Формы существования материи (движение, пространство, время, отражение)

1.Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи - изменчивость. Являясь способом суще­ствования материи, движение несет на себе все ее фундамен­тальные характеристики — объективность, неуничтожимость, всеобщность, абсолютность и относительность, многокачественность.

В истории философии проблема связи материи и движе­ния трактовалась неоднозначно. Существовали точки зре­ния, согласно которым движение не связано с материей или не обладает некоторыми чертами: отрицается всеобщность, абсолютность, подвергается сомнению атрибутивность. В античности Элейская школа доказывала, что материи как субстанции движение не свойственно; движение характери­зует лишь чувственно воспринимаемый мир. В XVII в. отрицалась атрибутивность движения, материя определялась через протяженность (Р. Декарт, Б. Спиноза). Существуют концепции, вообще отрицающие материю в качестве суб­станции. Так, согласно «энергетизму» (немецкий физик и химик В. Оствальд), возникшему из односторонних интер­претаций закона взаимного изменения энергии и массы, субстанцией является движение. С точки зрения философии в данной концепции много неправомерных рассуждений и выводов, и прежде всего отождествление понятий разного качества и объема. Масса не есть материя, а только мера ее вещественности. Отождествление массы и материи, правда, было свойственно ученым и философам XVIII в., но уже в XIX в. этот взгляд был преодолен. И при помощи диалекти­ческой интерпретации формулы А. Эйнштейна (Е = тс2), и в результате открытия П. Н. Лебедевым светового давления, которое показало, что энергия содержит частицы (фотоны), обладающие массой и что движения без материи не суще­ствует.

Современная наука доказывает, что в мире не существу­ет материи без движения, как и движения без материи. Дви­жение — это способ существования материи. Изменчивость, динамика свойственна всем телам без исключения, всем уровням организации материального мира. Сам процесс организации представляет собой специфическую синтези­рующую форму движения.

Движение как атрибут материи абсолютно и в то же вре­мя относительно, поскольку проявляется в конкретных формах. Элементарные частицы, макротела, космические объекты, молекулы, белки и нуклеиновые кислоты, чело­век отличаются своим способом существования. Их движе­ние регулируется, разными законами — механическими, биологическими, социальными.

Движение является результатом взаимодействия тел, их элементов, процессов, ступеней и уровней, выступает как самодвижение, источник которого заключается в его про­тиворечивой сущности. Будучи по определению изменчи­востью, оно включает устойчивость, равновесие, покой. По словам Ф. Энгельса, движение «должно находить свою меру в своей противоположности, в покое». Причем здесь соот­ношение таково, что движение абсолютно, а покой относителен. Кроме того, движение характеризуется борьбой ста­рого и нового, простого и сложного, прерывного и непрерыв­ного, единого и многого.

Материя качественно разнообразна. В силу многокачественности ее самой и относительной устойчивости ее каче­ственных образований движение может осуществляться в условиях сохранения качественной определенности систе­мы и смены этого качества. Во втором случае мы имеем дело с особым видом движения — развитием. Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение объек­тов. Оно определяется сразу всеми перечисленными харак­теристиками, которые внутренне связаны и противоречи­вы. Необратимость указывает на то, что структура объекта утратила порядок и устойчивость, распалась на части. Да­лее возможен процесс хаотического движения, ненаправ­ленного, подчиняющегося случайности. Такое движение не сохраняет преемственные связи, а потому лишено восхож­дения к более сложной организации нового качества. Раз­витие как философская категория охватывает все виды ка­чественных изменений — от простого к сложному, смену качества на одном уровне сложности и деградацию — пере­ход от сложного к простому.

Выше уже говорилось о делении форм организации ма­терии на уровни и специфике их связи. В силу многокачественности материи качественно различаются и формы ее движения — механическая, физическая, химическая, био­логическая, социальная. Они различаются по степени слож­ности и условно называются «низшими» и «высшими». Характер их связи выражает процесс развития: низшие формы входят в высшие, но высшие несводимы к низшим, то есть имеют специфику способа существования, выражен­ную в качественно особых законах.

