Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

Структура и функции философии

Структура лекции:

1.2.1 Структура философии как науки

1.2.2 Философские дисциплины

1.2.3 Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

1.2.4 Функции философии

1.2.5 Виды философов

Структура философии как науки

При изучении философии обычно выделяют 4 основных раздела:

1. Онтология (с греч. ontos – то, что существует и logos – слово, речь) учение о бытии, основах существования. Её задача исследовать наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

2. Гносеология (с греч. gnosis – знание, познание и logos – слово, речь) или другое название эпистемология (с греч. episteme – научное знание, наука, достоверное знание, logos – слово, речь) – это учение о способах и возможностях познания мира. В этом разделе изучаются механизмы, при помощи которых человек познаёт окружающий мир.

3. Социальная философия – это учение об обществе. Она имеет своей задачей изучение общественной жизни. Поскольку жизнь любого индивида зависит от общественных условий, то социальная философия изучает, прежде всего, те общественные структуры и механизмы, которые определяют эти условия. Конечная цель социального познания состоит в том, чтобы усовершенствовать общество, порядки в нём, создать наиболее благоприятные условия для самореализации личности. Для того чтобы достичь этой цели необходимо выявить движущие силы общественного развития, т.е. законы функционирования общества, причины тех или иных наблюдаемых нами социальных явлений. Чем более глубоко мы познаём существующие в обществе взаимосвязи, законы, тем более тонко мы способны усовершенствовать общественные структуры и механизмы, способствующие процветанию общества.

4. История философииэтораздел, посвященный истории философских учений, эволюции философской мысли, а также наука с соответствующим предметом изучения.

5.

1.2.2 Философские дисциплины[1]

Поскольку философия изучает практически все области знания, то в рамках философии происходила специализация на определённые дисциплины, ограничивающиеся изучением этих областей:

1. Этика – философское исследование морали и нравственности.

2. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

3. Логика – наука о формах правильного рассуждения.

4. Аксиология – учение о ценностях. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

5. Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиология рассматривает различные действия с точки зрения их эффективности.

6. Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении, формах и значении. В ней содержатся попытки философских обоснований существования бога, а также рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.

7. Философская антропология – учение о человеке, его сущности и способах взаимодействия с окружающим миром. Это учение стремится интегрировать все области знания о человеке. Прежде всего, оно опирается на материал психологии, социальной биологии, социологии и этологии (изучает генетически обусловленное поведение животных, в том числе людей).

8. Философия науки – изучает общие закономерности и тенденции научного познания. Отдельно существуют также такие дисциплины как философия математики, физики, химии, биологии, экономики, истории, права, культуры, техники, языка и т.д.

Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

1. Неопозитивизм, аналитическая философия и постпозитивизм (Т. Кун, К. Поппер, И. Локатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.) – эти учения являются результатом последовательного развития позитивизма. Они занимаются анализом проблем, с которыми сталкиваются частные (остальные, кроме философии) науки. Это проблемы физики, математики, истории, политологии, этики, лингвистики, а также проблемы развития научного знания в целом.

2. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.) – философия человеческого существования. Человеческое бытие в этом учении понимается как поток переживаний индивида, который всегда уникален, неповторим. Экзистенциалисты делают акцент на индивидуальном человеческом бытии, на сознательной жизни индивида, уникальности его жизненных ситуаций, пренебрегая при этом изучением, лежащими в основе этого бытия, объективными всеобщими процессами и законами. Тем не менее, экзистенциалисты стремятся создать направление философии, которое бы было наиболее приближено к актуальным проблемам жизни личности, анализировало наиболее типичные жизненные ситуации. Основными их темами являются: истинная свобода, ответственность и творчество.

3. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтыла и др.) – современная форма религиозной философии, занимающаяся осмыслением мира и решением общечеловеческих проблем с позиций католицизма. Главной своей задачей видит внесение в жизнь людей высших духовных ценностей.

4. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.) –связан с прагматической позицией по решению всех проблем. Рассматривает целесообразность тех или иных действий и решений с точки зрения их практической полезности или личной эмоциональной выгоды. Например, если человек неизлечимо болен и в дальнейшем его существовании не просчитывается никакой пользы, то, с позиции прагматизма, он имеет право на эвтаназию (помощь в смерти тяжело и неизлечимо больному человеку). Критерием истинности, с точки зрения этого учения, также является полезность. При этом отрицание представителями прагматизма существования объективных, общезначимых истин и понимание, что цель оправдывает любые средства её достижения, бросает тень на гуманистические идеалы и нравственные ценности. Так, Дьюи пишет: «Я сам – и больше никто не может решать за меня, как я должен поступать, что для меня правильно, истинно, полезно и выгодно». Если каждый в обществе встанет на такую позицию, то в конечном счёте оно превратится лишь в поле столкновения различных эгоистичных побуждений и интересов, где не будет никаких правил и норм, никакой ответственности.

5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э.В. Ильенков, В.В. Орлов и др.) –материалистическая философия,претендующая на то, чтобы иметь статус научной. В своём анализе действительности опирается на материал частных наук. Стремится выявить наиболее общие законы и закономерности развития природы, общества и мышления. Основным методом познания является диалектический[2]. Социальная философия марксизмаоснована на идее создания коммунистического общества, построенного на идеалах равенства, справедливости, свободы, ответственности и взаимопомощи. Конечной целью построения такого общества является создание условий для свободной самореализации любой личности, наиболее полное раскрытие её потенциала, где было бы возможным осуществление принципа:«от каждого по способностям, каждому по потребностям». Однако для реализации этих идеалов в ней недостаточно проработана проблема индивидуального, уникального бытия личности, богатства её внутреннего мира и потребностей.

6. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло- Понти и др.) –учение, которое исходит из того, что необходимо очистить наше мышление от всех наносных, искусственных логических построений, но при этом оно пренебрегает изучением сущностного мира, независимого от человеческого восприятия и осмысления. Феноменологи считают, что познание объективного мира невозможно, поэтому изучают лишь мир смыслов (называя при этом их сущностями), закономерности в формировании смысловой реальности. Они считают, что наше представление о мире не является отражением самого объективного мира, а является искусственным логическим построением. Чтобы восстановить истинную картину мира, мы должны исходить лишь из нашего практического отношения к вещам и процессам. Наше понимание о вещах должно складываться в зависимости от того как мы их используем, как они себя по отношению к нам проявляют, а не какова их действительная сущность, способная объяснить причинно-следственные связи. Например, для них не имеет значения какими физическими или химическими свойствами обладает материал, из которого создана вещь, какие бактерии в ней живут и какие микроскопические процессы в ней происходят, для них большее значение имеет её форма и функции, которые она выполняет. С их позиции, говоря о вещах, мы должны вкладывать в них лишь практический смысл их возможного использования. Говоря о природных и социальных процессах, мы должны подразумевать, прежде всего, их возможное влияние на нас или то значение, которое они для нас несут. Тем самым, феноменологический подход отрывает человека от действительности, снимает установку на понимание взаимосвязей и законов мира, дискредитирует стремление к мудрости и объективной истине, упускает из виду ценность накапливаемых человечеством опытных знаний.

7. Герменевтика (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер и др.) – философское направление, вырабатывающее методики правильного понимания текстов, избегая собственной предвзятости, «пред-понимания» и, пытаясь проникнуть не только в замысел автора, но и в его состояние в процессе написания, в ту атмосферу, при которой этот текст создавался. При этом в понятие текста вкладывается очень широкий смысл, в их понимании вся понимаемая нами реальность есть особый вид текста, поскольку мы осмысляем её через языковые структуры, все наши мысли выражены на языке.

8. Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) – исследует закономерности функционирования и развития психики человека, механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного. Анализирует различные психические явления (например, сновидения), наиболее типичные переживания человека, стремится выявить их природу и причины, найти способы лечения психических расстройств.

