частично преодолевает односторонность эмпиризма и рационализма.
Знание по Канту есть синтез чувственного и рассудочного. Чувственное знание, состоящее в многообразии ощущений, - это первый этап познания человеком окружающего мира. На втором этапе рассудок упорядочивает ощущения и подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Человек мыслит при помощи понятий.
Деятельностью рассудка руководит разум, который ставит перед рассудком все новые цели, пытаясь достигнуть абсолютного знания. Но абсолютное знание получить невозможно, поскольку, считает Кант, есть высшие сущности, предельно общие задачи, которые рассудок решить бессилен. Такие высшие сущности, недоступные для познания, Кант называет «вещами в себе».
ТЕМА 3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Особенности формирования русской философии.
2. Идейные истоки и основные черты философии славянофилов и западников.
3. Философия всеединства В. Соловьева.
4. Философские искания Н. Бердяева.
1. Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека, общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к 10 - 11 вв., когда на территории нашей страны сложились развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительно высокого уровня. Но в самостоятельную науку русская философия превратилась лишь в начале 17 века, когда философия обособилась от религии.
Семнадцатым веком завершается русское средневековье. На место Московской царской Руси приходит Петербургская императорская Россия. Идеал православной "святой Руси" заменяется идеалом светского государства.
С основанием в 1775 г. Московского университета возникает традиция русской университетской философии, основоположниками которой стали М.В. Ломоносов и А.Н Радищев.
М.В. ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) стал первым русским мыслителем мирового значения. Его философия относится к естественнонаучному материализму. Наиболее интересными идеями Ломоносова являются следующие: признание материального единства мира, законов его развития; единство материи и движения. Он создал основы "Корпускулярной философии", согласно которой материя состоит из атомов, молекул (корпускул), чьё сочетание создает разнообразие тел. Отношение ученого и религии сложное. Он критикует церковь за невежество попов, но признает существование бога.
Во второй половине 18 века самодержавный строй достигает в России своего расцвета: идет процесс образования Российской колониальной империи, развивается светская культура и образование. Влияние Запада создает почву для антикрепостнической идеологии в России, возникает дворянсколиберальная оппозиция. Одним из ее представителей является А.Н. РАДИЩЕВ (1749 - 1802). Он первым в стране поставил вопрос об уничтожении крепостного права, выдвинул идею народной революции и республиканской формы правления. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними событий. К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах французской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота "вольности" и "рабства", видя в диктатуре Робеспьера пример вырождения свободы в самовластье.
Рассуждая о проблемах бытия Радищев признает, что бог есть безличная причина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества.
2. У истоков оригинальной русской философии 19 века стоит П.Я. ЧААДАЕВ (1794 - 1856). Согласно его концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. материальных элементов, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве и во времени, которые трактовались Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.
П.Я. Чаадаев создал первую философию русской истории. Здесь его взгляды не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период высказывалась идея о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Отсюда мысль о необходимости единения России с другими народами. Однако, если западное общество эволюционирует от юности к зрелости, в России происходят лишь негативные изменения, возрастает рабство, основанное на крепостничестве.
Со временем взгляды Чаадаева меняются, и он приходит к мысли, что наше отставание от Запада мнимое. У России свой путь, следуя по которому можно пойти дальше Запада. Духовным источником исторического прогресса является Православие во всей совокупности своих сторон: как вера и как церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Западное христианство исчерпало опыт социального развития, потенциал остался только у Православия.
Идеи Чаадаева находят свое дальнейшее развитие в идеологии славянофилов. Славянофильство оставило заметный след в духовной истории страны. Наиболее известными представителями этого течения были И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы, сравнивая проблемы России и Запада, последовательно проводили идею особого исторического пути России. Утверждали, что русская культура не должна подводиться под другие (западные) модели. Она обладает собственными ценностями и собственными перспективами. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином "цельном знании". Католицизм и протестантизм исказили дух первоначального христианства, и только православие сохранило вечную истину раннего христианства - идею единства и свободы.