Пространство и время

Пространство и время — философские категории, обо­значающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, харак­теризующими материальный мир как неуничтожимый, структурный и «сплошный», конечный и бесконечный.

Пространство — это всеобщая форма сосуществования объектов. Сосуществование включает, во-первых, место предмета, которое связано с его размерами, границей; во-вторых, соотношение с другими предметами, которые все­гда дистанцированы друг от друга.

Время — это всеобщая форма смены объектов или их состояний.

В истории философии пространство и время рассматри­вались только в определенной связи с материей и движени­ем, то есть в системе отношений между ними. Вот что пи­шет Аристотель об атомизме Левкиппа и Демокрита: «Наи­более методически обо всем учили... Левкипп и Демокрит, а именно они приняли начало соответственно природе, како­ва она в действительности есть. Дело в том, что некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет. Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые... не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни дви­жения, ни множественности сущего». Как видим, нали­чие пустоты, существующей отдельно от материи, связы­вается с возможностью движения. Более того — с возмож­ностью возникновения и уничтожения, начала и конца, ко­торые характеризуются временем. По Демокриту, «начало Вселенной — атомы и пустота. Миров бесчисленное множе­ство, и они имеют начало, и конец во времени. И нечто не возникает из небытия». Как выше говорилось, небытием Демокрит считал пустоту. Таким образом, место, благо­даря которому развертывается процесс рождения Вселен­ной, обусловливает связь движения, времени и материи. Но само оно существует отдельно и не обладает способностью порождать предметы материального мира. Необходимо под­черкнуть, что Демокриту все-таки свойствен разрыв мате­рии и пространства.

Признание пустоты характерно и для других философов и ученых. В античности эту точку зрения разделяли Эпи­кур и Лукреций Кар, в Новое время — И. Ньютон. Для Нью­тона пространство и время, рассматриваемые применительно к миру в целом, — абсолютны и существуют сами по себе, безотносительно к материи, движению и друг другу. Это «вместилища самих себя и всего существующего».42 Абсо­лютное пространство остается всегда одинаковым и непод­вижным. Абсолютное время протекает равномерно и иначе называется длительностью.

В физической картине мира Ньютона существуют и от­носительные пространство и время. «Во времени, — пишет он, — все располагается в смысле порядка последователь­ности, в пространстве — в смысле порядка положения». Относительность здесь понимается как внешняя мера про­должительности, которая характеризует смену предметов, их состояний и измеряется дискретными единицами: час, сутки, месяц, год. Ньютон называет такое время кажущим­ся, обыденным. Относительность пространства есть мера, определяемая положением предмета относительно других предметов. Оно является чувственно воспринимаемым и в обыденной жизни считается неподвижным.

Разграничение Ньютоном абсолютного и относительно­го пространства базируется на качественной специфике те­оретического и обыденного уровней познания. И если абсо­лютные пространство и время обладают свойством непрерыв­ности, то относительные — структурны и дискретны.

Существовала и другая точка зрения на соотношение материи и пространства. Она связана с непризнанием пус­тоты (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза). Декарт, напри­мер, отождествлял пространство с протяженностью, а про­тяженность рассматривал как главный атрибут материи. Придав атрибутивный характер пространственному призна­ку, он, по сути, придал ему черты субстанциальности. По Декарту, пространство и время, соотносимые с материей, отличаются непрерывностью, «сплошностью» и обознача­ются терминами «протяженность» и «длительность». Структурность же определяется не материей, а движением. «Движение создает границы тел, оно структурализирует мир, делает его объектом отчетливого восприятия и, таким образом, становится критерием бытия. «Движение в под­линном смысле» — это движение относительно касающих­ся тел, гарантирующее существование тела, его выделение из бесконечной однородной, тождественной с пространством материи. Ядро ореха отличается от скорлупы и реально су­ществует как таковое только в том случае, если оно смеща­ется относительно скорлупы. Иначе границы тела исчеза­ют».

Трактовка Декартом и Ньютоном пространства и време­ни существенным образом повлияла на создание физичес­кой и космологической картины мира. Это различие хоро­шо выражено Вольтером. Он писал, что «француз, приехав­ший в Лондон, оставил мир полным, а находит его пустым. В Париже видят вселенную состоящей из вихрей тонкой материи, в Лондоне ничего подобного не находят... У вас, картезианцев, все производится натиском, что едва ли по­нятно, у господина Ньютона — притяжением, причина ко­торого столь же неясна».

