Общая характеристика китайской философии

Специфика философского знания стран Востока.

1. Жизненная ориентация. Если для Западной традиции свойственно чередование эссенциальной философии (сущности) экзистенциальной философии (ф-ии существования), то для восточной традиции характерно преобладание второго типа. Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т.д. – первое положение из которого исходили мыслители Востока (китайские мыслители учили тому, как выжить в существующей реальности )

2. Синтез природного, духовного, телесного. Если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, коренящийся уже в христианстве, и трансформировавшийся в энергетизм в новоевропейской философии, то в восточной философии в согласии с собственным духом и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

3. Целостность познавательной установки. Если для западного мышления традиционен принцип двойственности – одно и другое, то для восточного мышления принцип недвойственности – одно в другом, одно во всем и все в одном. Этот взгляд на мир – первый и главный признак «просветления». Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства.

4. Особенности языка. Для Запада характерен атомарный характер алфавитного языка, аналитическая структура слова, где самостоятельную семантическую нагрузку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собранному из частей. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического знака, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-графически, и раскрывается через целостную образность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной традиции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в том числе и в своем внешнем виде.

5. Многогранности истины. Если в классической европейской философии преобладал рационализм, ориентированный на поиски объективной общезначимой истины, то мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Поэтому имеются разные пути к совершенству, и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.

6. Антропологический перфекционизм. На Востоке господствует представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное самосовершенствование можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.

7. Конкретность. Учения Востока создавались как моральные, научные и религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно сичтать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии – это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа.

Общая характеристика китайской философии.

Выделяется четыре периода развития китайской философии:

1. Древний (XI – III вв до н э)

2. Средневековый (III в до н э - XIX в)

3. Новый (середина XIX в – 4 мая 1919 г)

4. Новейший (с 1919 г – по настоящее время)

Китайскую философию можно охарактеризовать двумя словами:

· Гармония. И в даосизме, и в конфуцианстве красной нитью проходит идея гармонии с природой и всеобщей взаимосвязи. Мудрость черпается именно в этих понятиях, без которых немыслима гармоничная жизнь. Китайцы черпают вдохновение в ощущении гармонии происходящего;

· Традиция. Другой чертой является приверженность традициям. Незыблемой нормой поведения становится сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущим поколением. Накопленная мудрость берется за основу, что порождает социальную стабильность.

Китайскую философию нельзя рассматривать вне специфики иероглифического письма.

В китайском языке значение слова в большей степени зависит от контекста. Например, временную форму употребления глагола невозможно определить без контекста. При помощи китайского письма очень удобно выражать комплексные идеи в их взаимосвязи. Однако при помощи иероглифов намного сложнее выстраивать цепочку логических доказательств. Кроме того, китайского письмо консервативно и едва ли значительно изменилось с тех пор, как был написан первый философский трактат.

Китайская философия насчитывает более чем два с половиной тысячелетия. К 221 г до н э, когда династия Цинь объединила Китай, в стране существовали разные философские течения, причем основными были школы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в до н э.

Конфуцианство – это морально –этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в государстве и мире. Основатель – Конфуций (551 – 479 гг до н э). Огромный вклад также внес его последователь Мэн-цзы (372-289 гг до н э). Конфуций – талантливый китайский педагог, создатель философского учение, в основе которого лежит проблема нравственного, интеллектуального, духовного совершенствования человека.

Основа такого совершенствования – обладание жэнь (гуманностью, человеколюбием, верностью, справедливостью). Важное место занимала концепция сяо – сыновей любви, а в более широком понимании – почитание старших. Ли-этикет определял правила благопристойного поведения в обществе.

Предполагалось, что общество должно быть устроено иерархично, в нем должно быть четкое распределение обязанностей и ответственности на основе концепции чжэн мин – исправления имен, приведение в соответствие сущности и названия. Метафора семьи переносилась и на государственное устройство. Государство в конфуцианстве должно строиться по принципу патриархальной семьи, где император сын Неба, затем следуют иерархия чиновников и простые общинники.