На основе православной веры славянофилы выдвигают идею соборности. Соборность - это свободное объединение людей в деле отыскания ими правды и совместного пути к спасению. Это единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной справедливости, единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу.
Славянофилы считали монархию идеальной формой правления, а крестьянская община выступала в их схеме как идеальный "нравственный мир", внутри которого гармонично сочетаются личностное и коллективное начала. Разрушение общины означало для них нарушение основных начал русской культуры.
В борьбе со славянофилами складывается русская философия, тяготеющая к западничеству. Представители этой линии ориентируются на западноевропейскую цивилизацию. Критика религии, акцентирование личностного начала позволяют видеть истоки этой философии в концепции Чаадаева, который называл человека "двигателем Вселенной", говорил о грядущей победе социализма, хотя и весьма скептически: "социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники".
Наиболее известными представителями западничества являются Т.И. Грановский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
"Западники" приняли философию Гегеля как последнее слово науки, опирались на достижения европейского естествознания, они верили в европейское будущее России. Герцен развивает теорию "русского социализма", полагая, что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о крестьянской общине, которая якобы несет в себе начала социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда, мирского управления. По мнению Герцена, Запад и Россия, в конце концов, придут к единой цели, хотя несколько разными путями.
Социализм представлялся "западникам" как результат крестьянской революции, и Чернышевский зовет крестьянство "к топору", чтобы осуществить социалистический лозунг: "максимальное благо для максимального числа людей".
В последней трети 19 века черты западничества проявляются в идеологии народничества. На первый план вышел идеал "некапиталистического пути". В социальных построениях народников содержались интересные выводы относительно роли выдающейся личности в истории. Главной революционной силой народники, как и "западники", считали крестьянство, идеализировали крестьянскую общину и соответственно строили свою революционную пропаганду.
Продолжателями славянофильской философии в последней трети 19 века выступили почвенники. В философских построениях представителей почвенничества (А.А. Григорьев, братья М.М. и Ф.М. Достоевские, Н.Н. Страхов) главной была идея о "национальной почве", как основе социального и духовного развития России. Для почвенников, как и славянофилов, характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории.
В своих суждениях почвенники более радикальны по сравнению со славянофилами. Так критикуя европейское христианство, они заявляют: "На Западе уже нет христианства. Римское католичество провозгласило не Христа, а Антихриста. Москва должна стать третьим Римом! Народ русский на всей земле единственный народ - богоносец, призванный обновить и спасти мир именем нового бога".
3.В. СОЛОВЬЕВ (1853 – 190 ) - представитель объективно - религиозного идеализма. Увлекаясь естественными науками, материализмом и атеизмом, Соловьев приходит к выводу, что наука не может быть последней целью жизни. Высшая истинная цель другая - нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств. Отсюда попытки связать религию и науку, включив в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания.
Центральная идея его философии - "идея всеединства". Мир в своем развитии проходит через три этапа: первый - эволюция природы до человека, второй - история, т.е. деятельность человека и, наконец, третий этап, когда человечество воссоединяется со своим творцом и осуществляется идея всеединства. Возникает богочеловечество под руководством вселенской церкви. Для этого необходимо объединить в единое целое все христианские конфессии, приобщать всех людей к учению Христа. К концу жизни Соловьев понял, что царство божие на Земле - это недостижимый идеал, несовместимый с государством, поскольку святой государственности не бывает.
4.Н. БЕРДЯЕВ (1874 - 1948) в начале своего творчества примыкал к "легальному марксизму", а позже, став активным противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. В 1922 году был арестован и впоследствии выслан в Европу за "расхождение с советской идеологией". В Париже он основал русский религиозно-философский журнал "Путь".
Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, антропологии, социальной философии.
