Философские подходы к решению проблем познания (сенсуализм, эмпиризм, рационализм, диалектический материализм)
Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм)
В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней: 1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания. 2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век). 3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе. 4. Сенсуализм - многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека.
Проблема познания мира и основные пути её решения
Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности: 1) познавательный оптимизм; 2) скептицизм; 3) агностицизм (познавательный пессимизм). Познавательные оптимисты (к ним относятся преимущественно материалисты и объективные идеалисты) считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир - в силу своей бесконечности - до конца не познаваем. Сторонники скептицизма (от греч. «скептикос» - ищущий, рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость. Представители агностицизма (это в основном субъективные идеалисты) отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности. Все эти подходы имеют определённое теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания. Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.
Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании
Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. А знание - это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Существуют различные уровни познания - обыденное, теоретическое, художественное - как чувственно-образное отражение действительности. Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название - гносеологический оптимизм. У материалистов - мир познаваем - знание есть субъективный образ объективного мира. У субъективного идеализма (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека и т. д. Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания - агностицизм (не доступный познанию). В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально - чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект - носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект - предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта - активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием. В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное. Чувственное познание: ощущение - субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие - целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление - это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональное познание - это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения. Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению - от него к практике. Итог познания - достижение истинного знания.