9. Постмодернизм (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Деррида и др.) – философия, которая, с одной стороны, является выражением самоощущения человека современной эпохи, а с другой, – стремится разрушить классическую философскую традицию, стремящуюся к познанию мудрости и истины. Все классические философские истины и вечные ценности в ней начинают пересматриваться и дискредитироваться. Если современную эпоху, современную культурную ситуацию (постмодерн) можно назвать восстанием чувств против разума, эмоций и мироощущений против рациональности, то философия постмодернизма восстаёт против любой формы, способной претендовать на ограничение свободы личности. Однако на пути к такой абсолютной свободе оказываются объективность, истинность, правильность, закономерность, всеобщность, ответственность, любые нормы, правила и формы долженствования. Всё это объявляется инструментом власти и элит по манипуляции общественным мнением. Высшими ценностями провозглашаются свобода, новизна, спонтанность, непредсказуемость и наслаждение. Жизнь, с их точки зрения, – это своеобразная игра, к которой не стоит относиться серьёзно и ответственно. Однако разрушение тех норм, идеалов и ценностей, которые вырабатывались путём проб и ошибок на основе обобщения опыта многих поколений людей, опасно для дальнейшего существования человечества, поскольку это путь к тому, чтобы общество создало бы невыносимые условия для жизни (борьба эгоистичных побуждений, постоянное использование друг друга, бесконечные войны, разрастание экологического кризиса, обострение личностных проблем и т.д.).

Действительно, в результате такой постмодернистской тенденции в обществе начинает цениться упрощённое понимание жизни, человек начинает понимать мир так, как ему о нём удобно думать. И потому люди начинают сталкиваться со многими проблемами только из-за своей недальновидности, только от того, что представляют себе жизнь иначе, чем она есть на самом деле. Их ожидания о жизни оказываются обманутыми, их мечты и цели оказываются недостижимы или достижимы, но приводят к иному результату, чем они ожидали, приносят им лишь разочарования. Неслучайно, что истоки современного мирового экономического кризиса исходят из недальновидности государственных правителей, руководителей финансовых структур и обычных людей, которые, не просчитывая последствий, набирали кредиты и долги, намного превышающие разумные рамки.

Функции философии

1. Мировоззренческая. Философия как наиболее рациональные и общие знания лежит в основе нашего мировоззрения. Философское мышление, основанное на этих знаниях, сближает человека с действительностью, помогая ему рационально осмыслить окружающий мир и сформировать рациональное отношение к нему. Если из нашего мировоззрения отбросить все философские знания, то оно окажется эклектичным, разрозненным, бесполезным и иллюзорным, оторванным от реальности. Философский стержень делает нашу картину мира целостной и непротиворечивой. Философия способствует формированию представлений об устройстве мироздания и месте в нём человека.

2. Гносеологическая (познавательная).При помощи философского мышления познаются наиболее важные стороны мира. Философия разрабатывает общую теорию познанияс целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Она раскрывает закономерности противоречивого процесса познания, обозначает трудности на его пути и предлагает способы их преодоления.Философия также обосновывает саму возможность познания объективного мира, возможность существования объективных, общезначимых истин.

3. Методологическая. Эта функция тесно связана с предыдущей. Философия вырабатывает правила и методы правильного познания и преобразования действительности. В рамках философии сформировались наиболее общие подходы к изучению природных и социальных явлений. Она снабжает человека средствами получать наиболее объективные, истинные знания, позволяющие наиболее эффективно осуществлять практические задачи. Одним из наиболее важных философских методов является диалектический. Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

4. Интегративная (рационализации и систематизации).Сущность этой функции заключается в том, чтофилософия интегрирует, согласует между собой все области человеческого знания, обобщает весь опыт человечества, выявляет в нём наиболее рациональное и ценное, упорядочивая эти знания в стройные, логически обоснованные системы.

5. Критическая.Философия критически осмысляет накопленные человечеством знания, существующие нормы, ценности и взаимоотношения людей, жизнь общества в целом. Это необходимо для того, чтобы расчистить их от всего ложного, бесполезного, вредного или даже несущего потенциальную опасность благополучию общества. Философское мышление, чтобы освободиться от догм, стереотипов и предубеждений, подвергает сомнению даже собственный ход рассуждения.