Современная философия и наука признают абсолютность и относительность пространства и времени, прерывность и непрерывность, конечность и бесконечность. Абсо­лютность пространства понимается в том смысле, что лю­бой предмет, структура, любое нечто обладает простран­ственной упорядоченностью и временной последовательно­стью. Относительность же — в смысле качественной опре­деленности систем и мерности их взаимоотношений.

Признается качественное многообразие форм простран­ства-времени в неживой, живой и социальной природе. Так, пространственные отношения микро-, макро- и мегамира описываются разными геометриями — евклидовой и неев­клидовой. И это не случайно, поскольку системы, находя­щиеся в разных условиях, проявляют или не проявляют свойства кривизны вблизи сильно тяготеющих масс. Био­логическое пространство отличается определенной асиммет­рией структуры живых систем, что не встречается в нежи­вой природе. Причем по мере усложнения живых систем усложняются и формы асимметричности. Скажем, функци­ональная асимметрия головного мозга человека выражает­ся в степени развитости, организации и ведущей роли лево­го (языкового) полушария. Время в живой природе также имеет свои специфические характеристики. Различаются внешнее время и внутреннее, по которому живет организм. Особенность внутреннего времени обусловлена приспособительными реакциями организма, призванными обеспечить его опережающее отражение и выживание в среде.

Особенно сложным является организация социального пространства, одним из элементов которого является тру­дящийся и обладающий речью человек. Социальное про­странство представляет собой сложную устойчивую систе­му связей между людьми, функционирующую в биологичес­кой и естественно-природной среде, имеющей также систем­ный характер. Социальная пространственно-временная организация характеризуется протяженностью (территори­ей) и местом (локальная структура, созданная и освоенная группой людей).

Вопрос о природе пространства и времени содержит еще одну сложнейшую и привлекательную сторону, требующую философского решения. Это соотношение конечности и бес­конечности. Разумеется, данная проблема касается не толь­ко пространства-времени, но поскольку пространство и вре­мя являются фундаментальными формами движущейся материи, она непосредственно переносится и на мир в целом.

Согласно новейшему энциклопедическому словарю, бес­конечное и конечное определяются как «философские кате­гории, отображающие противоположные, но взаимосвязан­ные стороны существования и развития материального мира в пространстве и времени. В отличие от конечного, прису­щего отдельным вещам, состояниям, процессам и формам движения, которые имеют преходящий, относительный характер, мир в целом, природа существует вечно во време­ни и бесконечно в пространстве. Однако эта вечность и бес­конечность проявляются через существование и развитие отдельных вещей и явлений, в чем и находит свое выраже­ние взаимосвязь между бесконечностью и конечностью. Многообразие природы выступает в виде потенциальной бесконечности разнообразных материальных систем раз­личного уровня структур и организации».

В данном расширенном определении получили свое вы­ражение все наиболее важные черты, характеризующие указанные категории. Прежде всего, они рассматриваются как противоположные и связанные, что подчеркивает их философское назначение, которое предполагает категории всеобщего объема определять через их соотношение. Поло­жительного определения бесконечности дать нельзя уже потому, что это уже будет не бесконечность. Сама по себе бесконечность непознаваема.

Отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) - следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Отражение бывает:

• физическим;

• химическим;

• механическим;

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

• раздраженности;

• чувствительности;

• психического отражения;

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Согласно материалистической концепции сознание -это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Литература:

Антология мировой философии. В 4-х тт. Т.1. М., 1969.

Аристотель. Метафизика. // Сочинения в 4-х тт. T.I. М., 1976.

Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии М.,1998.

Гольбах П.А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. / / Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х тт. Спб., 1963. Т.1.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.

Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск, 1986.

Коршунов А. М. Познание и деятельность. М., 1983.

Латыпов Н.Н, Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т.18

Мелюхин СТ. Материя в единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.

Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто. — М.: Республика, 2000.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Философия. Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004.

Наши рекомендации