Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве
Современный человек живет в информационном обществе, и этот тип общества принципиально меняет не только условия человеческой жизни, но и вторгается в человеческую сущность.
С появлением и стремительным развитием информационно-телекоммуникационных технологий, с ростом популярности и распространения сети Интернет, информация органично вошла во все сферы жизни современного человека. На современном этапе существования человека именно информационная деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек.
Как было отмечено выше, человек отличается от всех других существ на Земле, прежде всего, разумом, но также технологичностью деятельности, стремлением к творчеству, к свободе. В новом веке новые информационные технологии впервые открывают перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах.
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает ему правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Информация – это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Она также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.
Способ существования человека в историческом плане определяется отношением человек – орудие – техника. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
Как результат исторического развития практической деятельности человека современный мир представляет собой технологизированное и информационное пространство. Но и сам человек технологизировал свою сущность, существуя в техногенном пространстве, он творчески реализуется по законам технической среды.
Ученые отмечают ряд негативных последствий компьютерной революции, к которым можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора). Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры. Если в прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов информации была технологически необеспеченна, то сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о допускающих возможностях человеческой психики.
Одним из путей изменения психики современного человека является формирование нового типа сознания, которое ученые назвали клиповым сознанием (клиповым мышлением). Клиповое сознание воспринимает мир как мозаику разрозненных явлений, быстро сменяющихся образов, не связанных единой смысловой нитью. Достоинством клипового сознания считается большая скорость обработки информации, умение быстро переключаться с одного канала информации на другой. Но его обратной стороной является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности,в том числе книжного текста. Современная техногенная эпоха отдает предпочтение коротким фразам (как в SMS-сообщениях, рекламе, комиксах и др.). У человека с клиповым сознанием снижена способность к анализу и синтезу, установлению причинно-следственных связей. Клиповое сознание рассматривает текст как инструкцию, из которой нужно извлечь информацию, необходимую для решения конкретного вопроса.
Формирование клипового сознания не может не оказывать влияния на систему образования, и в первую очередь, на образование гуманитарное. Сегодня школьные учителя говорят о неспособности учеников читать тексты классической литературы, писать изложения, делать устные сообщения. Но оценка роли клипового сознания разными учеными неоднозначна. Например, российский культуролог и журналист К. Фрумкин считает, что бороться с клиповым сознанием бесполезно, нужно лишь приспособить его для учебного процесса (например, раскрашивание разноцветными маркерами поэтического текста может стать продуктивным методом анализа произведения). «Развитие цивилизации явно предполагает необратимый сдвиг <…> в пользу умения переключаться. И бороться с клиповым мышлением – не значит ли приспосабливать учеников не к реальности, а к системе образования, закрепляя разрыв этих систем, отрыв учащихся и школы от господствующего образа жизни»
Но все же очевидно, что развитие общества в XXI в. немыслимо без использования персональных компьютеров, современных информационных технологий, телевидения и Интернета. Все эти факторы оказывают разнонаправленное и далеко не всегда положительное воздействие на мировосприятие человека. Они значительно ускоряют время социального бытия, загоняя психику человека в тупик все новых и новых проблем.
Так, в последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Человечество движется к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета – к созданию искусственного интеллекта. Это наталкивается на вопрос: а сможет ли человечество выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он не будет формировать информационную компьютерную революцию и не усилит свой интеллект искусственным?
Следовательно, в современных условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.
Информатизация общества усиливает и авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, – манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а остальные не знают ничего.
Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности индивида, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизации различных аспектов жизни.
Кроме того, компьютеры создают не только безлюдные производства, но и «безлюдное» общение, когда собеседника вполне заменяет компьютер. Мы являемся очевидцами возникновения нового вида реальности, основанного на компьютеризации – «виртуальной реальности», – искусственной псевдосреды, с которой можно обращаться как с подлинной. Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр, друзей, снижает степень активности человеческого общения, они создают иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем окружающий мир. Эта новая технологическая среда оказывает мощное (часто непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене маньяков компьютерных игр и уходе от действительности в виде погруженности в «виртуальную реальность», где есть множество псевдовидов человеческой деятельности.
Ученые утверждают, что в современном обществе возник новый тип человека – Homo virtualis. Как показал современный российский философ С.С.Хоружий, виртуальная реальность – это частичное, недовоплощенное существование. Философствование о виртуальной реальности выходит за пределы дискурса сущности, поскольку сама виртуальная реальность представляет недо-род бытия, недовоплотившееся, недооформившееся бытие. Такая реальность создает новый тип человека — homo virtualis, которому очень сложно переходить от уровня виртуальной реальности к уровню обыденной реальности. В итоге человек виртуальный, как его рисует Ж.Бодрияр, становится привязанным к машине, превращается в протез, изменяется парадигма его чувствительности (зрение, осязание, слух и др.). Важнейшей характеристикой человека виртуального является операциональность. Она избавляет человеческий разум от присущей ему от природы двусмысленности, антиномичности и т.д. В итоге человеческий разум уподобляется разуму искусственному. Таким образом, само виртуальное пространство не востребует человека, в котором была бы развита душевная сфера, поскольку она сопряжена с эмоциями, переживаниями, которые должны быть исключены, т.к. противоречат главному требованию пребывания в виртуальной реальности – умению вырабатывать и культивировать операционные качества.
Информационное общество востребует человека, в котором бы были способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению; овладению новой профессией. На предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени. Но оно обедняет его эмоционально, душевно.
Вопрос о месте человека в новом информационном мире можно перевести в плоскость вопроса о новых функциях человека. Прежде всего, следует обратить внимание на повышение уровня образования в обществе, на новые формы коллективного сознания, на новые формы общения и объединения людей.
В современном обществе роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважении среди коллег, друзей. Однако необходимо не только иметь информацию, но и владеть способами её использования. Образование для современного человека имеет своей целью обучить умению выбрать необходимую информацию, осмыслить её, привести обработанную информацию в соответствие со своими потребностями.
Сегодня необходимо задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которыми они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.