Тема 9. Социальная философия. Развитие общества как исторический процесс. Философия истории
Тестовые задания:
1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
а) культурология;
*б) социальная философия;
в) гносеология;
г) политология.
2. Постижением процесса общественной жизни занимается...
а) история философии
б) философия человека
в) философия природы
*г) философия истории
3. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
*б) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
в) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
г) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
3. Согласно концепции М. Вебера, общество — это:
а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
б) понимающее «бытие-в-мире»;
в) свободный практический и творческий выбор;
*г) система социальных действий и их смыслов.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
а) жизни людей согласно их речевым актам;
б) истолкования смысла социальных действий людей;
*в) формы материального производства;
г) соответствующего общественного договора.
5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это:
а) воплощение совершенной идеи справедливости;
б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
*в) продолжение природы и космических закономерностей;
г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
*б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
а) антропосфера;
б) социосфера;
в) ноосфера;
*г) техносфера.
8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:
а) взаимодействие общества и природы;
б) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
*в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
9. Гегель полагал, что развитое общество — это:
а) нравственная реальность;
б) общество всеобщего благоденствия;
в) царство божие;
*г) правовое государство.
10. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) становление свободного человека;
б) самоцельное становление свободы;
*в) развитие мирового духа во времени;
г) развитие мирового духа в пространстве.
11. В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который:
а) рассматривается в плане судьбы индивидуума и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир;
б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;
*в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;
г) есть существующий оплот европейского «священного союза».
12. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
а) циклов;
б) стрелы;
*в) спирали;
г) маятника.
13. В своей философии истории И.Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:
а) царству божию;
б) декадансу;
*в) гуманизму;
г) варварству.
14. По Фихте, целью истории человечества является:
а) побуждение идентичности;
б) устремление к субординации;
*в) установление координации;
г) определение диспозиции.
15. По Шеллингу, история может быть определена, как:
а) воплощение абсолютной свободы;
*б) постепенная реализация правового закона;
в) проявление необходимости;
г) воплощение божественного замысла.
16. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
а) немецкого философа К. Ясперса;
*б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
в) французского историка и культуролога Ф. Броделя;
г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
17. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…
*а) экономического детерминизма
б) экзистенциализма
в) постмодернизма
г) провиденциализма
д) географического детерминизма
18. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:
а) Ф. Бродель;
б) П. Сорокин;
*в) Ф. Фукуяма;
г) А. Тойнби.
19. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;
б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;
в) К. Маркс и Ф. Энгельс;
*г) Ф. Ницше и А. Камю.
20. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
а) герменевтики;
б) структурализма;
в) постмодернизма;
*г) синергетики.
21. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является:
*а) популяция;
б) семья;
в) группа (община, анклав и т.д.);
г) субэтнос.
22. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
а) семья;
б) государство;
в) собственность;
*г) власть.
23. Главным условием существования и развития общества, согласно марксизму, является(-ются)...
*а) материальное производство
б) вера в Бога
в) справедливые отношения между людьми
г) освоение космоса
24. «Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это…
а) любовь к ближнему
*б) война всех против всех
в) примирение с действительностью
г) равновесие любви и ненависти
25. Государство, власть и властные отношения составляют ядро...
*а) политической сферы
б) семейно-бытовых отношений
в) экономической сферы
г) духовной сферы
26. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли...
а) Левкипп и Демокрит
*б) Платон и Аристотель
в) Парменид и Зенон
г) Фалес и Анаксимен
27. Согласно плюралистическому пониманию истории…
а) различные социальные организмы подчиняются общим законам исторического развития
б) человеческого общества как целостного образования не существует
*в) каждое историческое образование возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет
г) ход истории предопределяется божественным провидением
д) разнообразие в историческом развитии не отрицает идею единства истории
28. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…
а) технологического детерминизма
*б) демографического детерминизма
в) провиденциализма
г) экзистенциализма
д) постмодернизма
29. В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...
а) И. Кант
*б) Сократ
в) Августин
г) Ф. Аквинский
30. Основной причиной отчуждения, согласно К. Марксу, служит…
*а) частная собственность на средства производства
б) система ценностей конкретного общества
в) неразвитость общественных отношений
г) обусловленность человеческого бытия природными факторами
31. Согласно ________, проявлением отчуждения является «одномерность» современного человека.
*а) Г. Маркузе
б) Н. Бердяеву
в) Ф.Ницше
г) З. Фрейду
32. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие…
а) материального и идеального
б) субъективного и объективного
в) абстрактного и конкретного
*г) индивидуализации и унификации
33. Общественное поведение человека и коллективное поведение животных…
*а) различаются способностью людей организовывать неформальные объединения
б) ничем не различаются
в) не имеют ничего общего
г) обусловлены действием инстинктов