Понятие общества. Основные подходы к его определению
Природа и ее конкретные условия определяют общую структуру социальной жизни – форму собственности и тип взаимоотношений необходимого и прибавочного труда, форму организации человека в обществе. Либо данное общество- совокупность индивидов, либо – система, определяющая отношение между различными коллективами. Природа включается в производительные силы общества, составляет содержание предметов нашей духовной жизни, природа является основой и условием возникновения мира культуры.
Природа и общество тождественны в некоторых аспектах или совпадают по своему содержанию. Человек является личностью, социальным индивидом + составной частью мира живого, подчиняется фундаментальным законам жизни. Наличие этих оснований обусловило существование различных подходов к объяснению содержания и сущности социальн. организации человека.
Основные подходы к пониманию природы общества в настоящее время:
1.Натуралистический подход
Впервые сформулирован в Др.Греции, продолжил развитие в эпоху нового времени во Французском материализме ( Спиноза,Руссо,Фейербах + социобиология -> Аррент, Огасси)
Фейербах: Общество возникает на определенном уровне развития природы и не выходит за сферу природной организации. Общество стало высшей формой развития природной организации, когда сумело подняться до удовлетворения духовного или идеального интереса человека.
Поэтому общество абсолютно подчиняется природным закономерностям и не может существовать вне природы. Все, что производится обществом, существует в виде природного материала.
Основной недостаток подхода – во внимание не берется уровень развития социализации, когда социальн. законы взаимоотношения между людьми господствуют над естественными. Духовн. момент развития человека не берется во внимание: человек может существовать только в сфере культуры, главным содержанием которой является духовный интерес и духовная потребность , определяющие сам процесс нашего существования.
Григорий Сковорода: «Человек живет не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить.»
2.Идеальный подход к пониманию общества.
Общество – форма духовного образования и духовного взаимодействия человека, и под духовными основаниями понимаются Бог, идея, духовная потребность, духовное знание.
Гельвеций (ХVIII век): «Мнения управляют миром.»
Общество создано Богом и в основе связи между людьми – любовь, долг и др. ценные основания.
Бердяев: Общество- форма организации людей, предполагающая существование некой исторической традиции или прошлого, а прошлое существует только в виде идеального. Человек живет в обществе -> у него постоянно возникает доминирующая потребность в совершении карьеры, достижении общественного положения. Человек ставит перед собой цель, это говорит о том, что идеальное является основой общественной организации.
Почему одни идеи воплощаются в жизнь, а другие – нет? Ответ один: воплощение и реализация идеи зависит от условий общественного бытия, уровня развития этих идей. -> В основе общественной связи лежит материальное производство, создающее основание для возникновения соответствующих идей и их реализации. Этот момент был впервые сформирован Сенсионом и получил дальнейшее развитие в трудах Маркса, который является основателем 3-его подхода – социального.
3. Социальный подход.
Суть Марксизма в понимании общества: Маркс определил фундаментальное основание общественной жизни.
Общество – форма существования человека, -> в основу понимания общества необходимо положить социального индивида. Первой необходимой потребностью человека и первым историческим фактом является самих физических индивидов – людей, которые должны питаться, иметь одежду и жилище, удовлетворять свои потребности. Следовательно, первым шагом социальной организации является организация материального производства, создающего средства существования человека. Вторая потребность – необходимость создания условий безопасности своего существования и развития. Человек нуждается в социальной организации, которая является условием его бытия. Только после этого у человека появляется потребность в культуре, искусстве и т.д. Это определяет уровень духовного развития как самого человека, так и социума.
Маркс: Основой социальной жизни является материальное производство, основными элементами которого являются:
· Производство средств существования ( пища, одежда, жилье)
· Производство условий существования (социальные коммуникации)
· Производство самого человека (в его физическом и культурном типе)
Материальное производство становится основой возникновения и развития духовного производства, создающего творческую индивидуальность человека.
Маркс впервые определил: особенностью развития человека является то, что он для своего становления требует наличия исторически определенного коллективного труда. Человек формируется под действием всего общества как исторической формы существования индивида.
Сагатовский: «Общество – совокупность общественных отношений, в которые вступают взаимодействующие друг с другом индивиды, коллективно производя самих себя и условия своего существования».
Содержание данного определения включает в себя понимание общественно-исторической сущности всего исторического процесса и конкретной определенной социальной организации людей. Историческая сущность социального процесса:
1. История – естественный исторический процесс развития общества, его основа – социальная закономерность.
2. В основе исторического процесса – процесс развития способа производства, определяемого взаимоотношением производительных сил и производственных отношений.
3. Развитие способа производства определяет становление общественно-экономических формаций.
4. Движущей силой исторического процесса является борьба классов; целью является завоевание политической власти, создание государства.
5. Основой исторического процесса является не личность, а народные массы, движение которых и определяет содержание исторического процесса.
Определив это, Маркс переходит к определению содержания духовного производства, которое основано на взаимодействии развития форм общественного сознания, в основе которых лежит идеальный фактор/идея. Идея является основой социальной значимости и выступает в виде источника социального развития.
Социальная идея реализуется в виде:
· Закона производственной деятельности человека
· Эстетического идеала, дающего понимание красоты/безобразия
· Норм морали, нравственности и права
· Общезначимой социальной идеи, воплощающей основные принципы социальной организации (свобода, равенство, справедливость и т.д.)
Сагатовский считает, что социальная идея выступает в форме религиозной нормы - определяется понятием «святое» , обозначая меру либо культурного развития человека, либо меру социальной допустимости его поведения, за нарушение которых человек изгоняется из общества.
Вторая форма развития духовного производства – развитие внутреннего мира человека, оно осуществляется в двух аспектах:
· Развитие познавательной деятельности человека, в основе которого – стремление отобразить истину, создать адекватную модель действительности или научную картину мира;
сформулировать необходимые знания для ориентации в существующем пространстве,
высшей формой деятельности которой является научная деятельность в области естествознания, математики и философии.
· Развитие ценностей парадигмы (= основания) человека, когда он формирует систему ценностей/идеалов, на основе которой происходит включение его в мир социума.
Сейчас этот подход доминирует в социально-философской литературе, основан на классическом анализе работ Маркса и Энгельса.
В наше время выявляются недостатки данного понимания общества:
1. Маркс утверждает, что в основе общественной организации лежит социальная связь, определяющая духовно-нравственное мировоззрение человека, но Маркс не исследует обратный процесс их взаимодействия.
Достоевский: «Сводить человека к его социальным основам – значит искажать их содержание».
2. Маркс саму социальность сводит к экономическим основаниям; экономика становится определяющим фактором общественного развития, хотя показывает, что возможны исключения.
В истории России определяющим был экономический, а не политический фактор, т.к. экономических ресурсов не хватало на реформы и преобразования, мы вынуждены всегда дополнять их на основе политической воли и социального насилия.
3. Уровневый подход (современный) к пониманию природы общества выражен в работах Сагатовского.