Свобода - одна из основных тем в творчестве Бердяева. Философ убежден в самоочевидности свободы человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и самосознания. Свои раздумья философ воплотил в оригинальной интерпретации "Легенды о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. Бердяев выделяет в ней главный сюжет - о трудности свободы. Свобода предполагает выбор, а, следовательно, шаг в неизвестность, чреватую опасностью и даже гибелью. Поэтому свобода чаще всего не нужна человеку, она тяготит его жизнь. Человек настолько слаб, что готов сменять свободу на спокойное счастье безответственности. Он сам ищет того, кто сделал бы за него выбор, определил бы его судьбу.
Размышляя об истории, Бердяев крайне негативно высказывается о революциях, подчеркивая, что революции ничего не создают, а только разрушают. Революционеры воображают себя творцами нового будущего, но на самом деле они обращены в прошлое, они рабы этого прошлого, хотя и ненавидят его. В результате появляются новые формы рабства, новые формы угнетения.
Бердяев снискал себе мировую известность как яркий и последовательный обличитель современной цивилизации. С позиций христианского гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как реализацию безрелигиозного, атеистического мировоззрения.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА (ОНТОЛОГИЯ)
1. Бытие и материя.
2. Основные структурные уровни материи.
3. Движение как способ существования материи.
4. Пространство и время как атрибуты материи.
1. Термином бытие обозначают совокупную реальность, т.е. все, что существует.
Основными формами бытия являются:
- бытие природы, ее вещей, процессов, состояний, а также бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
- бытие человека, включающее его биологическую, природную сущность, общую для всех живых существ. К бытию человека также относят переживания, эмоции, мысли, характер, волю, т.е. то, что раньше называли душой, а теперь называют «психикой»;
- бытие духовного, включающее в себя нравственные, религиозные, этические, политические, правовые идеи, нормы, ценности, идеалы, т.е. духовное богатство цивилизации и культуры;
- бытие социального, включающее явления и процессы, происходящие в обществе, в социальном пространстве и историческом времени.
Все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Выделяя главные сферы бытия (природу, сознание, общество), человек постоянно задает себе вопрос: есть ли некая общая основа бытия, то, что объединяет все его сферы? Можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?
Еще первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей всегда сохраняются. Эту сохраняющуюся основу вещей назвали материей.
В древности материю сводили к какой-либо первоматерии (вода, воздух, огонь, земля). В дальнейшем представления о материи углубляются, возникает идея об атомном строении материи и в 18 веке эта идея становится господствующей.
В конце 19 века атомистическая концепция строения материи вышла за границы классической механики. Выяснилось, что атом делим и сам состоит из элементарных частиц - ядра, электронов. В течение двух столетий классическую механику И. Ньютона считали полностью объясняющей картину мироздания. Открытие в мире элементарных частиц и теория относительности А. Эйнштейна показали ограниченность классической механики. Начался мучительный процесс ломки старых, привычных представлений. Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к ошибочному выводу об отсутствии вообще достоверного знания. Чрезмерно преувеличивалась роль математики. Поскольку поведение элементарных частиц можно представить только с помощью математических методов, некоторые ученые стали утверждать, что «материя исчезла, остались одни уравнения».
Бессмысленно определять материю через ее многочисленные виды и формы, тем более, что наука постоянно обнаруживает новые, неизвестные ранее ее свойства, признаки (и в будущем будет их обнаруживать). Не существует материальной субстанции, первоосновы всего («кирпичиков» мироздания).
Общим признаком материи является ее свойство быть объективной реальностью, существовать независимо от нашего сознания.
Материю, как таковую, нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что люди видят, осязают, есть определенные виды материи, конкретные формы ее проявления.
Материя представляет собой лишь общее понятие, которое выражает действительное бытие вещей.
2.Основные структурные уровни материи.
• Микроэлементарный уровень, т.е. уровень существования и взаимодействия элементарных частиц.
• Атомный уровень — существование и взаимодействие атомов.
• Молекулярный уровень - образование молекул из атомов и их взаимодействие.
• Макроскопический уровень - существование твердых, жидких, газообразных тел, которые формируются из молекул и воспринимаются органами чувств.
• Космический уровень - звезды, планеты, звездные системы, галактики.
• Усложнение молекул постепенно привело к образованию органических соединений и появлению жизни, т.е. биологического уровня материи.