6. Ценностная (аксиологическая).Критически осмысляя жизнь общества, философия стремится дать тем или иным её проявлениям адекватную, рационально-обоснованную оценку, тем самым, выделяя в нашем опыте наиболее важное и ценное. Благодаря чему она помогает расставить правильные приоритеты в жизни, сформировать правильные ценностные ориентации, обосновывает какие идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития будут наиболее оптимальны для лучшей жизни общества, принесут наибольшее его процветание. Как говорил И. Кант, философия призвана научить человека тому, «каким надо быть, чтобы стать человеком» в точном и полном смысле этого слова. Человек ещё должен заслужить называться человеком, быть достойным этого, занять в мире то место и выполнять ту роль, которые подобают его сущности, предназначены его природой и происхождением. Если же человек руководствуется лишь эгоизмом и животными потребностями, то он не достоин этого гордого имени.

7. Прогностическая.На основе анализа существующих условий, тенденций и закономерностей развития и глубокого понимания сути происходящих процессов, философия способна давать прогнозы по дальнейшему течению событий, предупреждать о возможных кризисных или проблемных ситуациях и давать рекомендации по их предотвращению.

8. Конструктивная (проективная).На основе изучения опыта прошлых поколений и обобщения накопленных знаний, философия способна создавать проекты преобразования действительности в интересах наибольшего числа людей. Это преобразование может касаться изменения социальных структур, механизмов управления обществом и воспитания личности. Воодушевляя своими глубоко аргументированными идеями, философия способна направлять развитие общества в наиболее конструктивное русло.

Виды философов

Философия многолика в своих проявлениях, в различные эпохи и в разных странах мыслители понимали её предмет и задачи по-разному, руководствовались в своих философских трудах различными мотивами. При этом далеко не все философы главным своим мотивом считали постижение истинного и мудрого. Так, по видению целей и задач философии, её предмета изучения, можно условно разделить философов на несколько видов.

Некоторых мыслителей можно с определённой долей условности назвать философами-эстетами (Ф. Ницше, А.Бергсон, П. Коэльо, К. Кастанеда и др.). Их характеризует то, что для них большую важность приобретает красота и оригинальность мысли, т.е. эстетическое восприятие их философского произведения. Действительно, прекрасное, доброе, истинное и гуманное очень часто лежат рядом. Рациональность и глубокий гуманизм мысли, как правило, создают в нас ощущение её красоты. С другой стороны, красиво оформленная мысль глубже проникает в сознание читателя, легче увлечёт его «за собой». И если цели такого философа возвышенны, то это вдохновляет читателя на нравственные поиски и поступки. Однако эстетический момент в произведениях может использоваться и в менее благородных целях. Некоторые мыслители в своём увлечении эстетизмом теряют более важные ориентиры, что может подтолкнуть их почитателей на путь заблуждений, сулящий им лишь неприятности.

Другого плана философами являются философы-гуманисты (Конфуций, Лао-Цзы, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и др.). Они ставят своей задачей усовершенствование условий человеческого бытия, решение наиболее актуальных проблем для общества. Их отличает гуманистическая направленность в мышлении, стремление обосновать гуманистические идеалы, стремление к созданию совершенного общества, где каждый сможет найти для себя благоприятные условия для самореализации. Они стремятся создать такие инструменты, такие общественные структуры и механизмы, которые бы воспитывали в людях всесторонне и гармонично развитую личность.

Среди мыслителей, которых также относят к философам можно встретить и популистов.Порой главным мотивом, который движет мыслителями, является достижение славы и популярности. Ради этого они готовы играть на чувствах людей, на том, что для обычного человека наиболее близко и актуально. Но на деле чаще у них нет даже такой цели как решение действительных проблем, их философия увлекательна по форме, но, как правило, спекулятивна, пуста по содержанию. В их трудах, если и присутствуют действительно ценные мысли, то скорей в виде исключения. По сути, их нельзя назвать философами в лучшем смысле этого слова, однако стремление к рациональной аргументации, популярность их идей, резонанс их мыслей в обществе, позволяет им сохранить данный статус за собой. Особенно много такого рода «философов» среди современных постмодернистов, ибо их идеи ещё не были проверены достаточным временем, чтобы общество могло убедиться в пагубности последствий многих их идей.

