Развитие философской мысли в России
Русская философия – собирательное название философской концепции русских мыслителей 2 половины 19 в – нач. 20 вв. Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чадаева, а фактическим окончанием ее существования в Р. – высылку большевиком в 92 последних представителей старорежимной философской школы. Характерными чертами в рус. Философии явл: косизм, софиология, соборность, матефизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность.
На становление философской мысли России оказал влияние противоречивый характер русской истории. Ранний период истории философии хронологич.11-12вв до 16 в. Первый философский труд-«Повесть временных лет» где ставится вопрос о происхождении русской земли и об ответе чел-ка наделенного бессмертной душой и свободой перед Богом.»Слово о законе и благодати»-написал монах Илларион где звучит идея равенства всех народов перед благодатью.
Второй этап - философская мысль русского просвещения.
Философия Ломоносова. Он развивал идею корпускулярной философии. Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц (атомов образующих более сложную форму-корпускулу(молекулу)).
Эта его концепция атомизма лежит в основе полной системы природы с идеей единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе что свидетельствует о наличии его взглядов. Ломоносов различает действие в природе принципа причастности и философии взаимосвязи. Его основным методом познания являлось движение мысли от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.
Философия Радищева. Основной его труд «О чел-ке о его смертности и бессмертии».
Рассматривая чел. под углом вписанности его в систему природных связей. Подчеркивая способность чел. Видеть во всем присутствие бога при этом воспроизводя док-ва и в пользу смертности души и в пользу ее бессмертия.
Философия Чаадаева.
В его философии человек рассматривается как объективное единство двух типов: физическое и духовное.
Как существо свободное которое в своей истории больше подчинено диалектики, необходим и свободе. Считал что физ. Мир построен из атомов и молекул. Сознание чел. По его мнению не подчиняется механическим законам природы, а является результатом божественного творения
Дальнейшее развитие философии шло в 2 направления: западники и славянофилы.
На философию оказывали влияние так же различные течения 19 века; народники (Ткачев Лавров).
Возникает марксистск. Философ.(Плеханов считал что материалист. Понимание истории противопоставляет субъективному методу , которые пропоганд. народники)(Ленин- основу его теории- теория познания “импирио критинизм”)
Считал что материя и каждая ее часть неисчерпаемы, у материи нет неизменных свойств, она изменчива, материя это объективная реальность, сущ. Независимо от познания)
В конце 19 века появляется русский космизм в 2 направлениях: Естеств. -научный, религиозный(Федоров- который мечтал о преобразовании человеческой нравственности)
3 этап –конец 19 века начало 20 века(бердяев)
13.Общая характеристика марксистской философии.
Философия марксизма была создана К.Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс.Ф. унаследовала от немец философии рационализм, как способ объяснения и постижения действительности. Концентрация внимания на то, что есть общего для естественной и социальной действительности чел-го мышления процесса познания, кот. объединяет эти сферы исследования законности и развития.В работе «Л. Фиербах и конец немец. классической философии» Энгельс выдвигает идею, что философия в целом как форма общего сознания и каждая философская концепция в частности независима от времени ее создания и проблемы, кот. анал-ся всегда ставит один и тот же вопрос, суть которого отношение мышления к бытию.Объединение материализма и диалектики дало свои положительные результаты. Возникла возможность применить диалектику при анализе не только сознания, а экономических, политических и др. процессов, которые происходят в обществе.
На становление марксистской философии повлияли след. идеи:
1) предшествующая материалистическая ф-фия;
2) бурный рост открытий в науке и технике
Большие открытия в 1-ой половине 19 в. дали возможность сделать ряд новых принципиально важных ф-фских выводов, оказали содействие диалектическому способу мышления: а) В нач. 40-х годов немец. Природовед Ишей-Эр открыл закон сохранения и перераспределения энергии, согласно кот. разные виды энергии (механ., тепл. и др.) имея в качествве опр-ную спец-ку взаимодействуют между собой и могут переходить из одного вида в др., при этом кол-ная энергия не уничтожается, а лишь преодр-ся в др. меру. За 100 лет до этого открытия Ломоносов открыл з-н сохранения и приобретения вещ-ва.Эти 2 открытия стали научным основанием для ф-фских взглядов о материи и движении. б) В 1838-1839 гг. немец. Биологи Шванн и Плей-Ден открыл клет-ную теорию живого вещ-ва. Развитие живых организмов осущ-ся благодаря размн-нию клеток, их возникн-нию, росту и отмиранию. Эта теория позвонила сделaть ф-фский вывод о единстве всех живых орг-мов и основой этого единства есть клетка.
в) В нач. 40-х годов 19 в. Ч. Дарвин делает открытие об эволюционном развитии живой природы. Эта теория нанесла разрушающий удар по религиозным представлениям о происхождении жизни и возникновении человекака.
3) крушение идеалов великой франц. революции;
4) нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов;
5) кризис трациц-ых буржуазным ценностей, превращение буржуазии из револ-ной в консервативную силу.
Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
-основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
-сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
-материя находится в постоянном движении и развитии;
- Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
- важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;
- развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.