Специфические черты древнеиндийской и древнекитайской философии
Философия древней Индии возникает в сер. 1 тысячелетия до н.э. Характерные черты: 1)самобытность (автохронность). 2)традиционность (обращение к прошлому). 3)религиозность. 4)спириатулистическая направленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению. 5)соединение рационализма и мистицизма. 6)единство божества в определении высшей цели, множественность картин мира. 7)сочетание мироутверждения и мироотрицания. 8)принятие почти всеми школами учения о трансмирации- переселении душ. 9)отношение к философии как к образу жизни. 10высокий общественный статус философии, влиятельность философских идей в культуре.
Древний памятник индийской философии «Веды»- сборник гимнов, священных песен и молитв. Постепенно «Веды» обогащались рациональным содержанием. философская их часть получила название «Упанишад». Важнейшим в «Упанишад» являлось учение о брахмане и атмане. Брахман- объективная реальность, высшее творческое начало, зародки всего сущего. Атман- индивидуальное, субъективное начало. В «Упанишад» утверждается единство брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и человека. «Упанишад»- карма, определяет судьбу человека. В зависимости от суммы человеческих дел можно изменить свое будущее. Закон кармы: не подчинен лишь тот, чьи дела и помыслы направлены на высшую реальность, кто не связан с эгоистическими устремлениями и делами.
В философии древней Индии различают 2 группы школ: 1)школы, признающие себя наследниками традиций «Вед». Они считаются ортодоксальными и называются астика (утверждающие), (строго придерживаются того или иного учения). К ним относятся: санхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта, миманса. 2)неортодоксальная школа- настика (отрицающие), отрицающие традиции «Вед», не признающие себя их прямыми наследниками. К ним относятся: буддизм, джайнизм, локаята. Важнейшую роль среди этих школ играет буддизм.Буддизм - философскорелигиозное учение, созданное принцем Гуатама. Он заключается в 3 ключевых идеях: 1)ненасилие. 2)благоговение перед любой формой жизни. 3)избавление от страстей- причин страданий. Гуатама сформулировал «4 благородные истины буддизма», составляющие единый путь Будды. 1)все проникнуто страданием, которое правит миром. 2)причиной страданий являются страсти и желания человека. 3)уйти от страданий можно только погрузившись в нирвану (угашение желаний, отсутствие желаний). 4)путь, ведущий к нирване- восьмеричный путь спасения. Путь Будды- целостносный образ жизни, основанный на единстве знаний, добродетели и поведении. Он завершает нравственное очищение человека в свете истины. Очищение заключается в охране всего живого, непричинении зла, уважении к чужой собственности, правдивости, воздержанности в еде и питье, отрицании светских развлечений и удовольствий, жизни в добровольной бедности, освобождении от всего, что приносит боль. Таким образом достигается состояние нирваны, как полной невозмутимости, свободы от внешнего мира и мысли о нем.
Материалистическую тенденцию в развитии древне индийской философии представляет такая школа как «Лакоята» или «Чарвака». Согласно учению о бытии, разработанному в этой школе, все предметы вселенной состоят из 4 элементов: земля, вода, огонь, воздух. Эти элементы считаются неизменными и существуют вечно. В зависимости от пропорций, в которых сочетаются эти элементы, образуются разнообразные предметы внешнего мира. В теории познания единственным источником наших знаний «Лакоята» признает ощущение. «Лакоята» отрицает внечувственных и сверхчувственных объектов: Бог, душа, рай, ад.
Школы древнекитайской философии.
Возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. Ее характерная черта, как и индийской философии, это автохтонность, самобытность, традиционно высокий статус философии в обществе, отношение к философии как к образу жизни. Политическая направленность. Однако в Китае, в отличие от Индии, особая значимость придается государственности, социальной активности человека. В связи с этим китайская философия сосредоточена на социальной, политической и этической проблематиках. Это преимущественно практическая философия. Она отчуждается от чистой теории и методологии. К числу главных философских школ древнего Китая относятся: даосизм, конфуцианство. Основателем даосизма является Лао-Цзы. Центральным понятием в этом учении является понятие Дао (буквально путь, дорога). Дао - невидимый естественный всеобщий закон природы, человечества и общества. Поведение и мышление отдельного индивида. Главный принцип даосизма - принцип недеяния. Он предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, активно не вмешиваться в жизнь. Всякое напряжение ведет к дисгармонии, нарушает пропорции между человеком и миром. Жизнь должна развиваться естественно, сама собой. Следуя Дао, мудрый правитель ничего не предпринимает, чтобы управлять страной, тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония.
Можно отметить, что одним из ведущих идейных учений в Китае является Конфуцианство (Конфуций). С самого рождения Конфуцианство отличалось осознанно социально-этической направленностью, стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Характерно: идеализация древности, преданность императору, верность делу, культ предков, выполнение норм почтительности со стороны детей по отношению к родителям. Конфуцианство истолковывает и государственную и божественную власть в семейно-родственных категориях. «Государство - одна семья». «Государь – сын неба и одновременно отец и мать народа». Конфуцианству присущ идеал благородного человека, его отличают скромность, бескорыстие, сдержанность. Однако, общие потребности, забота о их реализации остается уделом правителя. Народ не знает и не может решать.
Вопрос 6