• Высшим структурным уровнем материи является социальный уровень, т.е. человеческое общество, цивилизация.
Каждый уровень материи - будь то космическая система, атом, молекула, живой организм - качественно своеобразен и имеет свою специфику, но между различными уровнями имеется связь. Простые уровни входят и содержатся в более сложных. Однако высшие формы организации материи не включаются в низшие.
Одним из свойств материи является ее неуничтожимость, которая проявляется в конкретных законах сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Это закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения массы, заряда и многие другие законы.
3.Мир находится в постоянном движении. Движение многообразно: движутся галактики, звезды, планеты, электроны и атомы; сложные процессы совершаются в живых организмах; в обществе все время происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры.
Движение это способ существования материального мира. Мир без движения существовать не может.
Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не вносится в мир извне, а является самодвижением материального мира, т.е. оно внутренне присуще материи.
Движение абсолютно, а формы и виды движения многообразны и зависят от уровня организации материи:
- неживой природе присущи механические, физические, химические формы движения;
- живой природе - биологическая форма;
- обществу - социальная форма движения.
Движение в применении к материи - это любое изменение вообще.
Понятие «движение» противоположно понятию «покой». Движение абсолютно, покой относителен. Покой относителен, во-первых, потому, что любой предмет, находящийся в пространстве, покоится по отношению к одной системе координат и движется по отношению к другой системе. Например, дом, который покоится по отношению к земной поверхности, движется вместе с Землей по отношению к Солнцу.
Во-вторых, покой относителен и в смысле его временности. Состояние покоя любой системы рано или поздно нарушается. До тех пор, пока предмет остается собою, он находится в относительном покое, но со временем любой предмет меняется и даже исчезает.
4. Пространство и время, как и движение - атрибуты материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может существовать иначе, как в пространстве и времени.
Все предметы имеют определенную протяженность в пространстве, расположены в определенном порядке. Порядок сосуществования этих предметов образует структуру пространства.
Время характеризует смену состояний предметов, длительность процессов. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса. Порядок смены этих звеньев образует структуру времени.
Пространство и время обладают своими особенностями:
- пространство имеет три измерения (длину, ширину, высоту), а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему;
- пространство и время бесконечны, как бесконечен материальный мир, и вместе с тем прерывисты, т.е. разделены на отдельные промежутки, отрезки.
Единство пространства, времени и движущейся материи блестяще доказывает теория относительности.
Частная теория относительности, созданная трудами Лоренца, Эйнштейна, Пуанкаре, Минковского, доказывает взаимосвязь пространства и времени с материей.
Общая теория относительности, созданная Эйнштейном, дополняет частную, доказывая принцип эквивалентности ускорения и тяготения.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)
1. Структура знания.
2. Специфика научного знания.
3. Теория истины.
4. Практика и ее роль в познании.
1. Структура знания
Процесс познания включает в себя два этапа - чувственное и рациональное знания.
Роль и значение этих этапов в истории философии определялись позициями тех или иных философов. Одни из них, например ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ решающую роль отдавали рациональному познанию, отрицая значение чувственного познания. Сторонники эмпиризма - ГОББС, ЛОКК, напротив, признавали чувственное знание главным.
Как же человек в действительности познает окружающие его предметы, явления, процессы?
Для познания материальных объектов, в первую очередь необходима деятельность органов чувств, а также нервной системы, благодаря чему у человека возникает ощущение и восприятие этих объектов.
Ощущения - это образы материального мира, которые отражаются в мозгу человека, поступая через органы чувств. Человек видит, слышит, осязает, обоняет, чувствует вкус: все это и есть ощущения - первоначальный источник наших знаний.
Благодаря совокупности, комплексу ощущений человек способен воспринимать предметы как нечто целое. При помощи различных органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах. Эти ощущения суммируются и превращаются в восприятие. Предмет дается сознанию в своей целостно-предметной форме.
Восприятие - это целостный образ материального предмета.
Еще более сложная форма чувственного познания называется представлением.
