Формы существования материи (движение, пространство, время, отражение)
1.Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи - изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность, неуничтожимость, всеобщность, абсолютность и относительность, многокачественность.
В истории философии проблема связи материи и движения трактовалась неоднозначно. Существовали точки зрения, согласно которым движение не связано с материей или не обладает некоторыми чертами: отрицается всеобщность, абсолютность, подвергается сомнению атрибутивность. В античности Элейская школа доказывала, что материи как субстанции движение не свойственно; движение характеризует лишь чувственно воспринимаемый мир. В XVII в. отрицалась атрибутивность движения, материя определялась через протяженность (Р. Декарт, Б. Спиноза). Существуют концепции, вообще отрицающие материю в качестве субстанции. Так, согласно «энергетизму» (немецкий физик и химик В. Оствальд), возникшему из односторонних интерпретаций закона взаимного изменения энергии и массы, субстанцией является движение. С точки зрения философии в данной концепции много неправомерных рассуждений и выводов, и прежде всего отождествление понятий разного качества и объема. Масса не есть материя, а только мера ее вещественности. Отождествление массы и материи, правда, было свойственно ученым и философам XVIII в., но уже в XIX в. этот взгляд был преодолен. И при помощи диалектической интерпретации формулы А. Эйнштейна (Е = тс2), и в результате открытия П. Н. Лебедевым светового давления, которое показало, что энергия содержит частицы (фотоны), обладающие массой и что движения без материи не существует.
Современная наука доказывает, что в мире не существует материи без движения, как и движения без материи. Движение — это способ существования материи. Изменчивость, динамика свойственна всем телам без исключения, всем уровням организации материального мира. Сам процесс организации представляет собой специфическую синтезирующую форму движения.
Движение как атрибут материи абсолютно и в то же время относительно, поскольку проявляется в конкретных формах. Элементарные частицы, макротела, космические объекты, молекулы, белки и нуклеиновые кислоты, человек отличаются своим способом существования. Их движение регулируется, разными законами — механическими, биологическими, социальными.
Движение является результатом взаимодействия тел, их элементов, процессов, ступеней и уровней, выступает как самодвижение, источник которого заключается в его противоречивой сущности. Будучи по определению изменчивостью, оно включает устойчивость, равновесие, покой. По словам Ф. Энгельса, движение «должно находить свою меру в своей противоположности, в покое». Причем здесь соотношение таково, что движение абсолютно, а покой относителен. Кроме того, движение характеризуется борьбой старого и нового, простого и сложного, прерывного и непрерывного, единого и многого.
Материя качественно разнообразна. В силу многокачественности ее самой и относительной устойчивости ее качественных образований движение может осуществляться в условиях сохранения качественной определенности системы и смены этого качества. Во втором случае мы имеем дело с особым видом движения — развитием. Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение объектов. Оно определяется сразу всеми перечисленными характеристиками, которые внутренне связаны и противоречивы. Необратимость указывает на то, что структура объекта утратила порядок и устойчивость, распалась на части. Далее возможен процесс хаотического движения, ненаправленного, подчиняющегося случайности. Такое движение не сохраняет преемственные связи, а потому лишено восхождения к более сложной организации нового качества. Развитие как философская категория охватывает все виды качественных изменений — от простого к сложному, смену качества на одном уровне сложности и деградацию — переход от сложного к простому.
Выше уже говорилось о делении форм организации материи на уровни и специфике их связи. В силу многокачественности материи качественно различаются и формы ее движения — механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Они различаются по степени сложности и условно называются «низшими» и «высшими». Характер их связи выражает процесс развития: низшие формы входят в высшие, но высшие несводимы к низшим, то есть имеют специфику способа существования, выраженную в качественно особых законах.
Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимый, структурный и «сплошный», конечный и бесконечный.
Пространство — это всеобщая форма сосуществования объектов. Сосуществование включает, во-первых, место предмета, которое связано с его размерами, границей; во-вторых, соотношение с другими предметами, которые всегда дистанцированы друг от друга.
Время — это всеобщая форма смены объектов или их состояний.
В истории философии пространство и время рассматривались только в определенной связи с материей и движением, то есть в системе отношений между ними. Вот что пишет Аристотель об атомизме Левкиппа и Демокрита: «Наиболее методически обо всем учили... Левкипп и Демокрит, а именно они приняли начало соответственно природе, какова она в действительности есть. Дело в том, что некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет. Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые... не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего». Как видим, наличие пустоты, существующей отдельно от материи, связывается с возможностью движения. Более того — с возможностью возникновения и уничтожения, начала и конца, которые характеризуются временем. По Демокриту, «начало Вселенной — атомы и пустота. Миров бесчисленное множество, и они имеют начало, и конец во времени. И нечто не возникает из небытия». Как выше говорилось, небытием Демокрит считал пустоту. Таким образом, место, благодаря которому развертывается процесс рождения Вселенной, обусловливает связь движения, времени и материи. Но само оно существует отдельно и не обладает способностью порождать предметы материального мира. Необходимо подчеркнуть, что Демокриту все-таки свойствен разрыв материи и пространства.
Признание пустоты характерно и для других философов и ученых. В античности эту точку зрения разделяли Эпикур и Лукреций Кар, в Новое время — И. Ньютон. Для Ньютона пространство и время, рассматриваемые применительно к миру в целом, — абсолютны и существуют сами по себе, безотносительно к материи, движению и друг другу. Это «вместилища самих себя и всего существующего».42 Абсолютное пространство остается всегда одинаковым и неподвижным. Абсолютное время протекает равномерно и иначе называется длительностью.