Даосизм был слишком глубокомыслен и мистичен, доступен лишь избранным личностям, тогда как человеку нужны простые и ясные моральные нормы. Эту потребность и реализовывало конфуцианство.

Конфуций также разработал концепцию «благородного мужа». Конфуцию первому принадлежит оформление «золотого правила морали»: чего не желаешь себе, того не делай и другим.

Этика-философская концепция конфуцианства строится на трех ключевых понятиях:

· Тянь (небеса). Ощущение мирового порядка, духовная цель человечества. Свое учение о личных достоинствах и общественном устройстве Конфуций считал небесным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии с вселенной. Однако он не допускал никакого бесплодного теоретизирования по поводу тянь; человек должен был просто осознать свою цель и воплощать ее в жизнь. По мнению Конфуция, мы живем во вселенной, существующей согласно определенному порядку и законам. Поэтому надо жить так, чтобы поведение человека отражало эти законы. Как только человек осознает это рпавило, он встает на небесный путь. В данном случае путь является переводом термина Дао, который стал ключевым не только в даосизме, но и в конфуцианстве.

· Чжен (гуманность, человечность). Смысл данного понятия Конфуций пояснял так: не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам. Человеколюбие – это почтительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают, если человек обходителен, то его поддерживают, если человек правдив, то ему доверяют, если человек сметлив, он добивается успеха, если человек добр, он может использовать других.

· Ли (соблюдение ритуала: обрядов, порядка, традиций). Человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого нормальное функционирование общества невозможно. Данный принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. По его мнению, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция – благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни.

В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принципы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жалобы, с которыми к нему обращались, в соответствии с традиционными основами общественной жизни.

Даосизм – мощное направление древнекитайской философии, которое отличается от конфуцианства тем, что основано на личностном постижении и не имеет социальной составляющей. Основателем даосизма считается Лао-цзы (живший примерно в VI – V вв до н э), его произведение - Дао дэ цзин (книга о пути и его проявлениях) а также представителем этого направления считают Чжуан-цзы, жившего в IV в до н э.

Главным содержание даосской философии является учение об универсальности пути – Дао как закономерности спонтанного развития космоса, человека, общества, идея единства микро- и макрокосмоса. Даосизм в отличие от конфуциантсва обращается к онтологии (в центре учения стоят космос, природа, человек).

Лао-цзы понимал под Дао невидимый, естесственный закон всего сущего, который управляет материальным миров. Дао неисчерпаемо, вечно пусто, порождает вещи, бездействует.

Дэ в даосизме напоминает европейское понятие «энергия». Дэ – свойство вещей, через которое проявляется Дао.

Вместе с тем философия даосизма глубоко диалектична: «Бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом».

Принципы осуществления Дао:

· Естественности (цзы-жань), простоты и близости к природе: «Дао не отдает приказаний, а следует естественности»; «совершенномудрый следует естественности вещей».

· Недеяния (у-вэй), отказа от целенаправленной деятельности, не согласующейся с естественным миропорядком, подчиняющимся «сокровенному пути» Дао: «Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало»; «Обладающий высшим человеколюбием действует, осуществляя недеяние; нет ничего такого, что бы не делало недеяние». Даосизм учит искусству управление через недеяние. Лучший правитель - это мудрец, «тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

· Ненасилия (ибо насилие несовместимо с естественностью), бесстрастия (совершенномудрый не имеет страсти), безмолвия (нужно меньше говорить, следовать естественности), спонтанности, постоянства, неслужия, неучения (тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.)

На основе этих принципов развилась и даосская практика: психофизические упражнения, медитативная техника, дыхательные упражнения и т.д.

Итак, даосизм – это философия, выражающая всю полноту человеческого бытия, его нерасторжимое единство со всем миром, это путь цельного существования человека, в котором духовное начало и физическая природа рассматриваются в единстве. Это единство невозможно объяснить только с рациональных позиций и действия, его можно понять с помощью чувства и невмешательства в великий покой Бытия.

Наши рекомендации