Представление - это образ предмета, возникающий в памяти, когда сам предмет непосредственно недоступен органам чувств.
Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания - ощущения, восприятия, представления.
Основными формами рационального познания или мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Человек мыслит понятиями. Понятия выражаются в словах, которые возникают в процессе выделения и фиксации общих существенных свойств предметов и явлений.
Слова - понятия, фиксируя общее в материальных объектах, сами материальными не являются. Так в восприятии человек отражает реальное дерево, а понятие - это дерево вообще.
Понятия возникают и существуют в голове человека в виде суждений. Мыслить - значит рассуждать о чем-либо.
Суждение - это такая форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: «человек - разумное существо», «растения не обладают разумом».
В процессе мышления понятия и суждения как звенья включены в цепь сложных рассуждений. Законченной единицей рассуждения является умозаключение.
Умозаключение - это мыслительная операция, когда из двух или более суждений логически выводится новое (вывод).
2. Специфика научного знания.
Познание человеком окружающего мира начинается на уровне обыденного, жизненного знания. Это знание является важной основой повседневного поведения людей, их отношений друг с другом и с природой.
На основе обыденного знания возникло знание научное. Это произошло около двух с половиной тысячелетий назад в результате исторического разделения труда на физический и умственный.
Наука начиналась с установления того факта, что окружающий человека мир в сущности не такой, каким представляется людям в их восприятии. Чтобы добраться до его сути, нужно употребить мысленные усилия, отличающиеся по своей глубине от повседневных. Поэтому научная деятельность требует особой подготовки (учебы).
В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический - это уровень знания, содержание которого получено из опыта.
Теоретический уровень - это достоверное знание законов, которым подчиняется изучаемый объект, раскрытие сущности объекта.
Как эмпирическое, так и теоретическое знания содержат в себе элементы чувственного и рационального. Так данные наблюдения, опыта нельзя свести только к ощущениям, восприятиям, представлениям, потому что уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.
При построении теории часто используются модельные наглядные представления, такие как «идеальный маятник», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело», «идеальный товар» и т.д. Это модельные образы, с которыми проводятся мысленные эксперименты. Так теория всегда содержит чувственно-наглядные образы. Следовательно, можно говорить только о том, что на эмпирическом уровне преобладает чувственное, а на теоретическом - рациональное.
Рассмотрим отдельные примеры.
Наблюдение, как исходная форма эмпирического познания, представляет собой целостное восприятие.
Эксперимент - вид эмпирической деятельности, когда объект помещается в особые условия. Здесь уже возрастает роль рационального аспекта.
Описание - обобщение знания, полученного в результате наблюдений, экспериментов. Рациональный аспект в описании выражен больше, чем в эксперименте.
Гипотеза - научно-обоснованное предположение, полученное в результате исследования.
Теория - система достоверного знания, доказанного и проверенного практикой.
3. Теория истины.
Истина - это знание, содержание которого не зависит от человека или человечества. В этом смысле истина всегда объективна. Истинное знание воспроизводит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от сознания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовать свои действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина не представляет собой нечто застывшее, истина - это процесс.
Противоположное истине понятие - заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.
Если воспринимать истину как подлинное знание о мире, можно говорить о двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная.
Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».
В целом же наше знание о мире относительно. Окружающий мир бесконечен в пространстве и во времени, поэтому полностью (абсолютно) познать его невозможно. В этом смысле процесс познания бесконечен, как бесконечен мир.
Относительная истина есть ограниченное, неполное знание о чем-либо. Относительная истина, будучи в целом верным отражением реального мира, содержит в себе и элементы заблуждения.
На любом историческом этапе истины, познанные наукой, не могут считаться окончательными (абсолютными), они нуждаются, и всегда будут нуждаться в дальнейшем уточнении, углублении.
Основой научного познания является процесс движения от знания менее полного к знанию все более полному, вместе с тем постоянное расширение и уточнение наших знаний не может полностью преодолеть их относительность.