В физической картине мира Ньютона существуют и относительные пространство и время. «Во времени, — пишет он, — все располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве — в смысле порядка положения». Относительность здесь понимается как внешняя мера продолжительности, которая характеризует смену предметов, их состояний и измеряется дискретными единицами: час, сутки, месяц, год. Ньютон называет такое время кажущимся, обыденным. Относительность пространства есть мера, определяемая положением предмета относительно других предметов. Оно является чувственно воспринимаемым и в обыденной жизни считается неподвижным.
Разграничение Ньютоном абсолютного и относительного пространства базируется на качественной специфике теоретического и обыденного уровней познания. И если абсолютные пространство и время обладают свойством непрерывности, то относительные — структурны и дискретны.
Существовала и другая точка зрения на соотношение материи и пространства. Она связана с непризнанием пустоты (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза). Декарт, например, отождествлял пространство с протяженностью, а протяженность рассматривал как главный атрибут материи. Придав атрибутивный характер пространственному признаку, он, по сути, придал ему черты субстанциальности. По Декарту, пространство и время, соотносимые с материей, отличаются непрерывностью, «сплошностью» и обозначаются терминами «протяженность» и «длительность». Структурность же определяется не материей, а движением. «Движение создает границы тел, оно структурализирует мир, делает его объектом отчетливого восприятия и, таким образом, становится критерием бытия. «Движение в подлинном смысле» — это движение относительно касающихся тел, гарантирующее существование тела, его выделение из бесконечной однородной, тождественной с пространством материи. Ядро ореха отличается от скорлупы и реально существует как таковое только в том случае, если оно смещается относительно скорлупы. Иначе границы тела исчезают».
Трактовка Декартом и Ньютоном пространства и времени существенным образом повлияла на создание физической и космологической картины мира. Это различие хорошо выражено Вольтером. Он писал, что «француз, приехавший в Лондон, оставил мир полным, а находит его пустым. В Париже видят вселенную состоящей из вихрей тонкой материи, в Лондоне ничего подобного не находят... У вас, картезианцев, все производится натиском, что едва ли понятно, у господина Ньютона — притяжением, причина которого столь же неясна».
Современная философия и наука признают абсолютность и относительность пространства и времени, прерывность и непрерывность, конечность и бесконечность. Абсолютность пространства понимается в том смысле, что любой предмет, структура, любое нечто обладает пространственной упорядоченностью и временной последовательностью. Относительность же — в смысле качественной определенности систем и мерности их взаимоотношений.
Признается качественное многообразие форм пространства-времени в неживой, живой и социальной природе. Так, пространственные отношения микро-, макро- и мегамира описываются разными геометриями — евклидовой и неевклидовой. И это не случайно, поскольку системы, находящиеся в разных условиях, проявляют или не проявляют свойства кривизны вблизи сильно тяготеющих масс. Биологическое пространство отличается определенной асимметрией структуры живых систем, что не встречается в неживой природе. Причем по мере усложнения живых систем усложняются и формы асимметричности. Скажем, функциональная асимметрия головного мозга человека выражается в степени развитости, организации и ведущей роли левого (языкового) полушария. Время в живой природе также имеет свои специфические характеристики. Различаются внешнее время и внутреннее, по которому живет организм. Особенность внутреннего времени обусловлена приспособительными реакциями организма, призванными обеспечить его опережающее отражение и выживание в среде.
Особенно сложным является организация социального пространства, одним из элементов которого является трудящийся и обладающий речью человек. Социальное пространство представляет собой сложную устойчивую систему связей между людьми, функционирующую в биологической и естественно-природной среде, имеющей также системный характер. Социальная пространственно-временная организация характеризуется протяженностью (территорией) и местом (локальная структура, созданная и освоенная группой людей).
Вопрос о природе пространства и времени содержит еще одну сложнейшую и привлекательную сторону, требующую философского решения. Это соотношение конечности и бесконечности. Разумеется, данная проблема касается не только пространства-времени, но поскольку пространство и время являются фундаментальными формами движущейся материи, она непосредственно переносится и на мир в целом.
Согласно новейшему энциклопедическому словарю, бесконечное и конечное определяются как «философские категории, отображающие противоположные, но взаимосвязанные стороны существования и развития материального мира в пространстве и времени. В отличие от конечного, присущего отдельным вещам, состояниям, процессам и формам движения, которые имеют преходящий, относительный характер, мир в целом, природа существует вечно во времени и бесконечно в пространстве. Однако эта вечность и бесконечность проявляются через существование и развитие отдельных вещей и явлений, в чем и находит свое выражение взаимосвязь между бесконечностью и конечностью. Многообразие природы выступает в виде потенциальной бесконечности разнообразных материальных систем различного уровня структур и организации».
В данном расширенном определении получили свое выражение все наиболее важные черты, характеризующие указанные категории. Прежде всего, они рассматриваются как противоположные и связанные, что подчеркивает их философское назначение, которое предполагает категории всеобщего объема определять через их соотношение. Положительного определения бесконечности дать нельзя уже потому, что это уже будет не бесконечность. Сама по себе бесконечность непознаваема.
Отражение.
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) - следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Отражение бывает:
• физическим;
• химическим;
• механическим;
Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:
• раздраженности;
• чувствительности;
• психического отражения;
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Согласно материалистической концепции сознание -это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
Литература:
Антология мировой философии. В 4-х тт. Т.1. М., 1969.
Аристотель. Метафизика. // Сочинения в 4-х тт. T.I. М., 1976.
Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992.
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии М.,1998.
Гольбах П.А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. / / Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х тт. Спб., 1963. Т.1.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.
Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск, 1986.
Коршунов А. М. Познание и деятельность. М., 1983.
Латыпов Н.Н, Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т.18
Мелюхин СТ. Материя в единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
Сартр Ж. П. Бытие и ничто. — М.: Республика, 2000.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Философия. Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004.