Мировоззрение: определение, структура, функции, исторические формы
Частное учреждение образования «БИП – Институт правоведения»
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К КОМПЛЕКСНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
По дисциплине «ИМ Философия, в т.ч. Философия»
для специальности «Транспортная логистика (по направлениям)»,
(3 курс заочной формы получения образования)
ПОЛИТОЛОГИЯ (4 к. дн.)
1. Мировоззрение: определение, структура, функции, исторические формы.
2. Сравнительный анализ мифологии, религии, философии.
3. Предмет и функции философского знания.
4. Специфика философских проблем и структура философии.
5. Философия Древней Индии.
6. Философия Древнего Китая.
7. Античная философия (основные этапы развития, представители).
8. Софисты и Сократ.
9. Учение Платона об идеях.
10. Учение Платона об идеальном государстве.
11. Средневековое мировоззрение: основные характеристики и принципы.
12. Основные этапы развития средневековой философии, проблемы, представители.
13. Проблема веры и разума в средневековой философии.
14. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
15. Натурфилософия эпохи Возрождения.
16. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
17. Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
18. Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
19. Учение И. Канта о познании.
20. Этика Канта.
21. Идеалистическая диалектика Гегеля.
22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
23. Основные стратегии развития неклассической философии.
24. Философия жизни.
25. Позитивизм и его исторические формы.
26. Философия марксизма.
27. Феноменология.
28. Экзистенциализм.
29. Герменевтика.
30. Русская философия: основные характеристики и направления развития.
31. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
32. Метафизика и онтология как учение о бытии. Виды бытия.
33. Материя и ее атрибуты (движение, пространство, время).
34. Принцип глобального эволюционизма.
35. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
36. Понятие природы в философии и науке.
37. Основные модели взаимодействия человека, природы и общества.
38. Глобальный экологический кризис (определение, причины, формы проявления, пути преодоления).
39. Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
40. Основные концепции происхождения человека.
41. Основные подходы к исследованию человеческого бытия.
42. Основные концепции сознания в философии.
43. Сознание, его структура. Сознание и бессознательное.
44. Общественное сознание, его структура и формы.
45. Мышление и язык.
46. Проблема искусственного интеллекта.
47. Проблема познаваемости мира в философии.
48. Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
49. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины.
50. Познание как постижение истины. Практика как критерий истины.
51. Специфика научного познания.
52. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
53. Метод познания (определение, классификация методов познания).
54. Общелогические методы познания.
55. Методы эмпирического познания.
56. Методы теоретического познания.
57. Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
58. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества.
59. Основные исследовательские программы в обществознании.
60. Глобальные проблемы современности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.
Мировоззрение – это система общих взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука). Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру. Что значит для меня мир? И что я значу в этом мире? Будет ли мир для человека чем-то уютным, безопасным, гармоничным, рационально устроенным, познаваемым или чем-то неуютным, опасным, дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым? Соответственно и человек может оценивать себя по-разному: ничтожная букашка, игрушка в руках слепых сил, Робинзон, затерянный в ледяных, холодных и безбрежных просторах вселенной, покоритель и преобразователь природы, венец творения и т.п.
Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
Мировоззрение – это интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:
1) познавательный: основывается на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, стили мышления той или иной эпохи или народа;
2) ценностно-нормативный компонент: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д.Одно из главных назначений мировоззрения в том, чтобы человек мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами. Ценность– это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни
3) эмоционально-волевой компонент: для реализации знаний и ценностей в практическом поведении необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в убеждения, а также выработка определённойпсихологической установки на готовность действовать;
4) практический компонент:реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.
По характеру формирования и способу функционирования выделяют:
– жизненно-практический уровень мировоззрения (он складывается стихийно и основывается на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте).
– теоретический (философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей). Философия не сводится к мировоззрению, но составляет его теоретическое ядро.
Итак, важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, ценности, убеждения, практически-волевой компонент.
Функции мировоззрения:
· Обобщающая
· Объясняющая
· моделирующая
· Регулирующая.
Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Они стремятся дать ответы на одни и те же вопросы, но отвечают по-разному – от наивной эмоционально-художественной, фантастической формы (мифология) до теоретических, рациональных построений (философия).
2. Сравнительный анализ мифологии, религии, философии.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф объясняет и осваивает мир в форме чувственно-эмоциональных, фантастических, художественных образов. Он отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла, соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию, сближает мир природы и мир культуры, перенося человеческие черты на окружающий мир.
Особенностимифологического мировоззрения:
1) синкретизм –неразделенность, слитность образно-фантастического и реалистического в восприятии и объяснении происхождения мира и человека, происходящих в мире явлений и процессов. В мифе знания смешиваются с образно-чувственными представлениями, верованиями; в нем не различаются слова и вещи и др. В мифе нет границ между Я и не-Я,человек способен превратиться в зверя, птицу, быстрое течение реки и др.
2) антропоморфизм –отождествление природного и человеческого, наделение предметов природы и общественных явлений человеческими обликом и свойствами. Миф персонифицировал природные явления: космос представлялся великаном, небесные тела – богами или героями, боровшимися против демонических чудовищ, олицетворяющих хаос и угрожающих человеку.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический: объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Назначение мифа:установлениегармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком; формирование чувства сопричастности человека миру; обеспечение духовной связи поколений, непрерывности культуры; сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных ситуациях.
Религия– это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения.
Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов – о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, смысле и цели его жизни и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной рефлексии и обоснованной оценки.
Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, она есть рационально-критическая форма мировоззрения. В отличие от мифологии (с ее наивностью) и от религии как знания, основанного на вере в существование Бога, сотворившего мир и человека, философия есть знание, основанное наразуме человека, знание рациональное (от лат. рацио - разум). Чтобы придти к такому знанию, философы практикуют методическую процедуру сомнения. Именно с сомнения началась философия. Сомнение – не самоцель, а способ получить достоверное сущностное философское знание. Философы всё ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько правомерны, надежны и прочны человеческие установления и представления. Сомнение позволяет отбросить отжившие представления и поставить на более прочный фундамент те знания, которые выдержали проверку сомнением. То есть познание, основанное на разуме человека, является в то же время критическим познанием.
Для философии с момента ее возникновения характерен субстанциализм (поиск всеобщей неизменной основы мира - субстанции). Субстанция как первоначало мира позволяет сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, инвариантному, вечному и самодостаточному. Субстанциализмпроявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало мира, через единую и непреходящую основу всего существующего. Поэтому характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия на протяжении всей истории культуры претендовала на выработку универсального (сущностного) знания и универсальных принципов духовно-нравственной жизни.
Следует подчеркнуть, что субстанционализм и универсализм – это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции (единой основы) всех вещей. С того момента, как начались эти обобщения, можно говорить о появлении философии.