Итак, научное знание располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере - истинами относительными, хотя развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного знания. Например, каждая последующая научная теория (по сравнению с предшествующей) является более полным и глубоким знанием.
4. Человек есть часть материального мира. Жизнь человека основана на обмене веществом и энергией с окружающей средой. В отличие от животных человек обладает мышлением и не только воздействует на окружающую природу, но и преобразует ее. В процессе преобразования человек создает новую реальность, новые условия жизни, которые не даны ему природой. Создавая эту новую реальность, человек одновременно совершенствует и себя. Реальное преобразование бытия является основой проявления человеческого творчества.
Преобразование природного и социального мира человеком определяется в философии как практика.
Животные ощущают, воспринимают окружающий мир в той мере, в какой вещи этого мира имеют для них биологический смысл. Животные приспосабливаются к окружающей действительности. Человек изменяет эту действительность.
Особенностью практики (как человеческой деятельности) является то, что эта деятельность осуществляется при помощи орудий и средств труда. Основными формами практической деятельности являются:
- материальная, производственная деятельность, которая является исходной предпосылкой возникновения человеческого общества, выделения человека из животного мира;
- формирование и развитие общественных отношений. Эта деятельность направлена уже не на окружающую людей природу, а на самих себя и на отношения с другими людьми.
Практическая деятельность всегда связана с сознанием и находится с ним в органическом единстве.
Человек в процессе практической деятельности познает окружающий мир, получает знания. Человеческие знания возникают и существуют только благодаря практике. Практика выступает как основа и цель познания.
Вопрос о критерии истины - это вопрос о том, как проверяется истинность знаний. Всеобщим критерием истинности всякого знания является практическая деятельность людей - практика. Чтобы доказать правильность (истинность) знания, нужно практически воздействовать на объект. Если при этом воздействии полученные результаты окажутся теми, которые мы предвидели, значит, наше исходное предположение было истинным. Если на практике мы не получаем тех результатов, на которые рассчитывали, значит наши представления об объекте были неверными.
Практика как критерий истины содержит абсолютный и относительный моменты.
Абсолютность практики состоит в том, что никакого иного критерия, кроме практики, для установления истинности нет и быть не может.
Относительность практики как критерия истины означает невозможность практически подтвердить или опровергнуть все имеющиеся в науке предположения и гипотезы.
ТЕМА 6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ В МИРЕ
1. Природное и общественное в человеке.
2. Возникновение человека: труд, язык, мышление.
3. Труд как философская проблема.
1. Философы прошлых веков считали человека высшей ценностью на Земле, а со временем поставили человека в центр философского знания.
Человек обладает многими качествами - это и разум, и воля, и характер, и труд, и общение. Какое же из них является основным? Человека изучают многие науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия объединяет достижения частных наук и рассматривает человека в его целостности. Философия определяет место человека в мире и его отношение к миру. Самым отличительным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своей жизни, преобразует окружающий мир, создает материальную и духовную культуру. Труд всегда был и остается коллективной, общественной деятельностью людей.
Человек - это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих в себе различные свойства: биологические, психические и общественные.
Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек существо биологическое. Биологически обусловлены рождение и смерть, продолжительность детства, зрелого возраста и старости. Биологическими являются анатомические и физиологические свойства, наследственность, которая передается от родителей, наличие рефлексов и инстинктов (общих с животными), обмен веществ с окружающей средой. Человек, таким образом, является частью природы.
Понятие «психическое» в определенной степени присуще не только человеку, но и животным. Однако психика человека существенно отличается от психики животных. Общим для человека и животного является наличие «первой сигнальной системы». Эта система управляет органами чувств и воздействием на них внешнего мира, а также связана с безусловными и условными рефлексами.
Но человек обладает еще и «второй сигнальной системой». Сигналами в ней являются слова - произносимые, слышимые и видимые. Слово заменяет непосредственный сигнал и дает возможность понимать явления действительности без непосредственного чувственного контакта с ними. Но слово не существует без мышления, т.к. человек мыслит только словами (понятиями). Наличие мышления и речи отличает психику человека от психики животных.