К схожему типу философов можно отнести тех, кого бы можно было назвать субъективистами (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, софисты, античные скептики, Д. Юм, Ж.П. Сартр, большинство постмодернистов). В отличие от популистов, их главный мотив – самовыражение. Для них главное ни познание, ни общественная польза, а изложение собственного мироощущения, своих оценочных суждений; ни стремление к истине и мудрости, а комфорт и удобство в своём мышлении. Как правило, они стоят по позиции плюрализма мнений, считают, что истина у каждого своя и отрицают существование объективной, общезначимой истины. Такой образ мысли в угоду лишь эгоизму и анархии в обществе. В то же время такой подход может порождать и весьма интересные мысли, давая повод задуматься, взглянуть на вещи другими глазами.

Отдельно можно выделить философов мистического, эзотерического или религиозного толка (натурфилософы эпохи Возрождения, Н. Рерих, Е. Блаватская, Тейяр дэ Шарден, Дж. Рэдфилд, Д. Мельхиседек, Д. Андреев, Я. Бёмэ и др.). Их рассуждения строятся под призмой мистического или религиозного переживания бытия. Несмотря на их иррациональный подход, в большинстве своём, они нацелены на благо для общества. Как правило, они ориентируют человека на развитие духовности, отдавая приоритет духовным ценностям над материальными. Понятие совершенного бога помогает им обосновать их этические идеалы. В то же время также как и субъективисты, они опираются ни на чёткие логические обоснования и доказательства, а на собственные мироощущения и интуитивные способы познания мира, что содержит возможность заблуждений. Такие их позиция и методы делают их взгляды далеко не бесспорными и не позволяют такого рода знаниям получить статус общепринятых.

Следующий вид философов – это философы- учёные (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц и др.). Они отличаются тем, что в получении знаний, познании действительности пользуютсястрогим научным методом. Для них большое значение имеет строгая научная выверенность, доказанность всех положений. Однако любой серьёзный научный прорыв – это всегда слом старой логики мышления и создание более совершенной новой. Логика мышления человека под влиянием новых открытий, новых знаний постоянно развивается, всё более тонко схватывая хитросплетения взаимосвязей действительности. Главным критерием истинности идей служит не просто логическая обоснованность, а общественная практика, проверка опытом и временем.

Особо следует выделить тех философов, которые наиболее точно соответствуют дословному своему значению, т.е. тех, кто руководствуется прежде всего мудростью, кто обладает определённой степенью развития личности и богатым жизненным опытом. Их особенностью является то, что благодаря их опыту, способностям, у них очень хорошо развита интуиция, позволяющая им тонко и глубоко схватывать саму суть происходящего, а в некоторых случаях даже предвосхищать будущее, быть дальновидными. Поэтому их самовыражение, даже если оно не основано на научной методологии, несёт в себе ценные и мудрые умозаключения. Это позволяет им применять свои способности, не ограничиваясь узкими, научно поставленными задачами, а использовать их практически в любой жизненной ситуации. К таким философам-мудрецам также можно отнести Конфуция, Лао-Цзы, Л.Н. Толстого, Раджаниша Ошшо, Сократа и др.

Такое разделение философов достаточно условно и многих из них можно отнести сразу же к нескольким видам. Выделяемые виды показывают спектр специфик философского мышления, подходов к пониманию философии, её предмета изучения, методов и целей.

Краткие итоги: При изучении философии обычно выделяют 4 основных раздела: онтологию, гносеологию, социальную философию и историю философии; а также несколько философских дисциплин: этику, эстетику, логику, философскую антропологию, аксиологию, праксиологию, философию религии, дисциплины относящиеся к философии науки и т.д.. Существует несколько основных направлений современной мировой философской мысли: феноменология, аналитическая философия, неотомизм, прагматизм, марксизм, постмодернизм, экзистенциализм, психоаналитическая философия и герменевтика. Выделяются следующие функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, критическая, проективная, ценностная и интегративная.

Список используемых источников:

Алексеев П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

Гриненко, Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2008. – 688 с.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

Спиркин А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

Орлов В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

[1] Названия большинства разделов философии (социальная философия, история философии и эпистемология) совпадают с названиями соответствующих философских дисциплин, которые их изучают. Поэтому здесь они повторно не называются.

[2]Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это способ мышления, стремящийся осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

Наши рекомендации